По мнению отстраненного силовыми методами руководителя «Южного» Владимира Васильева, инициаторы приватизации ОПЗ, которая назначена на 20 мая, хотят повысить стоимость завода, передав ему четыре причала порта
Уже несколько месяцев длится конфликт вокруг морского торгового порта «Южный» возле Одессы. Его суть заключается в том, что путем смены руководства «Южного» предпринимаются попытки отобрать у этого предприятия четыре причала и передать их Одесскому припортовому заводу (ОПЗ). Подобная настойчивость вполне понятна: с помощью этих причалов инициаторы приватизации ОПЗ (которая уже назначена на 20 мая этого года) хотят повысить стоимость завода. И это несмотря на то, что Президент Украины Виктор Ющенко неоднократно выступал против приватизации Одесского припортового и причалов порта «Южный». Как заявил глава государства в интервью журналистам 5 мая этого года, приватизация ОПЗ предполагает передачу в частную собственность только производственных мощностей химического завода, но никак не портовой инфраструктуры. При этом Виктор Ющенко напомнил, что приватизация портовой инфраструктуры в Украине запрещена(!) законодательством.
Однако инициаторы приватизации мало внимания обращают как на главу государства, так и на судьбу самого порта «Южный», который, лишившись четырех причалов, приносивших ему 40 процентов прибыли, может вообще прекратить свое существование.
Последняя рейдерская атака на это предприятие произошла в ночь на 7 мая нынешнего года, когда от руководства «Южным» был отстранен Владимир Васильев, который проработал в порту 15 лет. На его место был назначен 29-летний Юрий Крук, не имеющий опыта работы в этой отрасли. Причем коллизии этой ротации руководящего состава порта могут удивить не только неискушенных граждан, но и юристов. Дело в том, что еще в июне 2007 года Кабмин создал концерн «Укрморпорт», в пределах полномочий которого Владимир Васильев до 2012 года был назначен начальником порта «Южный». Но уже в декабре 2007 года, когда г-н Васильев был на больничном, министр транспорта и связи назначил исполняющим обязанности начальника порта Юрия Крука. Дальше начинается вообще непонятное.
И. о. начальника порта издает приказ о назначении Владимира Васильева своим заместителем по вопросам социального развития, а потом вообще сокращает эту должность. После чего проводится конкурс на замещение должности начальника порта, который, естественно, выигрывает Юрий Крук.
Как рассказал журналистам на встрече, посвященной конфликту вокруг порта «Южный», сам Владимир Васильев, он подал в суд иск относительно его восстановления на посту начальника порта и обжаловал результаты конкурса. В марте этого года Ворошиловский суд Донецка восстановил Владимира Васильева в должности. Чуть позже, 24 апреля 2008 года, тот же суд признал недействительными результаты конкурса, по которому начальником порта «Южный» стал Юрий Крук. А вот дальше начались и впрямь чудеса. Буквально на следующий день, 25 апреля, тот же Ворошиловский суд Донецка отказывается от своего собственного решения и отменяет восстановление Владимира Васильева на посту начальника порта. Более того, 30 апреля, в выходной день, суд постановляет определение, которое позволило Юрию Круку с помощью представителей милиции занять администрацию порта «Южный». Владимир Васильев все действия вокруг порта поясняет так: «Спешка с захватом «Южного», скорее всего, связана с продажей Одесского припортового завода, назначенной на 20 мая. Четыре причала «Южного», которые нельзя приватизировать и продать, можно реструктуризировать и передать в ведение ОПЗ. А затем продать как имущество завода».
Между тем смена руководства «Южного» уже сказалась на результатах работы порта. «За четыре месяца правления Юрия Крука по разным причинам увольняются более ста работников, классных специалистов», — рассказал на встрече с журналистами Владимир Васильев. «Если в 2007-м порт установил свой рекорд в 21 500 тысяч тонн грузооборота, то в феврале и марте нынешнего года «Южный» даже не выполнил план грузооборота и грузоперевозок. Партийные подходы в работе Минтранса ни к чему хорошему привести не могут», — считает заместитель генерального директора государственного концерна «Укрморпорт» Сергей Шостак.
Кстати, о партийном подходе. Новым начальником порта стал Юрий Крук — сын народного депутата от фракции БЮТ Юрия Крука. Его назначение на этот пост поддерживает министр транспорта и связи Иосиф Винский, тоже член БЮТ. И наконец, главным инициатором приватизации Одесского припортового завода является премьер-министр Украины, лидер БЮТ Юлия Тимошенко.
Эксперты же особо отмечают тот факт, что причалы — это точки входа-выхода товаров и сырья. Понятно, что, контролируя их, можно при желании всегда «давить» любой бизнес, зависящий от морских перевозок, прежде всего — неугодный. А значит, вскоре мы сможем увидеть, кого инициаторы подобных портовых реформ прочат на роль «пропускного» на линии водных границ Украины.