Наука и технологии

Знай наших: как юные украинские программисты обошли команды из Японии, США и Кореи

18:40 — 20 сентября 2018 eye 1821

На Международную олимпиаду по информатике, которая в начале сентября проходила в японском городе Цукуба, приехали 337 юных программистов из 84 стран мира. Увы, никто из них так и не смог решить одну задачу на полные 100 баллов. Что говорит об очень высоком уровне интеллектуального соревнования. А золотых медалей были удостоены всего 28 человек. Среди них один представитель украинской команды — выпускник Полтавского областного научного лицея-интерната «Полет» при Кременчугском педагогическом колледже имени Макаренко Даниил Смелянский. В общекомандном зачете наши ребята заняли девятое место, опередив представителей Японии, США, Великобритании, Тайваня, Южной Кореи, команды которых традиционно очень сильные. В этих странах существуют целые институты по подготовке программистов, налажена четкая система их подготовки.

Согласно правилам проведения мероприятия страну могли представлять не более четырех человек. В этот раз, кроме выпускника Ужгородской классической гимназии Альберта Макаровича, в команду Украины вошли три жителя Кременчуга — все ученики заслуженного учителя Украины Валентина Мельника. Именно в Кременчуге на Полтавщине находится один из самых сильных центров подготовки будущих программистов. Недавно такой появился в Киеве, чуть раньше — в Харькове.

— Если разобраться, то у нас даже толковых учебников по информатике нет, — говорит учитель информатики Полтавского областного научного лицея-интерната «Полет» при Кременчугском педагогическом колледже имени Макаренко Валентин Мельник. — Во всяком случае, в учебном процессе я их не использую. Чтобы подготовить ребенка к олимпиаде международного уровня, я должен научить его логическому и пространственному мышлению, а также дать как можно больше опыта по применению алгоритмов при решении задач. Практические задания придумываю сам.


* На Международную олимпиаду по информатике
приехали 337 юных программистов из 84 стран мира

Последние два месяца перед полетом в Японию Валентин Иванович поднимал своих учеников в два часа ночи, а в три они уже должны были приступать к работе — решать задачи, которые он им рассылал. Но оценивал работы не учитель, а беспристрастная компьютерная программа. Выставленные баллы были поводом для коллективных обсуждений, во время которых выбирался наиболее оптимальный способ решения заданий. Хотя у каждого был свой график и свой план подготовки.

— Но разве в три часа ночи наш мозг может работать с полной отдачей? — недоумеваю я.

—Так мы ведь ложились в четыре часа дня! — объясняет учитель-новатор. — Нам нужно было постепенно адаптироваться к часовой разнице с Японией, чтобы ребята не засыпали на турах. Начинали с девяти вечера, потом — восемь, семь и так дошли до четырех. Считаю, это важная составляющая успеха на олимпиаде. Мы прилетели за два дня до ее начала, и если бы не эта тренировка организма, то сбой часовых ритмов сказался бы на результате.


* В этом году в нашу сборную вошли три жителя Кременчуга — воспитанники заслуженного учителя Украины Валентина Мельника, в том числе дочь учителя Соня, и выпускник Ужгородской классической гимназии

49-летний Валентин Иванович Мельник — мастер по подготовке победителей международных олимпиад. Медалистами престижных интеллектуальных соревнований за последние 12 лет его работы с одаренными детьми стали уже 18 человек. Хотя сам он впервые увидел компьютер в 22 года. И сейчас не скрывает, что безнадежно отстает от своих воспитанников в скорости решения задач. Раньше устраивал с учениками соревнования на время, но теперь эти эксперименты бросил.

Читайте также: Не спала ночами: как юная украинка произвела фурор на олимпиаде по немецкому языку в Германии

Учитель-новатор начинал работать в Александрийском лицее информационных технологий Кировоградской области. Нестандартные подходы к преподаванию предмета настолько увлекали детей, что они очень быстро начинали показывать лучшие знания на олимпиадах разных уровней, их стали приглашать к себе на работу ведущие IT-компании, такие как «Фейсбук», «Гугл», «Майкрософт», «Снэпчат». А за преподавателем, автором целого ряда уникальных пособий, стали охотиться учебные заведения Украины. Целых десять лет упрашивал Валентина Мельника переехать в Кременчуг и директор местного педагогического училища Иван Васильевич Гальченко. Наконец, в 2012 году Валентин Иванович дал согласие на переезд.

— Я собрал своих учеников и предложил им поехать вместе со мной, — рассказывает педагог. — Согласились четырнадцать человек: два девятиклассника, пять десятиклассников и семь одиннадцатиклассников. Десять из них — победители всеукраинских олимпиад по информатике. Первое время жили все вместе в одном общежитии.

— За Валентином Ивановичем мы готовы были идти в огонь и в воду, — признается Роман Рубаненко, один из тех, кто переехал вслед за своим учителем из Александрии в Кременчуг, серебряный медалист Международной олимпиады по информатике в Италии, ныне сотрудник компании «Снэпчат» в Одессе. — Он для нас не просто лучший из учителей, а очень близкий человек — как отец, как друг. Валентин Иванович не считается со своим личным временем. Сколько нужно, столько и будет заниматься с учениками после уроков. Совершенно бесплатно, что по нынешним временам бывает нечасто.

— Моя золотая медаль на олимпиаде в Японии — это заслуга Валентина Ивановича, — рассказывает первокурсник факультета кибернетики Киевского национального университета имени Т. Г. Шевченко Даниил Смелянский. — До того как прийти в «Полет», я не был силен в информатике. Просто хотелось углубить свои знания в математике, которых мне не хватало, и вообще в точных науках. Но Валентин Иванович, видимо, что-то такое заметил во мне, начал со мной усиленно заниматься. И сегодня можно сказать: три года наших общих усилий не прошли зря. А математика и информатика, как оказалось, это две большие разницы.

— Победа тяжело далась?

— Соревнования проходили в два тура — 3 и 5 сентября, — говорит Даниил Смелянский. — Каждый день решали по три задачи, на это отводилось пять часов. Все задания были авторскими, то есть аналогий с предыдущими, с которыми раньше приходилось сталкиваться, невозможно было провести. Требовалось придумать собственное логическое решение, свой алгоритм. Что важно, работа оценивалась блоками. То есть на протяжении отведенного времени к ней можно было вернуться, что-то дотянуть и выдать полное решение, таким образом увеличив свою оценку. Мой балл — 336 из 600 возможных, которых, кстати, не набрал никто. А в первом туре лишь одна участница — американка — получила за три задания полные триста баллов.

Баллы выставляет операционная система, как только ты отправляешь ей свое решение. Причем видишь только свою оценку. Поэтому в ходе соревнования оценить шансы на победу нельзя. Зато, когда потом твоя фамилия появляется в числе золотых медалистов, эмоции зашкаливают. А еще больше — когда выходишь на командное награждение с национальным флагом. Все мои друзья по команде вернулись домой с медалями. Десятиклассница София Мельник и одиннадцатиклассник нашего лицея Назарий Деньга взяли «серебро», а Альберт Макарович из Ужгорода — «бронзу».


* Награждение победителей олимпиады

Альберта, кстати, готовил к олимпиаде бывший ученик Валентина Ивановича — Сергей Оришич.

А Соня Мельник, дочка учителя, стала первой девочкой за всю 12-летнюю историю участия юных украинских программистов в международных олимпиадах по информатике. Кстати, в Японии наравне с мальчиками состязались всего 13 девочек.

Программированием София увлеклась в четвертом классе, что абсолютно закономерно. У нее ведь и мама учитель физики и информатики, и старший брат работает программистом в столичной ІТ-компании. Обучалась по системе своего отца — в разновозрастной группе, куда он отбирает детей не по знаниям школьной программы, а по уровню общих знаний и логического мышления. В таких смешанных группах можно увидеть и пятиклассника, и выпускника. Младшие тянутся за старшими, а старшие помогают младшим, и это позволяет всем развиваться быстрее.

Читайте также: Украинский вундеркинд произвел фурор на олимпиаде в Европе

Соня признается: пока у нее не хватает знаний по математике. Однако это не мешает девочке решать сложные задачи по информатике и побеждать мальчишек, которые старше ее. В прошлом году, например, она была удостоена золотой медали на первой европейской олимпиаде юниоров по информатике, которая проходила в Болгарии.

А вот папа есть папа. Ему иногда жаль нагружать дочку по «полной программе», иначе, говорит, ее успехи были бы еще лучше.


* Соня Мельник стала первой девочкой за всю 12-летнюю историю участия юных украинских программистов в международных олимпиадах по информатике

Яркие победы наших одаренных детей на международных интеллектуальных соревнованиях уже давно стали привычными. Но почему мы не слышим потом об их научных достижения, открытиях? Куда исчезает этот высокий потенциал? Эти вопросы я задала Валентину Мельнику.

— Один из моих учеников, победитель олимпиады-2012, Сергей Нагин, выпускник факультета кибернетики Национального университета имени Т. Г. Шевченко, стажировался в компаниях «Гугл» и «Фейсбук», сейчас работает в «Майкрософте», — рассказывает Валентин Мельник. — А его одноклассник, тоже медалист олимпиады в Италии, Роман Рубаненко — штатный сотрудник одесского представительства фирмы «Снэпчат». Оба успешные программисты. Правда, о том, какими айтишными разработками они занимаются, ребята не сильно делятся. Это тайна корпораций. Но общее их направление понятно: это разработки алгоритмов программ, направленных на практическое применение как в различных отраслях хозяйства, так и в игровых операционных системах.

Почему молодежь (не только программисты) стремится за границу? Потому что там совершенно другой уровень социальной защиты и другие возможности для ведения бизнеса. Многие, получив опыт и скопив денег, стараются вернуться на родину. Но, вернувшись, понимают, что они не приспособлены к здешним реалиям. Сложно собрать, допустим, кучу разрешительных документов для того, чтобы открыть в Украине собственное дело. Ведь в экономически развитых странах для этого не надо вообще напрягаться. А что значит иметь, допустим, полную медицинскую страховку от фирмы! Существует и много других нюансов, которые делают жизнь человека комфортной.

А ведь айтишники — люди с самыми высокими доходами в нашей стране. Многие мои ученики успешно работают в фирмах с иностранными инвестициями в Киеве, Одессе. Что приятно, приезжают к нам, читают лекции о современных тенденциях развития информационных технологий.

Особо хочу сказать о Романе Рубаненко. Он только начинает свой жизненный путь, но уже много сделал для поддержки талантливой молодежи. Например, ежемесячно платит стипендию из собственных доходов — 1—2 тысячи гривен — трем или четырем талантливым лицеистам «Полета» из малообеспеченных семей. Его компания финансово поддерживает подготовку украинской сборной для участия в международных олимпиадах. В этом году обеспечила нас двумя комплектами униформы.

— А сколько времени требуется учителю, чтобы подготовить победителя олимпиады международного уровня?

— От трех до пяти лет кропотливого труда.

— Успех в Японии был для вас ожидаемым?

— В принципе, да. До этого у всех четырех членов команды были победы на других соревнованиях высокого уровня. Я горжусь своими учениками, и мы вместе гордимся тем, что прославили Украину.

Как писали «ФАКТЫ» ранее, украинские старшеклассники вошли в пятерку лучших на Международной математической олимпиаде-2018.

Кроме того, наши школьники завоевали шесть медалей на Олимпиаде гениев в США.