Интервью

Украинская автокефалия — очень сильный удар по идеологии «русского мира», — Игорь Козловский

10:09 — 21 сентября 2018 eye 2906

Создание независимой от Москвы Украинской поместной автокефальной церкви является исторически оправданным и неизбежным, считают в Константинополе и в Киеве. Однако в России очень нервно, мягко говоря, реагируют на это. На внеочередном заседании Синода Московского патриархата, прошедшем 14 сентября, заявили, что «с глубоким сожалением и скорбью приняли решение Священного Синода Константинопольской православной церкви о назначении своих „экзархов“ в Киев» (речь о Данииле Памфилийском (США) и Иларионе Эдмонтонском (Канада) и пригрозили, что «в случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского патриархата на территории Украинской православной церкви будут вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом» (то есть совместное служение литургии двумя епископами или священниками). Однако, невзирая на столь вызывающее поведение Белокаменной, процесс получения томоса уже не остановить.

Хронология событий такова. 17 апреля президент Украины Петр Порошенко заявил о решении обратиться к Вселенскому патриарху Варфоломею (Киевская митрополия находится в юрисдикции Константинопольского патриархата на протяжении семи веков) с просьбой о предоставлении томоса Украинской поместной автокефальной церкви. 19 апреля Верховная Рада поддержала это обращение. Спустя три дня Вселенский патриархат приступил к рассмотрению просьбы Украины.

В июле Вселенский патриарх Варфоломей подтвердил намерение даровать украинской церкви автокефалию. В августе в рамках подготовки к предоставлению томоса в Киев прибыли его экзархи. Они сказали, что приехали с особой миссией.

«Мы на прямой, которая четко идет к финишной линии»,— заявил митрополит Галльский Эммануил, ответственный за процесс предоставления документа о полной независимости украинской церкви, который определяет ее как равную среди 14 других поместных православных церквей мира. 31 августа после встречи Вселенского патриарха Варфоломея с главой Русской православной церкви патриархом Кириллом, где тому сообщили об имплементации решения об автокефалии в Украине, Эммануил сказал: «Вселенский патриархат считает это решение направленным на преодоление разделения православных в этой стране».

В начале сентября Собор Константинопольской церкви принял решение о том, что Вселенский патриарх может предоставить автокефалию Украинской православной церкви, «несмотря на позицию других церквей». В Москве на это отреагировали чрезвычайно жестко.

О том, чем чревато такое поведение руководства Русской православной церкви (которая, разумеется, курируется из Кремля), «ФАКТАМ» рассказал старший научный сотрудник отделения религиоведения Института философии Национальной академии наук Украины Игорь Козловский.

— Игорь Анатольевич, после заседания Синода Русской православной церкви ее диакон Андрей Кураев констатировал: «Мы теперь сами раскольники!», хотя Москва обвиняет в раскольничестве Украину. К тому же отныне в храмах Московского патриархата запрещено в молитвах упоминать имя патриарха Варфоломея. Это беспрецедентный шаг или история знает подобные примеры?

- Пока они пошли на прерывание упоминания молитвенного единения на уровне патриарха и епископа. Такое уже было в 1990-е годы, когда возник спор в отношении эстонской церкви.

На самом деле поведение россиян уже переходит в полураскол. Ведь, согласно грамоте, врученной в 1589 году Московской церкви, ей было даровано право иметь своего патриарха, но при этом велено во время служения всегда упоминать имя Вселенского патриарха.

— Этот нюанс еще тогда был оговорен?

— Да. И если это имя не упоминается, то они таким образом действительно уходят в раскол.

— Как поведет себя Константинополь после демарша Московского патриархата?

- Он продолжает идти по намеченной в начале сентября четкой линии. Экзархи будут вести переговоры с представителями всех украинских православных церквей, в том числе и принадлежащих Московскому патриархату, если те захотят говорить. Мы знаем, что среди них есть епископы, священники, верующие, которые поддерживают автокефалию.

Поэтому нужно посадить их за стол переговоров и решить организационные вопросы Собора, на котором будет объявлено о создании единой поместной православной церкви и избран патриарх.

Сам по себе томос уже написан. Во Вселенском патриархате уверены, что делают все правильно и канонически выверено и обоснованно. В их аргументах нельзя найти изъяна. Все очень четко и очень грамотно. Над документом работали известные в православном мире каноники и специалисты церковной истории. Со стороны Московского патриархата против этих доводов только эмоции. Больше ничего.

Понятно, что потеря Украины для них катастрофична. Это один из очень сильных ударов по идеологии «русского мира». Не скажу, что последний.

Надеюсь, что у многих произойдет отрезвление. Там же есть здравомыслящие люди.

Россия действует безграмотно, я бы сказал — с позиции XIX—XX вв.ека. А мы живем в XXI веке. Так что пора им перейти от имперских амбиций и заняться собственными проблемами: народ страдает, в развитие огромных территорий (это одно из самых неосвоенных на земном шаре пространств), в технологии ничего не вкладывается. Они же бросают деньги на войну в Сирии и на Донбассе, на содержание украденного у нас Крыма, на пропаганду.

«Русский мир» — это классический вариант реваншизма. Его главная идея — восстановление территории Российской империи. Россиянам следовало бы строить на основе диалога мирное сосуществование со своими соседями. А у них кругом враги.

Московский патриархат мог бы дать украинским православным автокефалию еще в начале 1990-х годов. Тогда у них была бы здесь и достаточно дружественная православная общность, и уважение, и авторитет. Но они совершают грехи, которые с точки зрения христианства являются самыми страшными.

Во-первых, отсутствие любви. В основе христианства лежит любовь. Христос сказал: «Возлюби Господа и возлюби ближнего как самого себя». Эта заповедь перекрывает все. Если нет любви — ты не христианин, ты не можешь познать Бога. А когда читаешь их тексты, понимаешь, что там нет любви совершенно. Есть злоба, раздражение, лицемерие — да все что угодно.

Второй грех тоже классический. Это придуманная и раздутая до невероятности гордыня и никакого христианского смирения. Обычно гордыней страдает тот, у кого глубинный комплекс неполноценности, у кого есть ощущение, что его недооценили, недолюбили, недопоняли.

Именно эти факторы и привели к тому, что Русская церковь стала механизмом, который обслуживает страшный аппарат возрождающейся Российской империи. Священники фактически стали чиновниками, а не душпастырями, которые должны окормлять верующих и просветлять их сознание. Вместо этого людей стравливают, им все время угрожают, говорят, что в Украине прольются реки крови в случае дарования автокефалии Украинской поместной православной церкви. Нет бы сказать что-то типа «мы открыты к диалогу, давайте мы поможем в создании украинской церкви»…

Читайте также: Патриарх Филарет: «Во имя единства церкви я готов забыть все, что обо мне говорили в Московском патриархате»

— «Мы же братский народ»…

- Да никакого братства нет. Эта позиция абсолютно лицемерна. «Вы должны признавать только нашу точку зрения. Не существует вашей самостоятельности. Вы никто. Вы должны думать так, как думаем мы». Народ Украины уже раздражен и оскорблен этим. Так оскорбить Украину, как оскорбила Россия… Аннексия Крыма, оккупация части Донбасса, убийства людей, всевозможные провокации — это же страшные преступления не только с точки зрения международного законодательства, но и духовные.

Самое ужасное, что Московский патриархат ни разу не осудил действия своего правительства: «Что же вы делаете!» Они все время говорят, что в Украине гражданская война. Но мы-то с вами точно знаем, что если бы на Донбасс и в Крым не вошли войска соседней страны, ничего не было бы. Когда я слышу про «хороший русский мир» и «плохих американцев», то отвечаю: «Американцы не забирали нашу землю. Меня не американцы пытали в подвалах, а русские. За что? За то, что я украинец и живу на своей земле» (до войны Игорь Анатольевич преподавал в Донецком национальном техническом университете; в январе 2016 года ученого схватили боевики «ДНР» по абсолютно надуманному обвинению; почти два года он провел в застенках террористов, подвергался пыткам и унижению; освобожден 27 декабря прошлого года по обмену. — Авт.).

Когда весь мир поднялся в мою защиту, промолчала единственная церковь — Московского патриархата. Это о чем говорит? Об отсутствии христианской любви. А ведь Христос призвал любить даже врагов. Какие это братья?

Все это свидетельствует о кризисе, который в России идет уже давно. Священники там слишком срослись с государством и фактически переложили на него заботу о решении церковных проблем вместо того, чтобы заниматься собственно церковным строительством.

Что касается Украины, то у нас действительно уникальная страна. Украина всегда была духовной житницей. На момент развала Советского Союза здесь было 50 процентов всех религиозных организаций (от Свидетелей Иеговы до мусульман) бывшего СССР. В России и остальных 13 республиках — по 25 процентов.

Сейчас в Украине почти 40 тысяч религиозных организаций разных направлений. Для сравнения, в России, где населения в три раза больше, примерно 25−26 тысяч. Это о чем говорит? Об определенном феномене Украины и украинского народа и его духовных поисках.

Наши верующие более образованные, более активные. Это бросается в глаза во всем религиозном мире. Мы поликонфессиональное государство. У нас есть плюрализм, свобода выбора.

Если создастся поместная церковь, конечно, часть верующих останется под омофором Московского патриархата. Они беспокоятся, что же с ними будет. Объясняю. У нас есть Конституция, которая позволяет каждому иметь свободное вероисповедание или не иметь никакого, и Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Все религиозные организации — от самых маленьких до самых больших — действуют в одном правовом поле. У нас нет преференций, нет приоритета кого-то перед кем-то.

Получение автокефалии не значит, что у нас появится господствующая церковь. Этого ни в коем случае нельзя допустить, потому что так мы откатимся на такой же уровень, как в России.


* «Надо дистанцироваться от России как можно дальше. Да, не можем географически, но цивилизационно и духовно — можем», — говорит Игорь Козловский

— С другой стороны, у каждой церкви и каждого верующего есть право свободно распространять свою веру, -продолжает Игорь Козловский. —  У нас повсюду стоят представители Свидетелей Иеговы, и никто их не трогает, в то время как в России их запретили.

— В «Л/ДНР» тоже.

- Ну да.

Мир смотрит насколько умело мы существуем в очень тонком и деликатном пространстве под названием религия. На днях в Киев приехал посол США по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбек. Он встретился с президентом, спикером парламента, главами церквей и в конце визита со мной.

— Почему именно с вами?

- Сложно сказать. Видимо, потому, что я достаточно известный религиовед, что мое мнение незаангажировано, ведь я не представляю никакую из церквей, смотрю со стороны на происходящие процессы и поведение государства.

Оно должно уже сейчас способствовать тому, чтобы люди не беспокоились и знали, что никто не будет захватывать их молитвенные дома и храмы. Плюс проводить разъяснительную работу, уделять внимание радикальным элементам, которые есть и с одной стороны, и с другой.

— Чтобы упредить какие-то негативные моменты?

- Да. Мы не должны ждать конфликтов, которые настроена провоцировать Россия. На пророссийских ресурсах постоянно специально говорят, что якобы кто-то пойдет захватывать лавры и т. д. Чтобы у некоторых не совсем соображающих людей возникло желание взять оружие в руки и дать отпор. На эти провокации чаще всего ведутся радикально настроенные граждане.

Мы должны показать пример действительно цивилизованного отношения к вероисповедальному выбору людей, коль мы идем в Европу. Ее нужно строить внутри себя.

Прихожан Московского патриархата, которые всецело за украинскую автокефалию, очень много. Они как раз придут в ту церковь, которая стоит прежде всего на христианских позициях, а потом уже на национальных. Но христианские ценности должны быть первичны и нелицемерны.

Иными словами, перед новой церковью стоит огромная задача: как, сохраняя православные традиции и глубокое понимание веры, стать современной.

Есть такая концепция — открытое православие. Она предполагает, что в каждом приходе обычные прихожане должны стать активными участниками процесса преобразования православной церкви.

Например, элементарная вещь. Мы знаем, что в любом храме большинства православных стран есть лавочки, ведь очень многим людям не под силу выстоять литургию. К тому же у Христа или у самой церкви нет предписания об отсутствии лавочек. Это традиция аскетическая, идущая из монашества. Можно ведь учитывать особенности людей и сделать так, чтобы им было удобно. Чтобы они пришли в храм как в дом Господа и понимали, что там происходит. Чтобы им разъяснили, что литургия — это особая мистерия, когда они проживают весь период от рождения Христа до его воскрешения. Что таким образом человек приготавливается к причастию тайн. Нужно, чтобы он понимал свое место в церкви. Еще следует ликвидировать невежество. В церкви должно быть больше просветительства, открытости, сердечности.

Читайте также: Ростислав Павленко: «Справедливость в отношении православия в Украине будет восстановлена»

— Сейчас раздаются реплики оппонентов, что автокефалия может способствовать расколу страны.

- Мы понимаем, что автокефалия — это только начало процесса по объединению украинских православных церквей. Раньше те, кто ходили в храмы Московского патриархата, считали, что прихожан Киевского патриархата нельзя ни крестить, ни отпевать, потому что они неканоничные. Теперь будут и эти каноничные, и т. е. То есть статусно на одном уровне.

Наконец-то украинцев признают во всем православном мире. То есть в любой церкви Греции или Болгарии им можно будет причащаться и исповедоваться, потому что они часть православного тела.

Таким образом и появится платформа для диалога двух церквей, в том числе и для евхаристического единения. Разумеется, они не сольются сразу. Часть людей останется под омофором Московского патриархата. Это их право. Но это не значит, что их можно оскорблять. Государство должно обеспечить миролюбивое отношение к ним, потому что в Украине запрещено разжигание вражды и ненависти на основе религиозных верований.

— То есть мы, наоборот, можем сплотиться вокруг этого вопроса как нация?

- Конечно. Это один из важных факторов единения. Еще раз подчеркиваю, что мы уникальны. Если в России русский и православный — практически идентичные понятия, то для украинца это не обязательно. Да, мы одна из самых крупных православных стран мира. Но мы и самая крупная в мире грекокатолическая страна (у нас пять миллионов грекокатоликов), самая крупная протестантская страна Восточной Европы и самая крупная баптистская страна Европы.

Так что обязательно возникнет платформа для диалога. Не потому что все члены одной церкви, а потому что все признаются всеми и что, невзирая на разное вероисповедание, мировоззрение, этническое происхождение, мы все украинцы. Для нас Украина не просто государство, а Родина. И мы все вместе должны нести ответственность за нее. Есть такое понятие — общее благо. Так вот, у нас есть ответственность за наше общее благо, которое нас объединяет. Мы не вправе кого-то унижать и притеснять. Мы должны создать всем условия свободно выражать свою любовь к Родине и к Богу.

— Как будет тема автокефалии восприниматься на Донбассе? Ведь ко всему прочему наслоится еще и религиозный вопрос.

- Да он и так наслоен. Есть он, нет его — все равно им манипулируют. Но мы же знаем, что население, которое сейчас находится на оккупированной территории, в большинстве своем в религиозном отношении невежественно. Они будут пользоваться информацией, которую им преподносят круглосуточно. Поэтому говорить о каком-то обострении не стоит. Большинство и не заметит, что произошло что-то.

— Борьба за автокефалию идет уже почти три десятилетия. Почему процесс активизировался именно весной этого года?

- Изменилась историческая ситуация. Прежде всего в Украине. Это иное государство, чем 27 лет назад. К тому же мы ведем войну с Россией, поэтому нам необходимы механизмы, позволяющие еще дальше отойти от цивилизационного евразийского вызова, от посыла, который исходит оттуда.

Вместе с тем произошли определенные изменения и в православном мире. В 2016 году буквально за десять дней до Всеправославного собора Московский патриархат устроил демарш, сообщив, что не будет участвовать в этом историческом событии.

— Россияне еще подбили Антиохийскую, Грузинскую и Болгарскую церкви.

- Таким образом Московский патриархат совершает себе «харакири». Они только сейчас начинают понимать, какую глупость сотворили — словно унтер-офицерская вдова, себя выпороли. И сейчас они в растерянности, ведь ожидали иного исхода — что будут доминировать, давить.

К тому же у Вселенского патриарха (в Константинополе обиды помнят) появился козырь. Они подняли исторические документы и обнаружили, что Московской церкви не давали томос, что это пространство действительно входит в зону ответственности Константинополя. Так что у Вселенского патриарха тоже воспользовались этой ситуацией. То есть сошлось очень много факторов.

— Константинополь собирается нам даровать автокефалию. В чем разница между дарованием автокефалии и признанием ее?

- Это достаточно условные термины. Дарование автокефалии — это дарование документа о самостоятельности церкви. Как только она его получит, становится автокефальной.

В Константинополе настроены решительно по отношению к Украине. А Россия нанесла сама себе удар. Один публицист написал, что не только Московский патриархат, но и Кремль выстрелил себе в ногу. Они себя расстреливают этими безумными и абсолютно бесперспективными, с точки зрения геополитики, внутренней политики, церковной политики, действиями.

Кремль, напав вначале на Грузию, потом на Украину, превратился в некого обезумевшего монстра, который крушит все подряд. Сейчас мы видим его агонию. Конечно, она будет длиться долго, пока там не поймут бессмысленность ситуации и ее тупик. Когда это произойдет, неясно. Нам же давно понятно, что надо дистанцироваться от России как можно дальше. Да, не можем географически, но цивилизационно и духовно — можем. Что, собственно, сейчас и происходит.

Как сообщали «ФАКТЫ», вслед за Украиной Белорусская автокефальная православная церковь заявила, что намеревается официально получить статус автокефалии.