Украина

Суккот: традиции одного из самых веселых еврейских праздников

9:04 — 23 сентября 2018 eye 2821

Суккот («Шалаши») отмечают в Израиле в течение семи, а за его пределами — восьми дней. Установлен этот праздник в память о шалашах, в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта. Первый, второй и восьмой дни Суккота являются праздничными. В это время запрещается любая работа, кроме приготовления пищи. Остальные дни считаются «праздничными буднями», в течение которых работать можно. Правда, только если это необходимо для самого праздника или же если из-за отказа от работы человек понесет крупные убытки. Впрочем, и в такие «будни» следует одеваться по-праздничному, устраивать торжественные трапезы и заботиться о том, чтобы все члены семьи чувствовали себя счастливыми и от души веселились. (Напомним, на днях иудеи отмечали еще один праздник — Йом-Кипур.)


Как рассказывают мудрецы, когда, выйдя из Египта, народ Израиля 40 лет странствовал по пустыне, люди жили в шалашах из веток и не заботились об их прочности, во всем полагаясь на Бога. И все случавшееся с ними в этот период укрепляло их веру в то, что Всевышний не оставит свой народ без защиты. В память о тех событиях и во исполнение завета Торы каждый год сыны Израиля переселяются на всю праздничную неделю в специально построенные для этого шалаши — сукки.

Для того чтобы шалаш соответствовал требованиям Торы, необходимо соблюсти ряд условий. Прежде всего, сукка не должна находиться ни под каким строением или навесом — она ставится под открытым небом. Сначала возводятся три стены (в крайнем случае их может быть и две, а третью разрешено заменить доской шириной не менее 10 см). Длина и ширина сукки должны быть не менее 70 см, а высота от земли до крыши из веток — не меньше 80 см, но не более 10 м. Крыша делается только из сорванных, срезанных или срубленных веток либо стеблей растений. Ни в коем случае нельзя использовать ветки растущего в земле дерева или куста. Крышу покрывают растениями так, чтобы внутри сукки обязательно было больше тени, чем солнца, но желательно, чтобы ночью сквозь покрытие просматривались звезды.

Есть обычай украшать шалаш. Для этого используют плоды, цветы, красивые картинки с написанными на них цитатами из Торы, занавеси, а также специально изготовленные для этого циновки, которыми нельзя будет воспользоваться ни для каких иных целей.

В течение семи праздничных дней в сукке устраивают веселые застолья (есть вне шалаша в эти дни нельзя), встречают гостей, танцуют и ночуют.

Женщины освобождены от обязанности жить в сукке, как и мужчины, здоровью которых жизнь практически под открытым небом может повредить. Но даже в таких случаях необходимо хотя бы дважды в день устраивать в шалаше трапезы. Помешать пребыванию в сукке может и непогода, например, сильный дождь, когда струи воды заливают постель или попадают в еду на столе.

Традиционно считается, что каждый вечер шалаши по очереди посещают «высокие гости» — души семи выдающихся героев еврейской истории: Авраама, Ицхака, Иакова, Иосифа, Моисея, Аарона и Давида. Кроме того, принято приглашать к себе в шалаш и других гостей, в первую очередь бедняков и тех, кто не имеет возможности построить собственную сукку. Потому что в Торе сказано: «И будешь веселиться в твои праздники — и ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, и гер, и сирота, и вдова, что находятся в воротах твоих».

В Суккот Тора предписывает выполнять заповедь «четырех растений». Для этого связывают вместе один лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь), не меньше трех веток адаса (мирта), две ветки аравы (речной ивы) и этрог (вид цитрусового плода). Каждое из этих растений символизирует одну из частей еврейского народа: имеющий запах и вкус этрог подобен евреям, знающим Тору и делающим добрые дела; имеющий вкус, но не обладающий запахом лулав напоминает о тех, кто изучает Тору, но не совершает добрых дел; благоухающий, но безвкусный адас — это те, кто не изучает Тору, но совершает добрые дела; а не имеющая ни вкуса, ни запаха арава подобна евреям, не только не изучающим Тору, но и не очень стремящимся творить добро. Связанные вместе, эти растения в первую очередь посвящены Всевышнему, его полной власти над всем миром, а также являются символом единства еврейского народа, ответственности евреев друг за друга. Заповедь «четырех растений» выполняется еще до утренней молитвы (кстати, до исполнения заповеди запрещено есть). Стоя, в правую руку берут связанные лулав, адас и араву, а в левую — этрог и произносят специальные благословения. Потом этрог присоединяют к веткам и делают движения всей связкой в шести направлениях: на восток, на юг, на запад и на север, а затем вверх и вниз (по другой традиции: на юг, на север, на восток, вверх, вниз и на запад). В первые два дня заповедь выполняется только со своими личными «четырьмя растениями», а в следующие дни можно воспользоваться и чужими, но ни в коем случае нельзя уносить растения с того места, где их оставил владелец.

Считается, что в Суккот Всевышний решает, сколько воды в виде дождя будет послано на землю в течение года. Чтобы Господь благословил землю обильными дождями, люди совершали в дни праздника возлияние воды, которую набирали из источника Шилоах около Иерусалима, на храмовый жертвенник. Эта процедура сопровождалась таким весельем, что появилась даже поговорка: «Кто не видел веселья возлияния воды на жертвенник, тот никогда в жизни не видел веселья». В наше время в память о временах Храма в Суккот ночами устраиваются праздники. На них читают отрывки из Торы, провозглашая между главами: «И будете вы в ликовании черпать воду из источников спасения!». Люди поют, танцуют под музыку оркестров, устраивают веселые трапезы.

Последний день праздника Суккот называется Гашана-Раба. В ночь на Гашана-Раба принято учиться, а в перерывах между чтением Торы всем присутствующим в синагогах по традиции раздают сладкие яблоки, которые перед едой окунают в мед.

Считается, что в этот день Небесный Суд окончательно утверждает приговор каждому человеку, предоставляя ему еще одну, последнюю возможность раскаяться и заслужить прощение. В Гашана-Раба выполняется обычай, введенный еще пророками, — битье о землю ивовыми ветками. В синагогах в этот день «биму» (возвышение в центре синагоги со столом для публичного чтения Торы) с молитвами обходят семь раз, а затем берут в руки пучок из пяти ивовых веточек и, произнеся специальную молитву, бьют им о землю. Ивовые ветки выбраны для этого обычая по двум причинам. Во-первых, они символизируют ту часть еврейства, которая нерадива и в изучении Торы, и в выполнении заповедей. Во-вторых, форма листьев ивы похожа на форму человеческих губ. То есть, выполняя эту заповедь, люди желают воспользоваться последним мгновением особого расположения Всевышнего и продемонстрировать ему, что даже те, кто никаких не проявил себя перед Господом, все-таки имеют губы, чтобы молиться ему, готовы принять на себя любые удары, лишь бы получить от него прощение и счастливую жизнь…

Напомним, ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, что в Израиле впервые за две тысячи лет родилась красная телка, которую считают предвестницей Апокалипсиса.