Культура и искусство

В фильме «броненосец потемкин» знаменитые кадры ребенка в коляске, летевшей по лестнице, снимали камерой, брошенной вниз. Затем аппарат ловили, подставив руки

0:00 — 22 мая 2008 eye 8907

Исполнилось ровно 60 лет со дня смерти выдающегося кинорежиссера Сергея Эйзенштейна

Всемирную славу Сергею Эйзенштейну принес фильм «Броненосец Потемкин». Великий Чарли Чаплин назвал «Потемкина» лучшей картиной в мире. Знаменитый фильм снимался в Одессе, хотя изначально все планировалось совсем по-другому…

Ребенок, который потряс с экрана весь мир, стал доктором физико-математических наук

Кинолента «Броненосец Потемкин» первоначально называлась «1905 год». Это фильм о событиях первой русской революции: бои на Пресне, всероссийская железнодорожная стачка, митинг на броненосце «Потемкин». В июле 1925 года съемки начались в Москве, затем группа переехала в Ленинград. Но испортилась погода, и работы пришлось прекратить. Съемочная группа простаивала, наблюдая за балтийскими тучами, а время шло. Тогда директор 1-й Московской кинофабрики Михаил Капчинский сказал: «Это не дело. Поезжайте-ка в мою родную Одессу — там солнце вам еще послужит, я за него ручаюсь». Через три дня Эйзенштейн со своими сотрудниками уже были в Одессе. Кстати, по сценарию восстанию на «Потемкине» отводилось 42 кадра из 762 — всего три-четыре минуты.

 — Направляясь в Одессу, Эйзенштейн вынашивал прежде всего план будущей постановки картины «Беня Крик» по сценарию его большого друга Исаака Бабеля, — рассказал «ФАКТАМ» член Международной гильдии кинокритиков Евгений Женин.  — По мнению Эйзенштейна, бабелевский текст как никакой иной наполнен зримой, кинематографически-объемной образностью. Режиссер хотел сделать кино о реальном человеке в настоящей одесской обстановке. А заодно (именно так, заодно) «подснять эпизодик» к фильму «1905 год».

Одним из ассистентов Эйзенштейна был Максим Штраух, его гимназический товарищ, ставший замечательным советским артистом. Собирая материалы о революции 1905 года, Штраух нашел в библиотеке французский журнал, где карандаш очевидца запечатлел расстрел в районе Одесского порта. И тут Эйзенштейна осенило: лучше всего связать на экране одесситов с мятежным броненосцем может лестница. Огромная одесская лестница! И впрямь, где найдешь короче путь от центра города к порту?!

Дальнейшее стало исключительно плодом творческой фантазии гениального кинематографиста. Достаточно сказать, что эпизода с лестницей в постановочном сценарии вообще нет. Большинство историков кино утверждали, что фильм был снят без сценария, на одном дыхании, по вдохновению. Одним словом, «Броненосец Потемкин» возник абсолютно случайно: благодаря бабелевским настроениям режиссера и устойчивой питерской непогоде.

Киновед Георгий Островский вспоминал: «Эйзенштейн ходил по лестнице, присматриваясь к прохожим, мысленно перенося их в события 1905 года, а потом в 38-м номере гостиницы «Лондонская», где он жил вместе со Штраухом, вписывал все новые и новые детали». Режиссер рассказывал, что встретил на лестнице молодую женщину, которая катила по ступеням коляску с ребенком. Эйзенштейна поразила мысль: ведь такая молодая мать с коляской могла идти по лестнице в дни революции. И если бы она выпустила из рук коляску… От начала и до конца придуманная режиссером история была воплощена в кадры: топот сапог по ступеням, катящаяся коляска с ребенком, трагедия безногого человека в этом сплошном, мгновенно возникшем аду…

Для Эйзенштейна был важен не актер, а типаж — человек, обладавший подходящими внешними данными. Любопытно в этом плане объявление, размещенное 13 сентября 1925 года в «Одесских известиях»: «Для съемок требуются натурщики по следующим признакам: 1. Женщина лет 27-ми, еврейка, брюнетка, высокого роста, слегка худая, большого темперамента. 2. Мужчина 30-40 лет, высокий, широкоплечий, большой физической силы, с добродушным широким русским лицом, «дядя». 3. Мужчина, рост и лета безразличны, тип упитанного обывателя, наглое выражение лица, белобрысый, желателен дефект в построении глаз. Являться в контору экспедиции: Одесса, ул. Карла Маркса, Ь 1, ежедневно от 5-6 часов вечера. Последний день явки — 21 сентября».

Эйзенштейн придирчиво отбирал исполнителей, даже если они появлялись в кадре на несколько мгновений. Так было и с пробами на роль мальчика в страшной сцене: его застрелили на лестнице, и по его телу пронеслась обезумевшая толпа.

Первый юный актер-любитель не мог справиться со сложной ролью, и тогда его заменил другой мальчик — отважный вратарь дворовой команды. Он бесстрашно падал на зеленоватый камень ступеней и становился объектом сложных, тщательно продуманных съемок.

Чтобы запечатлеть знаменитые кадры ребенка в коляске, летевшей по лестнице, камеру тоже пустили вниз. Объектив работал сам, без оператора. Внизу аппарат ловили, подставив руки. А чтобы снять ноги, топтавшие тело ребенка, бегущий опирался всей тяжестью своего тела на брус, поддерживаемый двумя ассистентами вне поля действия объектива. Человек осторожно перебирал ногами, едва касаясь подошвами ребенка. Снимали только ноги, и в кадре был виден затоптанный в панике мальчонка.

Ребенок, который потряс с экрана весь мир, стал впоследствии доктором физико-математических наук, профессором, директором Научно-исследовательского института физики Одесского государственного (ныне национального) университета. Это Аба Ефимович Глауберман.

 — С Абой я дружил с детства, — говорит заместитель директора по научной работе Физико-химического института им. А. В. Богатского Национальной Академии наук Украины, профессор Вадим Недоступ.  — Жаль, что он рано ушел из жизни — в 57 лет. Аба Ефимович был прекрасным лектором, автором нескольких учебников. Все, кто работал с Глауберманом, вспоминают о нем как о талантливом ученом и педагоге. И еще он был очень красивым человеком — элегантный, с пышными усами и черными сверкающими глазами. Именно эти глаза и поражают в фильме «Броненосец Потемкин».

Альфред Хичкок учился нагнетанию страстей по картине Эйзенштейна

200-ступенчатая лестница, возведенная в Одессе знаменитым архитектором Францем Боффо, в разное время называлась Портовой, Николаевской, Бульварной, Городской, Гигантской. Но после выхода кинофильма Сергея Эйзенштейна стала Потемкинской. Юрий Олеша писал: «… Знаменитая одесская лестница после картины «Броненосец Потемкин» вошла в память человечества, как Миланский собор и Эйфелева башня». Происходящее на Потемкинской лестнице до сих пор считается одним из самых сильных по эмоциональному воздействию эпизодов в мировом кино. Зрители, вовлеченные в гущу событий, чувствуют себя не свидетелями, а жертвами жестокого расстрела.

 — «Броненосец Потемкин» был снят и смонтирован в течение четырех месяцев, — рассказал «ФАКТАМ» директор Музея кино Одесского отделения Союза кинематографистов Украины режиссер Вадим Костроменко.  — На экране — строго свои и чужие. Друзья и враги. Идеальный бунт, графически расчерченный и эмоционально просчитанный. Такой, каким он должен быть. Зрители, позже видевшие штурм Зимнего в фильме Эйзенштейна «Октябрь», были уверены, что в реальности все происходило именно так.

В картине имеется ряд замечательных монтажных находок. К примеру, «оживший» каменный лев в финале четвертой части. В ответ на зверства царских властей «Потемкин» дает залп по штабу генералов, от взрыва снаряда «вскакивает» и «рычит» скульптура. Достигнуто это монтажом коротких кусков с последовательными изображениями трех разных каменных львов (спящего, поднявшего морду, ощерившегося и привставшего на передние лапы) из алупкинского дворца в Крыму. Действительно создавалось впечатление, что скульптура ожила.

Реальная судьба броненосца «Потемкин» совсем не такая, как в кино. После ухода с одесского рейда ему нигде не удалось получить провизию, уголь и воду. Проскитавшись несколько дней в открытом море, «Потемкин» сдался румынским властям. Спустив красный флаг непобежденного корабля революции, матросы сошли на берег. Через несколько дней Румыния вернула эскадренный броненосец «Князь Потемкин Таврический» России. Этого эпизода нет в фильме. В картине красный флаг остается поднятым. Кто прав, кто виноват — не имеет значения. Здесь все подчиняется воле режиссера. Сила зрелища такова, что зритель не в силах раскладывать по полочкам мораль. Он смотрит на экран, как завороженный.

Не случайно герой фильма «Возвращение броненосца» лишается рассудка, просматривая знаменитую картину по несколько раз в день. «Броненосец Потемкин» способен свести с ума. Четкие кадры оператора Эдуарда Тиссе, математически выверенный монтаж Эйзенштейна, человеческая страсть, массовое безумие и одновременно холодная уверенность в том, что за идеалы надо идти до конца… Признанный мастер фильмов ужасов Альфред Хичкок учился нагнетанию напряжения по «Броненосцу Потемкину». В 1978 году, по опросу киноведов всего мира, этот фильм был назван первым среди ста лучших.

Когда в Германии запретили показ фильма, люди вышли с протестом на улицу

 — Предполагалось, что Эйзенштейн снимет юбилейный фильм, который можно будет использовать на лекциях в качестве пропагандистского материала, — уточняет киновед, директор Московского музея кино Наум Клейман.  — Чиновники на это настроились, и было сделано очень мало копий. Говорят, что Владимир Маяковский приходил к тогдашнему руководству кинопромышленностью и требовал, чтобы фильм выпустили в массовый прокат. Когда картина вышла в Москве, она покорила публику к удивлению прокатчиков, уверенных, что фильм без звезд и любовной истории обречен. Официальный просмотр «Броненосца Потемкина» прошел в Большом театре в конце декабря 1925 года, а премьера состоялась в январе 1926 года в кинотеатре «Художественный» на Арбате. Фасад кинотеатра представлял собой макет броненосца, весь персонал был одет в матросские костюмы. Зрители почти хором читали надписи на экране. За первые три недели проката только в Москве фильм посмотрели 300 тысяч человек.

Вскоре «Броненосец» был показан в Германии — с оглушительным успехом и… скандалами. Когда в одном из немецких городов запретили показ фильма, люди вышли с протестом на улицу. Немецкая прокатная фирма через суд добилась тогда разрешения на показ. Эйзенштейн стал мировой знаменитостью.

Лавры этого шедевра не дают покоя и сегодняшним звездам кинематографа. «ФАКТЫ» уже писали о том, что в Одессу приезжала мать голливудской звезды Сильвестра Сталлоне — Жаклин. В предыдущем интервью нашей газете она отметила, что целью ее визитов является, в частности, изучение возможностей съемок ремейка по знаменитому фильму Сергея Эйзенштейна.

 — Слава Богу, главный персонаж фильма — Потемкинская лестница — в целости и сохранности, — заявила Жаклин Сталлоне.  — Из Одессы я позвонила известному кинорежиссеру Роману Полански и предложила ему контракт на съемку фильма. Сама хочу выступить продюсером. В следующий раз ваш прекрасный приморский город вместе со мной посетит сын Сильвестр, который заинтересовался новым проектом и, вероятно, сыграет в будущем фильме одну из главных ролей.