Деньги

Обязательные детсады и паркинги: как будут работать новые строительные нормы в Украине

14:42 — 28 сентября 2018 eye 2178

Деятельность строительных компаний давно вызывает у людей нарекания. Дома возводят слишком близко друг к другу и даже к опасным объектам. В жилых комплексах нет парковок, детских площадок, другой необходимой инфраструктуры. А в новых квартирах сразу после покупки приходится делать капитальный ремонт. Чтобы как-то решить накопившиеся проблемы, недавно в Украине были разработаны и уже вступили в силу некоторые новые Государственные строительные нормы (ГСН). Некоторые будут обновлены в ближайшее время. Эти архитектурные и градостроительные стандарты призваны существенно изменить подход к организации городского пространства, планировке и качеству новых жилых домов.

Подробнее о грядущих нововведениях «ФАКТАМ» рассказывает заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Лев Парцхаладзе.

Плотность застройки ограничат

— Почему возникла необходимость вводить новые строительные нормы?

— В Украине из 109 действующих ГСН минимум четвертая часть устарела и требует скорейшего обновления. Многие нормы, по которым ведется строительство, не учитывают современных условий и необходимых на сегодня ограничений. К примеру, одна из важнейших строительных норм по градостроительству, планированию и застройке населенных пунктов действовала с 1992 года. Мы сейчас активно работаем над обновлением этой нормативной базы, и пересмотр ГСН — одна из приоритетных задач министерства с 2017 года. Наша главная цель — безопасность и комфорт людей. Это самое важное.

Кроме того, пересмотр и обновление строительных норм — беспрерывный процесс, который должен сопровождать строительную отрасль. Это не значит, что если мы утвердили новый ГСН, то прекратили работу по нему. Мы продолжаем совершенствовать и обновлять нормы, внедрять новые технологии и решения, которые появляются в строительстве. К примеру, с 1 сентября начали действовать новые нормы по проектированию улиц и дорог населенных пунктов, и мы сейчас активно собираем и прорабатываем возможные идеи, которые можно отобразить в новых изменениях в эту строительную норму. Проводим круглые столы со специалистами, экспертами, общественностью.

— Как теперь будут планироваться и застраиваться новые территории под жилищное строительство?

— Сейчас наши города, к сожалению, не выглядят по-европейски. Застройка чаще всего хаотическая и негармоничная. Стало почти привычным отсутствие зеленых зон — только огромные жилые многоэтажки. Это некомфортно для людей. Причин такой ситуации две — несовершенство строительных норм и их невыполнение застройщиками. Если ситуацию не изменить, то через 10−15 лет мы уже не сможем спасти наши города. Поэтому и создаем современные и понятные правила.

С 1 сентября начала действовать, можно сказать, революционная строительная норма «Планирование и застройка территорий», в которой содержится несколько десятков принципиальных изменений для улучшения качества жизни людей.

Теперь в генеральных планах населенных пунктов и в детальных планах территорий обязательно должны быть разделы по линиям ограничения — «голубые линии», «зеленые», «желтые». Очень четко ограничивается плотность жилой застройки кварталов микрорайонов — 450 человек на гектар плюс 20% при выполнении конкретных условий. Раньше тоже действовали такие ограничения, но при наличии соответствующего обоснования застройщики могли в разы превышать эти нормы, доходя до 1000−2000 человек на гектар и создавая каменные джунгли. Поэтому мы убрали неопределенность, которой застройщики очень часто злоупотребляли.

Допускается увеличение плотности максимум на 20%, а это в итоге не более 540 человек на гектар при обязательных условиях: размещении в микрорайоне подземных или многоуровневых гаражей либо стоянок для машин, строительство детского сада, отдельного или встроенного, и наличие рядом другой необходимой инфраструктуры. Все эти условия должны быть выполнены.

— Что такое «голубые», «зеленые», «желтые линии»? Как они будут применяться?

— «Голубые линии» формируют силуэт застройки, в том числе высотность зданий, сохраняют панорамные виды городов и не дают бездумно их застраивать. «Зеленые линии» — это ограничения застройки в зеленых зонах, то есть четкое определение границ ландшафтных и рекреационных территорий, на которых строительство категорически запрещено. «Желтые линии» — ограничения застройки с целью безопасности, чтобы при возможном разрушении здания не пострадали другие здания и не были перекрыты пути эвакуации.

— Как будет устанавливаться этажность жилья и количество квартир в новостройках?

— Кроме того, что я уже говорил, для регулирования высотности и плотности строительства предусмотрено процентное ограничение новой застройки в зависимости от этажности. Суть в том, что, чем выше этажность здания, тем меньше процент застройки территории. Это сможет предотвратить сплошную застройку всех участков земли без благоустройства. Сейчас же отсутствие граничных параметров этажности приводит к тому, что зачастую застраиваются 90 или даже 100 процентов всего участка — без скверов, без игровых площадок.

Высотность застройки также будет регулироваться в зависимости от размера населенного пункта. Это позволит учитывать возможности инфраструктуры небольших населенных пунктов при их дальнейшем развитии. Ведь сельская местность не рассчитана на высотную застройку, поскольку там недостаточно инженерных сетей и социальной инфраструктуры.

Парковки запрещают в жилых дворах и на тротуарах

— Как будет решаться проблема с парковкой автомобилей?

— Внутри жилых дворов парковки авто запрещаются, нельзя проектировать стоянки на тротуарах. В центральных и исторических частях городов запрещено проектировать наземные парковки — только подземные автостоянки. Ввели также норму по «перехватывающим» парковкам, которые должны размещаться около железнодорожных станций, авиационных терминалов, станций метрополитена, остановок маршрутного такси и другого общественного транспорта, расположенного на подъездах в город, в центральную часть. Это значительно улучшит движение в больших населенных пунктах, разгрузит центральные районы от чрезмерного количества автомобилей. Схема проста — человек оставляет свое авто на такой стоянке, к примеру, возле метро, и пересаживается на общественный транспорт, чтобы добраться до места назначения. Это удобнее и быстрее, чем стоять в пробках по нескольку часов. Легко посчитать, что если человек каждый день стоит в пробках минимум 1 час, то за год получается 15 дней в пробках. Это ужасно.

— Как будут планироваться улицы и внутренние проезды в жилых комплексах и в целом в городах? Что нового?

— Мы делаем более безопасной и комфортной организацию внутридворовых территорий. Как я уже говорил, проектировать парковки во дворах теперь нельзя, для этого должны создаваться специальные стоянки, многоуровневые или подземные гаражи. Это не только улучшит микроклимат во дворах, но и сделает жизнь в таких домах безопаснее, потому что во двор при необходимости сможет нормально проехать специальный транспорт, например пожарная машина, и оперативно ликвидировать чрезвычайную ситуацию.

С 1 сентября вступила в действие ГСН по проектированию улиц и дорог в населенных пунктах. Она включает ряд принципиально важных изменений для повышения безопасности и комфорта на дорогах. Например, возможность сужения ширины полос движения, благодаря чему водители подсознательно едут медленнее и внимательнее, обязательная установка специальных ограждений на остановках для защиты от возможного наезда транспорта, обязательное обустройство островков безопасности на нерегулируемых переходах. Все это успешно работает во многих странах Европы и мира и отныне будет проектироваться у нас.

В новых правилах по градостроительству прописана норма о создании в больших городах транспортно-пересадочных узлов. В большинстве стран Европы и мира пересадка с одного вида транспорта на другой занимает минимум времени и не создает людям лишних неудобств. Мы хотим, чтобы в наших крупных городах все маршрутные сети также были разумно соединены между собой транспортно-пересадочными узлами. Чтобы время на пересадку с учетом ожидания составляло не более 10 минут. Городам это поможет сформировать правильную логистику и качественные взаимосвязи между основными видами транспорта, регулировать пассажиропотоки. А для людей это комфорт и скорость передвижения.

Мусоропровод и площадка для развешивания белья отменяются

— Обязательно ли строительство социальной инфраструктуры — детсадов, школ, спортивных площадок.

— Внутридворовые территории должны стать более комфортными. В новых ГСН мы в два раза увеличили норму по площадкам для отдыха жителей, и в 10 раз — по спортивным площадкам. При этом убрали обязательную и давно устаревшую норму проектирования хозяйственных площадок для развешивания белья или вытряхивания ковров. Убрали еще одну норму — обязательное проектирование мусоропроводов в домах. Эта советская и антигигиеническая норма устарела очень давно.

В отношении строительства детских садов и школ. Новые нормы предусматривают комплексную застройку, и есть четкий перечень объектов, необходимых для создания комфортных условий для жителей, которые будут проживать на той или иной территории. Это садики, школы, объекты повседневного обслуживания и так далее. Прописаны расчеты по вместимости таких объектов. По таким расчетам, на тысячу жителей должно быть обеспечено 38 мест в детских садах и 135 мест в школах. Все эти требования должны быть учтены проектировщиками и застройщиками, а задача органов местного самоуправления в этом вопросе — контролировать соблюдение положений ГСН в обеспечении людей важными социальными объектами.

С 1 октября также вступает в силу обновленная ГСН по проектированию дошкольных учреждений, в которой есть норма о возможности проектирования небольших детских садов, встроенных в жилые дома, если их строительство в отдельном здании рядом с жилым домом невозможно. Сейчас мы рассматриваем внесение аналогичного изменения в нормы по школам, разрешив проектировать небольшие начальные школы, для 1−4 класса, на первых этажах жилых домов. При этом обязательно необходимо прописать очень четкие требования к таким встроенным начальным школам для проектировщиков. Сейчас из-за нехватки учебных заведений дети учатся по 40−45 учеников в классе, в две, а то и в три смены. И встроенные школы могли бы стать действительно решением в сложившейся ситуации. Это было бы удобно родителям и позволило бы хоть частично разгрузить дороги от дополнительной транспортной нагрузки.

— Как будет регулироваться внешний вид строений, их фасадов? Что будет с остеклением балконов?

— У нас по нормам при проектировании и строительстве жилых домов не разрешалось стеклить балконы выше 3-го этажа. Это приводило к тому, что, как только новые жильцы заселялись в дом, в первую очередь они стеклили балконы самостоятельно, кто как хотел, да еще и расширяли площадь балконов, превращая их в уродливые пристройки. Хаотическое остекление портит внешний вид зданий и вообще городов. И это уже вопрос безопасности людей, которые проживают в таких домах или даже проходят мимо. Поэтому мы пересмотрели эту норму. С 1 октября в силу вступает изменение в ГСН по жилым домам, которое разрешает остекление балконов https://fakty.ua/275 955 при проектировании. То есть люди будут заселяться в квартиры с одинаково остекленными балконами.

Что касается фасадов, новые нормы по фасадной теплоизоляции внешних стен вступают в силу в декабре. В них вводятся европейские требования к проведению таких работ: использование современных технологий и материалов, которые раньше не применялись. Благодаря этому украинцы смогут экономить до 15% тепловой энергии на ресурсах ежегодно. В целом это около 3 миллиардов гривен экономии, при условии термомодернизации 3% всех зданий ежегодно. И, конечно, чем больше будет реконструироваться и строиться таких домов, тем больше будет экономия. Кроме того, проведение этих работ на 15−20% увеличивает срок эксплуатации зданий. Если сейчас ориентировочный срок эксплуатации дома, к примеру, 100 лет, то проведение фасадной теплоизоляции продлевает ему жизнь еще на 20 лет.

— Будут ли новые нормы применяться к существующей застройке?

— Государственные строительные нормы обязательны к выполнению и используются при проектировании новых либо проведении реконструкции существующих зданий, кварталов, микрорайонов и других объектов в соответствии с их назначением, — отметил Лев Парцхаладзе.

Ранее «ФАКТЫ» сообщали, в Украине начал действовать закон, обязывающий органы государственного архитектурно-строительного контроля принять в эксплуатацию жилые дома и хозяйственные постройки, которые были возведены без разрешения. Воспользоваться строительной амнистией могут те граждане, чьи дома, дачные строения, включая хозяйственные, были построены в период с 5 августа 1992 года по 9 апреля 2015 года и имеют общую площадь не более 300 кв. м.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»