Происшествия

Владимир литвин: «на днях встречался со своими однокурсниками. И они мне в один голос заявили, что я возмужал. То есть постарел. Я расстроился. Но ненадолго»

0:00 — 23 мая 2008 eye 266

Лидер блока своего имени, экс-спикер парламента в интервью «ФАКТАМ» заявил, что от того, как 25 мая каждый житель Киева отнесется к выборам столичной власти, будет зависеть дальнейшее развитие страны

Интервью «ФАКТОВ» с лидером блока своего имени Владимиром Литвином чуть было не сорвалось. В начале беседы неизвестный собеседник экс-спикера по телефону настойчиво уговаривал его посетить какое-то политическое мероприятие, а Владимир Михайлович так же настойчиво отказывался. Положив трубку, он в сердцах сказал, что никуда не пойдет — опять, мол, будет какая-то склока.

«Коалиция и Кабмин ведут себя как оппозиционеры, а те, у кого власти нет, до сих пор не могут смириться с этим»

 — Не любите политические заварушки? — поинтересовалась я у народного депутата.

 — Знаете, я — человек мирный. Даже охоту не люблю. А тем более — политические драки. Вот рыбалку уважаю. И с книгой люблю посидеть. Чтение для меня — лучший отдых. Недавно был на книжном рынке на Петровке. Купил совершенно потрясающую книгу о Наталье Гундаревой, которую написал муж умершей актрисы. Когда Наталья болела, он писал для нее очень трогательные четверостишия, они вошли в книгу, как и рисунки актрисы… Оказывается, Наталья Гундарева рисовала потрясающие этюды! В этой книге настолько проявилась трепетность их отношений… Еще я купил сборник лучших мировых кулинарных рецептов. Для супруги, естественно. Также приобрел мемуары о Леониде Брежневе — пополнил свою коллекцию книг из серии «Жизнь замечательных людей». У меня их, наверное, тысячи полторы наберется…

 — Позвольте поинтересоваться, где вы это богатство храните?

 — В коробках, которые стоят в… гараже. Ведь у меня очень большая библиотека, в квартире уже не помещается. Даже на работе некоторые храню, кстати, изданные еще в девятнадцатом веке! Уникальные книги. Например, вот «Сказания о местностях Киевской губернии» 1864 года выпуска. Я нашел в ней абзац, посвященный Емчихе — селу, где живет моя теща. Зачитал супруге Татьяне, так она даже прослезилась!

Очень нравится, когда книги для чтения берут дети. А вот знакомых в свою библиотеку водить не люблю. Они, наверное, интуитивно выбирают самые ценные для меня издания и просят почитать. А потом не возвращают…

 — Картины вы, случайно, не коллекционируете?

 — Специально этим не занимаюсь. Но мне часто дарили картины, в том числе и дети, Лена и Иван. Иногда сам покупаю работы современных художников. Очень нравятся сельские пейзажи, деревенские домики. У меня этих хатынок, наверное, уже штук десять. На днях в Умани приобрел еще одну картину на деревенский мотив. За нее просили полторы тысячи гривен, а я сразу же предложил семьсот. Уступили. Нужно было цену сбивать до пятисот (смеется).

 — Владимир Михайлович, судя по всему, вы большой домосед?

 — Увы, работа не позволяет. Пару раз в неделю стараюсь бывать в разных областях страны. Чтобы, так сказать, держать руку на пульсе. Недавно проехался по Тернопольской и Ривненской областям. Причем ехал туда сознательно. Во-первых, мне хотелось почувствовать, как жители западных областей относятся к раздраю в коалиции. Ведь, как известно, в этих регионах люди активно поддерживали «оранжевых» политиков. Скажу честно, настроения очень пессимистические. Во-вторых, в прошлый понедельник отмечали день памяти святого Иова, который более полувека был настоятелем монастыря в Свято-Успенской Почаевской лавре (в Тернопольской области близ Почаева.  — Авт. ). Так что побывал я и там. А в-третьих, я просто решил сбежать с согласительного совета лидеров фракций. Уж очень мне не хотелось участвовать в этих разборках. Людей на западе и востоке страны беспокоит одно и то же — как выжить? А вы, говорят люди, с жиру беситесь! Эти разборки «в верхах» смерти подобны. Не о том беспокоиться нужно.

Можете себе представить, но политическая дискуссия завязалась даже в Почаевской лавре! Люди во время службы устроили настоящий митинг. Они спрашивали меня, как прожить на зарплату в 500 гривен, вытаскивали рецепты на дорогущие лекарства, показывали свои пенсионные книжки… После поездки, выступая в Верховной Раде, я пытался донести проблемы простых людей до депутатов, спросить их, о чем они спорят? О каких-то насущных проблемах? Нет. О том, у кого больше полномочий! Это — не то, что сегодня беспокоит украинцев. Тотальное разочарование и отсутствие доверия к кому-либо — вот яркий признак нашего времени.

 — Прямо как в сказке — чем дальше, тем страшнее. Как думаете, хеппи-энд будет?

 — Надеждой на это и живем! Но складывается впечатление, что наши политики умеют лишь одно — углублять и усугублять противостояние. Когда друг друга обвиняют во всевозможных грехах, то чувствуют себя как рыба в воде. А вот когда нужно поработать, заняться рутиной, то не знают, куда себя деть. Наверное, в мыслях еще не слезли с революционных лошадей. Мне кажется, что коалиция и Кабмин до сих пор ведут себя как оппозиционеры, а те, кто недавно лишился власти, не могут смириться со своим положением. Одни уже не отвечают за происходящее в стране, а другие еще не отвечают.

 — А Блок Литвина — посередине…

 — Между умными и красивыми? (Смеется. ) Мы не хотим сегодня находиться в рядах похоронной команды в лице власти, которая, как мне кажется, закапывает перспективы Украины.

«Меня удивляет и раздражает, что люди, облаченные высокой властью, ринулись бороться за пост мэра столицы»

 — Тем не менее представитель Блока Литвина Виктор Пилипишин претендует на пост киевского мэра. С чем ваша команда идет на выборы?

 — Ну уж точно не с обещаниями уже завтра построить город-сад! Я убежден, что городские власти, прежде всего, должны заниматься наиболее насущными проблемами горожан. Как их определить? Это сделать сложно, но можно и нужно. Ведь сейчас агитаторы обходят квартиры с вопросом, за кого киевляне собираются отдать свой голос… Подобными методами следует выяснить и наиболее острые для жителей столицы проблемы.

Возьмем, к примеру, заторы на дорогах и толчею в городском транспорте. Это хоть и не самые болезненные, но достаточно важные проблемы. Что нужно сделать для их решения? Например, выяснить, сколько людей из пригородов добирается на работу в Киев на машинах, выделить при въезде в столицу место под автостоянки и пустить удобные маршруты городского транспорта. Или подвести метро. Также можно в государственных учреждениях ввести скользящий график выхода на работу — одни, к примеру, приходят к семи утра, другие — позже. Я ориентирую своих коллег на то, чтобы они занимались не общими рассуждениями, а реальными делами.

 — В этом году в «битве за Киев» участвует масса известных политиков…

 — Знаете, меня, как жителя города, удивляет и раздражает, что люди, облаченные высокой властью, ринулись в бой за пост мэра столицы. Неужели депутатам, министрам, вице-премьерам не хватает полномочий для решения проблем города и страны? Или они не верят в прочность своих позиций? Они же просто вводят в заблуждение избирателей! Не думаю, чтобы кто-то из них оставил свои нынешние высокие должности и пошел бы работать в городские структуры. Да и конкретные вопросы решать гораздо сложнее, чем осуществлять общее руководство. Поэтому, видимо, такие кандидаты просто пытаются провести во власть так называемый второй эшелон своих команд. А это, как правило, люди, которые самостоятельно решать ничего не смогут, а будут лишь слепо исполнять волю руководства, приглашающего нас с рекламных плакатов голосовать за умных, красивых, мужественных и так далее. В этой связи хочу сказать, что от того, как отнесется к выборам каждый житель столицы, будет зависеть дальнейшее развитие страны. Или будет манипулятивная демократия, или люди покажут, что им нужна ответственная и моральная власть.

 — Профессиональная тоже не помешала бы…

 — Городом должен руководить человек, знающий, как функционирует этот сложнейший организм. Хотя бы на уровне района. Ведь район — это копия города Киева. Столичный голова не понаслышке должен знать болевые точки этого самого организма, ведь времени на раскачку и специальные ознакомительные экскурсии для мэра не будет. А Виктор Пилипишин полтора года руководит Шевченковским районом столицы. Следовательно, может быть эффективным городским головой.

«Когда у меня появятся внуки, я в них обязательно компенсирую то, что не додал своим детям»

 — Вы уже запланировали, как проведете 25 мая? Ведь это не только день выборов, но и день Киева…

 — Сначала, естественно, проголосуем. Мы обычно ходим на выборы дружно, всей семьей. А потом уедем в село, к матери супруги. Она сейчас живет одна, болеет, так что мы стараемся бывать у нее как можно чаще. К счастью, у моих родителей больше родственников и они не чувствуют себя одинокими. Я, возвращаясь из своей рабочей поездки, на днях у них побывал. Мне выпала такая редкая и приятная возможность посидеть с ними без гостей. Родители с гордостью показали мне огород. Несмотря на то что они люди пожилые, но до сих пор стараются что-то посадить, чтобы земля не пустовала. Провели по хозяйству, показали бычка, лошадь, кур… Я решил пошутить и сказал, мол, живности как-то маловато. Мама же вполне серьезно на это ответила, что сейчас все денег стоит, да и цыплята дорогие… Пришлось пообещать привезти им в следующий раз штук тридцать цыплят.

 — Вас к делу пристроить не пытались? Любите в земле копаться?

 — Большого удовольствия не получаю. Дело в том, что в детстве работа на земле для меня была тяжелой повинностью. Я, конечно, понимаю, что земля — большая ценность. Понимаю умом, но сердцем… Как вспомню косу, вилы, сапки… И участок поля, который выделяли матери для обработки. А у него не было, казалось, ни конца ни края. Но ведь его нужно было не просто обойти, а прополоть… Тем не менее, как говорится, глаза боялись, а руки делали. Поэтому сейчас, в основном, я поливаю цветы на даче. Или копаюсь в теплице, если жена дает «наряд».

 — Что выращиваете?

 — У нас очень много цветов. А на небольшом огороде выращиваем огурцы, помидоры, салат, зелень, лук… Бывает, возьмешь вечером воды, польешь растения, а они начинают оживать. Такое колоссальное удовольствие получаешь!

 — Майские праздники тоже проводили на даче? Кого на шашлыки приглашали?

 — Мы живем достаточно закрыто. Встречаясь же с друзьями, предпочитаем куда-нибудь поехать. Как раз на майские выбрались в Умань, в Софиевку. Мы сидели в небольшом ресторанчике на берегу водоема. Вот там было все, в том числе и шашлыки. Веселились, пели, танцевали… Меня очень сложно поднять, но когда рядом хорошие люди, появляется и настроение. А если еще и что-то для настроения есть… В тот раз таким стимулом была текила..

 — Так у вас было что-то вроде студенческого «капустника»?

 — Знаете, в студенческие годы мне было не до песен и веселья. После второго курса я стал постоянно подрабатывать. То дворником, то сторожем, то грузчиком… Кстати, на днях встречался со своими однокурсниками по случаю тридцатилетия окончания вуза. Полкурса в Киев съехалось. Узнал всех! Но когда они мне в один голос сказали, что я возмужал (читай — постарел), то немного расстроился. Правда, ненадолго, утешила возможность всех обнять, расцеловать. В том числе и тех, кому тридцать лет назад симпатизировал.

 — Спортом не занимаетесь? Тренажером, хотя бы, обзавелись?

 — Есть и тренажеры, и турник. Но, честно говоря, я на них пока только смотрю. Больше люблю плавать. Уважаю футбол. Отдаю предпочтение коллективным, игровым видам спорта. Хотя жена прозрачно намекает на то, что не мешало бы подкачаться. Говорит, мол, у тебя погоны на плечах, так что они не должны быть покатыми (смеется). Относясь к себе критически и с юмором, понимаю, что на какую-то мужественную личность я не особо тяну. Но комплексами по этому поводу не страдаю. Главное — уверенность в себе, ведь люди хотят видеть перед собой сильного человека. Себя нужно считать самым хорошим, самым умным и то же самое внушать детям. Я, кстати, сейчас очень жалею, что в свое время мало внимания уделял детям. Они в детстве, в основном, видели мою спину — то я писал одну диссертацию, то вторую. Работа, политика опять же… Вместо того чтобы, придя домой, поговорить с ними, утыкался в книги. Теперь же, когда прихожу в церковь и вижу молодых родителей с детьми на руках, спрашиваю себя: почему же я потерял это время? Мне кажется, что когда у нас с женой появятся внуки, я обязательно им все компенсирую!