История современности

Ровно 135 лет назад в первую поездку отправился знаменитый «Восточный экспресс»

18:28 — 4 октября 2018 eye 1318

5 октября 1933 г. Украинский режиссер Лесь Курбас объявлен националистом и уволен из харьковского театра «Березиль».

6 октября 1883 г. В Париже открыто кабаре «Мулен Руж».

7 октября 1571 г. Состоялось одно из крупнейших морских сражений в истории — битва при Лепанто, в результате которой Османская империя потерпела поражение от объединенного флота христианских государств и лишилась владычества на Средиземном море.

8 октября 1938 г. На Закарпатье было создано правительство, что стало первым шагом к образованию Карпатской Украины.

9 октября 2006 г. В Северной Корее впервые было испытано ядерное оружие.

10 октября 1968 г. При записи своего «Белого альбома» «Битлз» впервые использовали женский голос. Вокалисткой стала будущая жена Джона Леннона Йоко Оно.


Своим появлением «Восточный экспресс» обязан бельгийскому инженеру и финансисту Джорджу Ногельмакеру. Побывав в США и увидев спальные вагоны, изобретенные Джорджем Пульманом, Ногельмакер создал Международную компанию спальных вагонов. А 4 октября 1883 года в путь отправился первый «Восточный экспресс». Мужчинам в первую поездку рекомендовали брать с собой оружие, а женщинам — спать одетыми. Путь был загадочным, большая часть маршрута проходила через горы. Но все опасения оказались напрасными, через 3 дня, 9 часов и 40 минут поезд, ни разу не выбившись из графика, благополучно прибыл в Стамбул. Уже в 1889 году экспресс преодолевал 3000 километров от Парижа до Стамбула за 67 часов. Затем время в пути сократилось еще на 5 часов. Средняя скорость для того времени была неслыханной — 50 километров в час.

Это был не просто ночной поезд с рестораном, а настоящий 5-звездочный (по современным меркам) гранд-отель на колесах. Подавали блюда из осетрины, фазана, всевозможные деликатесы. Стены купе были отделаны ценными сортами дерева с инкрустацией, шторы и занавески сшиты из генуэзского бархата, люстры из хрусталя. Вагон-ресторан, рассчитанный на 24 персоны, оформлен в стиле салонов времен Людовика XV. На стенах висели акварели Делакруа, других классиков мировой живописи, к услугам читающей публики имелась библиотека.

«Восточный экспресс» возил королей, аферистов, шпионов высокого класса и самых красивых женщин мира. Не раз украшала своим присутствием салоны «Восточного экспресса» танцовщица-авантюристка Мата Хари. Все в поезде было устроено с учетом любых пожеланий клиентов, в том числе сохранение инкогнито.

«Восточному экспрессу» посвятил один из своих романов английский писатель Грэм Грин. Ян Флеминг в своей книге «Из России с любовью» отправил на нем из Стамбула Джеймса Бонда. Альфред Хичкок поставил фильм «Исчезнувшая женщина», основные события которого развивались в экспрессе. А королева детектива Агата Кристи написала роман «Убийство в «Восточном экспрессе». Писательница не раз была пассажиркой этого поезда. В 1931 году она возвращалась из Стамбула в Англию и в письме к мужу описала подробно, как поезд останавливался из-за сильных снегопадов. Этот эпизод она включила в роман: поезд остановился из-за снежного заноса, что спутало карты убийц.

Во время Первой мировой войны «Восточный экспресс» поменял название на «Балкан Цуг» и связывал Берлин с Софией и Стамбулом. В разгар Второй мировой войны появился псевдо-«Восточный экспресс». Он использовался лидерами Третьего рейха.

В 1947 году был возобновлен прежний маршрут. Но путь его лежал через территории государств, принадлежавших к разным политическим системам. Из-за этого возникали постоянные задержки в пути. Проехавшись на легендарном экспрессе, журналист «Нью-Йорк Таймс» писал: «На границах соцстран пассажиров вместо улыбок встречали настороженные взгляды таможенников. Они совали свои носы под сиденья, отвинчивали панели в потолке в поисках контрабанды. Проходы в моем вагоне были забиты коробками с телевизорами, стиральными машинами, которые везли домой поработавшие за границей люди».

В 1977 году вагоны выкупил британский бизнесмен Джеймс Шервуд. И через несколько лет обновленный «Восточный экспресс» тронулся в путь. В нем совмещено изящество начала XX века с передовыми технологиями XXI. Полностью отреставрированы старые вагоны с сохранением простора и винтажного стиля. В поезде запрещено носить джинсы. А ужин в вагоне-ресторане требует строгого дресс-кода: вечерние платья, смокинги, галстуки-бабочки. По маршруту Париж — Стамбул «Восточный экспресс» ходит всего раз в год, поэтому путешественники занимают очередь заранее.

Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»