Происшествия

Муфтий украины шейх ахмед тамим: «мусульманка при разводе может потребовать от супруга пять килограммов золота или сто тысяч долларов, поэтому муж хорошо подумает, разводиться ли ему»

0:00 — 31 мая 2008 eye 1150

Глава Духовного управления мусульман Украины рассказал «ФАКТАМ», что Коран не переводят на русский и украинский языки не потому, что это тайное знание только для владеющих арабским, а из-за большой ответственности за точность перевода

«ФАКТЫ» продолжают публикацию серии бесед с главами наиболее распространенных в Украине конфессий. О своей жизни и вере нашему изданию рассказал муфтий Украины шейх Ахмед Тамим.

«Коран — это руководство для того, чтобы знать, как жить, а не как воевать»

 — Уважаемый шейх, по некоторым данным, количество мусульман в Украине увеличивается. Как вы считаете, с чем это связано?

 — По нашим подсчетам, в Украине приблизительно два миллиона, а в Киеве — около 60 тысяч мусульман. Но специальных исследований на эту тему мы не ведем, ведь у нас духовное управление, а не партийная организация. Думаю, что рост численности мусульманской общины связан с тем, что многим нравится наш образ жизни.

 — В последнее время ислам в сознании людей прочно ассоциируется с терроризмом. Насколько мотивированы такие ассоциации?

 — Этот вопрос надо разделить на две части: как пропаганда преподносит ислам и что такое ислам на самом деле? Есть настоящий ислам. И есть сектантство, которое под видом нашей религии проповедует совершенно другие убеждения.

Напряженность между мусульманским миром и Западом возникла в прошлом веке в результате колониальной политики некоторых западных стран и последующего развала колониальной системы. Антиколониальное движение в немалой степени было связано с развитием революционных и национальных идей. В этот период появились и некоторые псевдорелигиозные течения, которые начали использовать текущие проблемы общества в своих целях и поднимать вопрос о «новом образе жизни в мусульманском мире». Так образовались ваххабиты, партия под названием «Братья-мусульмане», течение «Партия освобождения» и другие. Все они в своих целях используют религию и дают свое толкование некоторых вопросов религии, чтобы добиться власти. И при этом у них есть свои средства массовой информации, чтобы влиять на взгляды людей.

От деятельности подобных организаций пострадал, в первую очередь, сам исламский мир. Ведь они мешают его развитию и развитию отношений с Западом.

Настоящий ислам — это миролюбивая религия. Само слово «ислам» означает «поклонение Богу». То есть человек признает, что есть закон божий, и он обязан его соблюдать. Только в разные времена были разные законы божьи. Поэтому мы признаем, что был Иисус, мир ему, был Моисей, мир ему, был Авраам, мир ему, и все они призывали людей поклоняться только Богу! А пророк Мухаммад, мир ему, стал последним, он возобновил миссию всех предыдущих пророков и призывал людей к тому же пути. Заметьте, не к новому пути!

Хотя некоторые востоковеды, историки трактуют нашу веру, как агрессивную, что в корне неверно. Подобные трактовки появились еще с незапамятных времен. Впрочем, они культивируются и сейчас, ведь в школах изучают и Вильяма Шекспира, и Виктора Гюго, а у этих западных писателей, как и у многих других, было превратное понимание ислама и роли пророка Мухаммада.

 — Неоднократно приходилось слышать фразу, на которую ссылаются все террористы: «убей неверного»…

 — Такого даже близко нет в Коране. Это толкование дельцов от религии. Коран — это «Небесное писание» от Бога. Как было «Небесное писание» Всевышнего Иисусу, Моисею, Аврааму. Коран — это руководство для того, чтобы знать, как жить, а не как воевать.

 — Скажите несколько слов о мечети «Милосердие», в которой мы сейчас находимся. В прессе приходилось читать, что она строилась на деньги криминальных авторитетов…

 — Мы начали строить эту мечеть в 1992 году, строительные работы до сих пор не завершены. А в криминальном мире деньги добываются очень быстро. Почему же тогда мы все еще не можем ее достроить? Кроме того, если у кого-то есть доказательства этому, то пусть обращается в соответствующие органы. А вообще, думаю, такую информацию распространяют те, кто пытается формировать негативный образ ислама в Украине.

«Бог создал и добро, и зло для того, чтобы нам было понятно, как их различать»

 — До сих пор отсутствуют официальные переводы Корана на русский или украинский языки. Не кажется ли вам, что это несколько ограничивает проповедническую деятельность? Да и при наличии таких переводов экстремисты не смогли бы прикрываться фразами «как гласит Коран»…

 — Проблема перевода Корана на другие языки имеет свои нюансы. Ведь это не простая книга, это — «Небесная книга», ниспосланная Богом. Поэтому очень важно передать ее смысл без искажений, и здесь непосредственного языкового перевода недостаточно. Во-первых, для некоторых арабских слов нет полного соответствия в лексике других языков. В арабском языке одно слово может иметь несколько значений и, соответственно, в другом языке может быть несколько вариантов его перевода. Чтобы выбрать правильный, необходимо иметь знание и понимание того вопроса, к которому относится тот или иной аят. (Аят — мельчайшая структурная единица Корана, иногда понимаемая как «стих», но более корректно понимать аят как «высказывание».  — Авт. )

Во-вторых, даже если для конкретного слова есть точный аналог в другом языке, на арабском оно не всегда используется в буквальном значении. То есть кроме языкового перевода необходимо еще и дополнительное пояснение, комментарий. И, наконец, третье. Для того чтобы правильно толковать аяты Корана, необходимо сопоставлять их с другими высказываниями «Небесной книги», чтобы не было противоречия по смыслу, а также нужно знать обстоятельства, в связи с которыми был ниспослан тот или иной аят. Поэтому даже знающий арабский язык человек не может понимать Коран только посредством его чтения. Для правильного понимания Корана необходимо иметь религиозные знания! В связи с этим и нет в мусульманском мире таких понятий как «перевод Корана» или «Коран на таком-то языке». А есть понятие «Толкование Корана» — тафсир. Тафсиры существуют на различных языках, Духовное управление мусульман Украины также готовит выпуск подобного издания. Что же касается существующих переводов, то большинство их авторов — востоковеды, не имеющие специальных религиозных знаний для правильного понимания и передачи текста Корана. Они переводят Коран в популяризаторских и коммерческих целях, пользуясь интересом общества к этой теме. Неудивительно, что во всех этих «переводах» есть ошибки. Именно подобными «переводами» часто пользуются сектанты для распространения своих убеждений, ссылаясь при этом на неправильно переведенный Коран.

 — Каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить Мекку. А что делать тем, кто по финансовым причинам не может себе это позволить?

 — Религия гласит, что кто в силе и кто может, тот обязан раз в жизни посетить Мекку. Если же кто-то не в состоянии этого сделать по тем или иным причинам, то это не считается грехом. Тем не менее мы стараемся включать в группу людей, совершающих ежегодное паломничество, тех, у кого есть финансовые трудности. Таким образом мы вознаграждаем их за усердие. К тому же два раза в год проводим конкурсы на знание ислама. Их победители тоже имеют возможность совершить паломничество за счет спонсоров.

 — Скажите, у мусульман есть такие понятия, как воскрешение после смерти, конец света, бессмертная душа?

 — Для всего сущего есть начало и, можно представить, что будет конец. Только Бог существовал без начала! Верим мы и в воскрешение из мертвых. Душа человеческая создана Богом, и после смерти человека она не исчезает, а возвращается в тело после воскрешения. Мы верим также, что есть рай и ад, что мы все временно живем на этой земле, и на это время Бог дает нам испытания и хочет, чтобы мы их прошли. Кроме того, Бог послал нам истину. Но одновременно с этим он и предоставил каждому право выбора. И своими поступками мы ему показываем, какой выбор сделали. Ведь Бог создал и добро, и зло для того, чтобы нам было понятно, как их различать. Но перед этим Бог указал нам путь истины и послал святых людей — пророков. У разных народов были свои пророки или посланники. А выбор пути уже за самим человеком…

«Если драгоценный камень можно в гневе выбросить, то с женщиной так же поступить нельзя»

 — Уважаемый шейх, вы закончили Киевский политехнический институт, затем организовали свою фирму по продаже компьютеров. А как у вас возник интерес к духовному пути?

 — Я родился в столице Ливана Бейруте. Воспитан в мусульманской семье, ходил в мусульманскую школу. В Советский Союз приехал в 1975 году и поступил в университет в Ростове-на-Дону на подготовительный факультет для изучения русского языка. Ну а для получения высшего образования выбрал Киев. Меня заинтересовала вычислительная техника. Я тогда был единственным иностранцем на потоке и смог на отлично сдать все предметы. Кроме основ диалектического и исторического материализма и научного коммунизма (смеется). Просто они были далеки от моих убеждений. В институте мне даже подготовили красный диплом, но из-за того, что провалил экзамен по научному коммунизму, я его не получил. Впрочем, несмотря на это, я защитил диплом, и мне предложили поступать в аспирантуру. Однако тогда я уже изучал религию — искал ответы на вопросы, поставленные диалектическим материализмом (смеется). Получив высшее исламское образование, познакомился с обществом мусульман в Украине и понял, что мне необходимо находиться среди них. Я начал им помогать. Мусульмане попросили, чтобы я был имамом. А вскоре я возглавил мусульманскую общину.

 — А как родители восприняли ваш выбор, ведь они, наверное, хотели, чтобы вы занимались бизнесом и дальше?

 — Мои родители никогда мне не мешали. Тем более что я уже мог обеспечить себя. У меня была серьезная фирма, зарегистрированная в Торгово-промышленной палате Украины, я состоял в бизнес-клубе. Словом, имел авторитет в бизнесе. Но я все это бросил, чтобы помочь мусульманам, проживающим на территории Украины. Мои родители согласились, что духовное важнее материального.

 — Ваша супруга ливанка? Чем она вас покорила?

 — Когда говорит сердце, то о другом уже не думаешь. В исламе считается признаком высокой культуры и нравственности, когда мужчина умеет делать добро женщине. Это учение самого пророка! Поэтому мое отношение и к супруге, и ко всем женщинам — самое наилучшее. Мусульмане стараются поддерживать женщин, помогать им, обеспечивать им хорошее настроение. То есть если драгоценный камень можно в гневе выбросить, то с женщиной так же поступить нельзя.

 — Если драгоценный камень можно выбросить, то можно ли развестись с мусульманкой?

 — Ислам предусматривает развод, но мусульманин очень хорошо подумает, прежде чем разводиться. Ведь у нас юридически оформляется брачный контракт, в котором (помимо того, что сказано в религии о правах и ответственности каждого супруга) предусмотрено право женщины выдвинуть свои условия при разводе. То есть в исламе женщина не просто защищена, но и имеет определенное преимущество. Например, женщина может выставить такое условие: «При разводе мне надо сто тысяч долларов» или «Мне надо пять килограммов золота». Поэтому перед разводом мужчина очень хорошо подумает (улыбается).

 — Какие еще права имеет мусульманка?

 — Материальное обеспечение семьи — забота только супруга! Он обязан позаботиться о жилье, питании, одежде. А вот за воспитание детей супруги несут совместную ответственность. Кроме того, считается грехом, если муж использует имущество супруги без ее разрешения. Также жена не обязана работать, чтобы финансово помочь мужу. Другое дело, если она сама захочет работать. Если у супруги есть квартира и муж проживает в ней, то она вправе требовать арендную плату. Одним словом, в исламе предусмотрена всеобъемлющая защита для женщины. Но есть один нюанс: есть разные виды развода. Бывают разводы из-за греха и по другим причинам. Каждый отдельный случай нужно разбирать отдельно.

 — У вас одна супруга, но ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он может предоставить каждой из них отдельный дом и содержание…

 — Да, это так. Но в моем случае нет необходимости иметь несколько жен. Да и зачем брать на себя ответственность за формирование новой семьи и ее обеспечение? Я доволен тем, что у меня есть.

 — Я знаю, что у вас пять детей. Вы строгий отец?

 — Об этом надо спрашивать у детей. Я воспитываю их в духе ислама, что подразумевает и образование, и обучение, и наблюдение. Мы никогда не наказываем детей физически. Иногда достаточно строго посмотреть на ребенка, и он все сам понимает. У нас с женой есть договоренность: когда один из нас строго отчитывает ребенка, то второй молчит, оставляя возможность ребенку найти защиту. Раньше мои дети ходили в обычную школу, но я решил их оттуда забрать — для мусульманина неприемлемо, когда ребенок в 13 лет начинает курить, сквернословить. Сейчас мои дети воспитываются отдельно. Семья — это ведь тоже школа жизни. Ребенок сидит со взрослыми и слушает, о чем они говорят, как общаются. Таким образом он и постигает жизнь.

 — У мусульман, как правило, многодетные семьи. Но на вашем сайте я с удивлением прочла совет от муфтия, что беременной женщине лучше не показываться гинекологу…

 — Если беременная просто так пойдет к врачу, то это, действительно, не принято, потому как в нашей религии есть конкретные ограничения. В исламе для обеспечения внутреннего спокойствия самого человека, для развития его духовной силы не рекомендуется ходить к врачам без особой надобности. А если есть необходимость в посещении, то только авторитетных медиков. Женщина-мусульманка ведь не живет в изоляции, у нас одна большая дружная семья. У беременной есть старшие подруги, бабушки, матери, сестры. Все они имеют большой жизненный опыт и могут дать дельный совет.

К сожалению, часто врачи поступают, как бизнесмены. Вы много встречали людей, у которых врачи не обнаружили никаких болезней? Наоборот — выписывают кучу ненужных лекарств.