Украина

В законопроекте об адвокатуре есть положения, усиливающие коррупционные риски, – Пилипенко

14:55 — 30 октября 2018 eye 109

«Кардинальное изменение системы адвокатуры в Украине, предусмотренное положениями президентского законопроекта № 9055 „Об адвокатуре и адвокатской деятельности“, содержит необоснованные нормы, которые усложнят работу адвокатуры и несут коррупционные риски», — написал представитель Украины в Венецианской комиссии (2013−2017 годы), народный депутат Украины VI-VII созывов Владимир Пилипенко в своей колонке на ресурсе «Українські новини».

По словам Пилипенко, несмотря на всю критику, звучащую в последнее время, в президентском законопроекте есть некоторые положительные моменты. Документ, в частности, расширяет права адвокатов. Предлагают открыть им доступ в государственные реестры, предоставить право заниматься фидуциарной деятельностью (финансовые услуги, связанные с управлением активов), расширяют виды адвокатской деятельности.

«Очень бы не хотелось, чтобы важные государственные решения принимались из-под колена. Нужно наконец научиться отделять зерна от плевел. Ведь и в президентском законопроекте, и в альтернативных есть интересные идеи, которые могли бы улучшить нашу сферу. Но есть и такие, которые, наоборот, усложняют ее и усиливают коррупционные риски», — отметил он.

Однако больше всего в профессиональной среде критикуют предложенные президентом нововведения по изменению структуры и компетенции органов адвокатского самоуправления.

Именно поэтому многие адвокаты сходятся во мнении, что взамен президентского стоит рассмотреть два альтернативных законопроекта «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (№ 9055−1 и № 9055−2). Ведь они оставляют действующую систему адвокатского самоуправления без изменений.

Например, в президентском проекте предусмотрено, что вместо Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры должны быть созданы Высшая квалификационная комиссия адвокатуры и Высшая дисциплинарная комиссия адвокатуры, которые, скорее всего, будут расположены в Киеве. Зато в проекте закона предусмотрено, что решение будет уполномочена принимать Высшая квалификационная комиссия адвокатуры, а квалификационная комиссия адвокатов региона будет отвечать только за организацию процесса сдачи экзаменов.

В то же время в прилагаемых к проекту закона документах не обоснована необходимость внесения таких изменений в структуру органов адвокатского самоуправления.

«Например, в состав Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, согласно действующему законодательству, должно входить 30 членов. Это предлагают предусмотреть, что и в Высшую квалификационную комиссию адвокатуры, и в Высший дисциплинарной комиссии адвокатуры будут входить по 30 человек. То есть вдвое больше. Какая логика такого решения? Непонятно. Разве что кто-то захотел своих людей продвинуть на „нужные“ места?» — отметил автор колонки.

Пилипенко призывает стороны к конструктивному диалогу и согласования новаций, которые улучшили бы систему адвокатуры, а не внесли непонятные нормы.

«Убежден, что единоличные новаторские желание, без должной аргументации их целесообразности отнюдь не приблизят украинское законодательное поле в вожделенных европейских стандартов. А вот здоровый диалог и профессиональная законотворческая работа, поиск компромисса — это то, чего всем нам не хватает», — подчеркнул он.

6 сентября 2018 года президент Украины Петр Порошенко зарегистрировал в парламенте проект закона № 9055 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Соответствующая инициатива определена им как «неотложная».

Параллельно в Раде появились два альтернативных законопроекта «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (№ 9055−1 и № 9055−2).

Сразу же в Совете адвокатов Украины (САУ) — одном из органов адвокатского самоуправления — заявили, что реформировать их отрасль на основе президентского проекта не стоит. Там отмечают, что документ разработали без предварительных консультаций с адвокатским сообществом. Кроме того, проект содержит нормы, ограничивающие право на адвокатское самоуправление.

Фото Facebook