Осенью 1943 года, когда гитлеровцы пытались организовать «Восточный вал» против наступления советских войск, стоял вопрос и о том, чтобы удержать оккупированный Киев. Главной преградой для красноармейцев должен был стать могучий Днепр — ведь ни одного целого моста не осталось. Тогда же нацисты «зачистили» территории, прилегающие к реке с левого берега. Были полностью уничтожены рабочий поселок на Трухановом острове и поселение Никольская слободка.
По поводу названия Труханова острова бытует давняя версия, что якобы оно связано с именем половецкого хана Тугорхана. Сложено даже предание: на острове, мол, находилось имение ханской дочери, вышедшей замуж за киевского князя Святополка Изяславича. Но более простым и вероятным представляется допущение, что кого-то из тамошних первопоселенцев звали Трифон (одна из форм этого имени — Трухан). Земля Труханова острова издавна составляла собственность города Киева. Немалую часть ее занимали доходные сенокосы.
Поначалу здесь было немного жителей. В позапрошлом веке остров представлял собой укромное место, куда лишь изредка киевляне выбирались на пикники при содействии лодочников, ведь мост на городской берег отсутствовал. Один из перевозчиков по имени Адам Гинтовт, взяв у мэрии в аренду с 1870-х годов часть островной территории, открыл своего рода загородный кабачок, славившийся раками и цыплятами. Его облюбовали солидные и состоятельные господа, устраивая подальше от посторонних глаз попойки с девицами.
Со временем, однако, налаживание рейсов паровых катеров на Труханов остров способствовало появлению там заметных очагов культурной деятельности. Так, в 1887 году группа уважаемых киевлян основала Киевский яхт-клуб, гавань которого была оборудована в северной части острова. Неподалеку в 1900-е годы развернула научную работу Днепровская биологическая станция. Что же касается патриархального заведения Гинтовта, то оно к концу XIX века превратилось в оживленный кафешантан «Эрмитаж».
Между тем остров привлек внимание владельцев пароходного общества, осуществляющего перевозки по Днепру и его притокам. Предпринимателям особенно приглянулся залив Старик (теперь известный как Матвеевский залив). Он был достаточно широк и глубок, поэтому прекрасно подходил для зимней стоянки пароходов. В 1885 году пароходное общество, арендовав обширный участок на Трухановом острове, устроило здесь мастерские и эллинг для починки судов. Вот только связь острова с городом никак нельзя было назвать бесперебойной. Труженики мастерских, проживавшие на киевском берегу, испытывали массу неудобств. Владельцы пароходства настойчиво добивались у Киевской городской думы позволения расположить прямо на острове рабочий поселок. После долгих проволочек мэрия в 1907 году наконец-то дала добро. В южной части острова были распланированы жилые кварталы.
Надо заметить, что основная часть поселка во время весенних разливов Днепра нередко становилась пародией на Венецию: обитатели на лодках добирались до своих домов, сооруженных на высоких сваях. Случалось и так, что рекордный уровень воды вынуждал злосчастных трухановцев оставлять затопленные жилища и эвакуироваться в город.
* Затопленная улица Труханова острова. С открытки 1910-х годов
В 1913 году Труханов остров официально «перекрестили» в Алексеевский, присвоив ему имя малолетнего цесаревича Алексея. Но переименование не успело прижиться — уже в 1917-м династия Романовых лишилась престола. А в 1918-м здесь наметили себе место для отдыха германские офицеры и солдаты из армии кайзера Вильгельма II, которые по договоренности с правительством независимой Украины несколько месяцев занимали наш город. Немцы расчистили песчаный берег, обустроили на нем деревянные бараки, скамейки, кабинки для переодевания, и тем же летом пляжная жизнь закипела. К новой моде охотно приобщалась состоятельная публика из местного и пришлого населения. Однако и трудящимся, в конце концов установившим в Киеве свою власть, такая форма отдыха тоже пришлась по вкусу.
Часть города, прилегающая ныне к станциям метро «Гидропарк» и «Левобережная», в прошлом представляла собой обособленные предместья — соответственно Предмостную и Никольскую слободки. До конца XVIII века эти земли принадлежали Киево-Никольскому пустынному монастырю, а в дальнейшем отошли в казну.
Слободки формировались главным образом во второй половине XIX и в начале ХХ века. Решающую роль в их развитии сыграло открытие в 1853 году первой стационарной переправы через Днепр — Цепного (Николаевского) моста. Продолжением его трассы стало Броварское шоссе, пролегающее через слободки. Поначалу вся эта местность считалась одной Никольской слободкой, однако по мере роста поселения выделилась территория между течением Днепра и Русановским проливом, получившая название Предмостная слободка.
Любопытно, что территория слободок, теперь составляющая неотъемлемую часть Киева, вплоть до 1920-х годов не только не была включена в городскую черту, но даже не относилась к Киевской губернии. Она принадлежала к Остерскому уезду соседней Черниговской губернии. Особое значение имело то обстоятельство, что Черниговщина входила в так называемую черту оседлости для евреев, тогда как Киев был из нее изъят. Легко понять, насколько привлекательными для еврейского населения оказались слободки, из которых было рукой подать до Киева. К началу ХХ века численность населения Предмостной слободки стремительно выросла, достигнув к 1909 году количества 10 747 душ (в том числе 1723 иудея).
* Предмостная слободка и церковь Святого Иоанна Рыльского. Фото 1910-х годов (из собрания А. Шереметьева)
Шоссе на Бровары проходило по специально насыпанной дамбе и в любое время года оставалось пригодным для езды (незадолго до Первой мировой войны по нему даже начали курсировать вагоны мототрамвая). Но значительная часть пространства слободок, так же как и Труханов остров, периодически оказывалась под водой. Здесь опять-таки возникала ассоциация со знаменитым итальянским городом. На Предмостной слободке, к северу от моста и шоссе, появилось даже злачное заведение под названием «Ресторан и парк Венеция».
В 1923 году было принято решение о присоединении обеих слободок к Киеву. Их жители стали горожанами, получили школы, больницы, кинотеатры, однако, как и встарь, регулярно страдали от паводков.
До войны самые заметные разрушения на Трухановом острове и Предмостной слободке произошли вследствие борьбы большевиков с религией. Не простояв и трех десятков лет, были уничтожены приходские каменные церкви: на острове — во имя святой Елизаветы, в слободке — в честь святого Иоанна Рыльского. А в 1943 году все было кончено. Советские солдаты, вплотную подойдя к Славутичу, увидели вместо приречных хат выжженную землю. Как написала впоследствии выросшая на Трухановом острове Лина Костенко: «А потім повінь позмивала попіл моєї дерев’яної Венеції!».
В ходе послевоенного восстановления Киева разрушенные местности у Днепра решили превратить в сплошную зону отдыха — Гидропарк. Потом это наименование закрепилось только за бывшей Предмостной слободкой — благодаря одноименной станции метро, открытой в 1965 году. А на Труханов остров еще в 1957 году перебросили Пешеходный мост. Здешние пляжи, лодочные станции, аттракционы, кафе и рестораны в теплый сезон до сих пор привлекают множество народу.
Однако в семьях бывших жителей утраченных поселков помнят о своих «венецианских» корнях. Ради тех, кому дорога эта память, были созданы монументы. На Трухановом острове в 1989 году появилась выразительная скульптура воина, который вернулся домой и теперь стоит у обгоревшей лодки (скульптор Владимир Чепелик).
* В 1989 году на Трухановом острове установили памятник сожженному гитлеровцами поселку — фигуру воина, стоящего у обгоревшей лодки. Фото автора
Трогательный памятный знак работы Анатолия Чемериса в 1991 году был установлен на территории Гидропарка. Вблизи аллеи, в стороне от пляжной зоны, на крыльце разоренного дома сидел и безутешно плакал бронзовый мальчик. К этим мемориалам приходят люди — приносят цветы или просто стоят в скорбном молчании. Однако, как ни горько, появлялись здесь и подонки с загребущими руками. В прошлом году монумент в Гидропарке был изуродован, скульптурные детали исчезли…
В летние дни тысячи посетителей Гидропарка снуют туда-сюда по Венецианскому мосту над одноименной протокой, но мало кому теперь известно, как выглядела и что представляла собой утраченная, довоенная киевская Венеция.
Напомним, ранее «ФАКТЫ» рассказывали историю жительницы Черкасс, которая в годы Второй мировой войны спасла 25 еврейских детей.