В Научно-технологическом комплексе «Институт монокристаллов» Национальной академии наук Украины журналистам показали, как создаются уникальные материалы, аналогов которым в мире нет
— Прежде всего покажем вам, как выращиваем уникальные кристаллы селенида цинка, которые немецкая компания «Смитс Хайманн» устанавливает на свое оборудование по досмотру багажа в аэропортах, — заявил журналистам генеральный директор Научно-технологического комплекса «Институт монокристаллов» Национальной академии наук Украины, известный в стране ученый и политик академик НАНУ Владимир Семиноженко. — «Смитс Хайманн» выпускает, пожалуй, лучшие в мире машины, с помощью которых ищут в багаже оружие, опасные вещества. А кристаллы селенида цинка — «глаза» и «уши» этого оборудования. Его уже используют более 500 крупнейших аэропортов Европы и Азии. И вот недавно выигран тендер на оснащение такими установками 600 аэропортов США.
— Получить этот заказ иностранной компании крайне сложно, — вступает в разговор заведующий отделом Владимир Рыжиков, где была разработана технология выращивания уникального кристалла селенида цинка. — Ведь американцы предпочитают доверять своим фирмам. Значит, немецкая техника с украинскими кристаллами — лучшая. Объясню почему: обычная машина проверяет около 200 единиц багажа в час. А оснащенная нашими кристаллами — в десять раз больше. Все делается автоматически, без участия оператора.
Мы заходим в лабораторию без окон, где находятся внушительных размеров установки.
— В них за три-четыре дня при температуре 1500 градусов и давлении в 30 атмосфер (как под водой на 300-метровой глубине. — Авт. ) выращиваются кристаллы селенида цинка, — рассказывает академик Семиноженко и командует: «Поднимайте». Верхняя часть аппарата ползет вверх, и перед нашими глазами появляется искусственный кристалл.
— Теперь разрежем его на небольшие пластинки (мы их называем «спичками») и в таком виде отправим нашим немецким заказчикам, — говорит Владимир Рыжиков. — Стоимость одной «спички» — семь евро. Для каждого аппарата по досмотру багажа их нужно около двух тысяч. В прошлом году мы продали более ста тысяч «спичек».
Знаете ли, формула селенида цинка общеизвестна, как вырастить этот кристалл — тоже не секрет. Фокус в том, что мы создаем материал с такими свойствами, которых нет у селенида цинка, выращиваемого в других лабораториях. Как удалось прийти к этому ноу-хау? Задавались вопросами, которые многим коллегам казались почти глупыми. Ответ нашли сами. Это и стало ключом к созданию уникальной технологии.
— Разрабатывается ли отечественное оборудование с кристаллами вашего института? — спрашиваю у академика Семиноженко.
— Конечно, например, интроскоп для таможенного досмотра грузов. Пока он работает только на одном пункте пропуска — «Гоптивке», что на украинско-российской границе. Помнится, сразу же обнаружили партию конт-рабандных подшипников. Они были спрятаны внутри дверей автомобиля. Вскоре нам стали говорить, что из-за интроскопа, который насквозь «видит» груз и машину, многие автомобилисты стали объезжать «Гоптивку» и пересекать границу по полям и проселочным дорогам. Больше такие установки у нас не заказывали — видимо, их работа кому-то невыгодна.
Мы изготовили интроскоп и для досмотра контейнеров в порту Ильичевск. Но пока он остается в Харькове. Оказалось, на том месте на территории порта, где должен был стоять аппарат, ударными темпами построили баню. И заявили нам: ваше устройство ставить негде
— Сейчас за деньги НАТО пытаемся создать кристаллы, которые резко расширяют возможности машин по поиску запрещенных веществ, — говорит Владимир Рыжиков. — Публике заявляют, что аппарат находит оружие, опасные вещества, наркотики. На самом деле это не совсем так. Техника способна выявлять подозрительные предметы. Но пока машине не удается четко определить, что это — взрывчатка, наркотики, ядовитый газ или вещества, всего лишь похожие на них. Поэтому подозрительный багаж приходится проверять вручную. Мы выиграли тендер НАТО на сумму 300 тысяч евро для разработки кристалла, с помощью которого можно определить: в этом чемодане находятся наркотики, а в этом — динамит.
— А по поводу селенида цинка добавлю, что появились перспективы использовать его в медицинском оборудовании, выпускаемом одной крупной западной фирмой, — продолжает Владимир Рыжиков. — Речь идет о том, чтобы оснащать им компьютерные томографы (с их помощью проводят исследования внутренних органов человека. — Авт. ). Но пока подробности этого проекта не разглашаются.
— Мы выращиваем много других кристаллов, — говорит академик Семиноженко. — Один из них по заказу американской лаборатории растили целый год. Занимаемся микроэлектроникой, новыми методами диагностики различных заболеваний, биотехнологиями В наш научно-технологический комплекс входят пять успешно работающих институтов Национальной академии наук Украины.