Украина

Киев первым в Украине системно внедряет «умные» технологии, — Виталий Кличко

10:00 — 8 ноября 2018 eye 343

Мэр Киева Виталий Кличко рассказал «ФАКТАМ» о том, как прошел Kyiv Smart City Forum 2018, какие смарт-проекты уже реализованы в столице, а также о перспективах строительства новых станций метро.

«Открытый бюджет позволяет любому киевлянину видеть, как расходуются деньги города»

— На прошлой неделе в столице прошел Kyiv Smart City Forum. Насколько это мероприятие значимо в европейском масштабе?

— Это одно из главных событий Восточной Европы, посвященное популяризации smart city-технологий и внедрению инновационных решений в городах. Об интересе к мероприятию говорит количество участников в этом году — 1200 человек. Мы стали организаторами форума три года назад, потому что Киев — первый город в Украине, системно внедряющий «умные» технологии и активно развивающий городскую цифровую инфраструктуру. Наша глобальная цель — сделать украинскую столицу одним из самых технологически развитых городов Европы. Именно с целью популяризировать современные smart-технологии в муниципальном управлении мы организовываем Kyiv Smart City Forum.

— И каковы же успехи Киева в плане внедрения smart-технологий?

— Создание smart-инфраструктуры Киева началось три года назад. Сегодня столица уже делится с другими украинскими городами опытом по внедрению успешных инновационных решений, которые делают жизнь жителей комфортной и безопасной, а процессы управления городом открытыми и прозрачными. Мы внедрили открытый бюджет и прозрачные тендеры. Сегодня любой киевлянин может увидеть, как и на что идут деньги из городского бюджета.

— Единый билет — это тоже «умная» технология?

Конечно. Совсем недавно — с 1 ноября — мы начали технически тестировать работу электронного билета для проезда в общественном транспорте столицы. Он будет действовать на все виды общественного транспорта на основе бесконтактной электронной пластиковой карты. Нам необходимо на практике увидеть, как будет работать система, получить информацию обо всех слабых местах и проблемах, чтобы их устранить.

На сегодняшний день уже установлены 1200 валидаторов (специальные считывающие устройства. — Авт.) в наземном общественном транспорте и модернизирована часть турникетов в метро. Пассажиру достаточно лишь поднести билет к валидатору — и проезд оплачен. При этом у контролеров будут специальные приборы для проверки транспортной карточки пассажира.

— Где можно будет купить единый электронный билет? В чем его преимущества?

Купить билет можно в кассах метрополитена, «Киевпасстранса», муниципальных и коммерческих киосках («Союзпечать», «ТурИнфо», «Т-Киоск»). Для пассажиров единый билет на все виды транспорта — удобство и комфорт. Кроме того, е-билет — это и повышение уровня безопасности на дороге. Водитель сможет полностью сосредоточиться на своих профессиональных обязанностях, а не работать параллельно еще и кондуктором.

В то же время городской администрации введение электронного билета позволит осуществлять контроль реального пассажиропотока. В итоге будет понятно, кто, куда и сколько пассажиров перевез. Это поможет нам оптимизировать маршруты, а также решить проблему компенсаций за льготный проезд. И самое главное, электронный билет — это контроль за оборотом средств на транспорте.

«В Киеве уже установлены 6800 камер видеонаблюдения»

— Какими еще нововведениями в сфере «умных» технологий может похвастаться Киев?

1211 единиц городского общественного транспорта оборудованы беспроводными точками доступа к сети Интернет. Также в столице обустроено 11 локаций с бесплатным доступом к Wi-Fi. Это парк имени Тараса Шевченко, а также Михайловская, Софийская, Контрактовая и Почтовая площади, площадки рядом с фуникулером и НСК «Олимпийский», станции метро «Золотые ворота», «Дворец спорта», «Майдан Незалежности», «Дворец «Украина».

К элементам транспортной smart-инфраструктуры Киева относятся и GPS-трекеры, установленные на коммунальном пассажирском транспорте и коммунальной спецтехнике, чтобы отслеживать маршруты передвижения. Для удобства пассажиров общественного транспорта часть остановок в столице уже оборудовали информационными табло, на которых сообщается о времени прибытия транспорта. Сейчас работают 83 таких табло, а до конца года планируем установить еще 70.

— Несколько месяцев назад вы рассказывали о камерах видеонаблюдения. Уже можно оценить их эффективность?

— Я считаю успешной работу проекта «Безопасный город», который обеспечивает безопасность киевлян, помогает контролировать работу коммунальных служб, трафик на улицах города. В рамках общегородской системы видеонаблюдения уже работает 6800 камер. Среди них есть и камеры с функцией распознавания лиц, а также номеров автомобилей. Информацией с камер пользуются и правоохранительные органы. Десятки преступлений уже раскрыты благодаря проекту «Безопасный город». Мы продолжим устанавливать камеры видеонаблюдения на объектах и улицах столицы.

«За 4 года очередь в детские садики сократилась в 5 раз»

— Хорошо. Скажите, а насколько успешно работает проект электронной записи к врачу? И раз уж об этом заговорили, что с очередями в детсады?

— Полмиллиона киевлян уже воспользовались возможностью записаться на прием к врачу онлайн. Ежедневно таким образом записываются к доктору примерно 4,5 тысячи человек. Что касается электронной очереди в детские сады столицы — тут у нас очевидный прогресс. Сегодня киевляне, чтобы устроить ребенка в садик, не должны куда-то ходить, писать заявления, тратить свое время. Записаться в сад можно через электронную систему. За время ее работы, к примеру, с марта 2017 года уже 68,5 тысячи детей оформлены в киевские детсады. За последние 4 года очередь в дошкольные учреждения сократилась почти в 5 раз.

— Многие интересуются проектом выдачи водительских прав в Центрах административных услуг.

Пока это пилотный проект (совместный с сервисным центром МВД) по первичной регистрации транспортных средств и замене водительских удостоверений через Центры административных услуг столицы. Уже сейчас каждый киевлянин может в Центре админуслуг обменять старое водительское удостоверение на новое или переоформить документы в связи с изменением личных данных. Очень важно, что такая процедура занимает всего 20 минут. При этом функция выдачи первого водительского удостоверения остается у МВД.

Пока новые услуги можно получить в Центре админуслуг на Днепровской набережной, 19б, но мы планируем распространить этот проект на остальные центры. А их, напомню, сегодня в городе работает 14. Мы делаем все, чтобы улучшить качество предоставления административных услуг. Чтобы киевляне не сталкивались с бюрократией, поборами, не сидели часами в очередях, а получали максимальное количество услуг качественно и быстро. Такие центры — тоже один из сегментов концепции смарт-сети, которую Киев системно внедряет уже более трех лет.

«Электронные закупки помогли сэкономить почти 4 миллиарда гривен»

— Как «умные» технологии позволяют бороться с коррупцией?

— Красноречивее всего вам ответят цифры. Благодаря внедрению электронных закупок через систему ProZorro столица уже сэкономила 3,85 миллиарда гривен бюджетных средств. Киев стал первым городом в стране, который ввел такую систему электронных закупок, и сегодня более 1800 структурных подразделений осуществляют закупки через ProZorro. Большой популярностью среди киевлян пользуется проект «Общественного бюджета», где жители столицы предлагают к финансированию собственные идеи. И воплощают затем проекты в своих дворах, районах, городе. В прошлом году на проекты «Общественного бюджета» столица выделила 50 миллионов гривен. Их распределили среди 62-х победителей. В этом году победил 141 проект. И фонд на реализацию идей киевлян был увеличен до 150 миллионов.

В общем, три года развития smart-инфраструктуры Киева принесли немало заметных успехов. Сегодня Kyiv Smart City объединяет власть, активных киевлян и бизнес для создания smart-инфраструктуры столицы.

— 6 ноября Киевский метрополитен отмечал 58-й день рождения. Каковы перспективы развития столичного метро?

— Поздравляя восьмитысячный коллектив метрополитена, я напомнил, что перед нами стоит серьезная задача — проложить линии метро на Виноградарь и затем на Троещину, чтобы сделать жизнь сотен тысяч киевлян комфортнее. Сейчас проходит тендер на строительство метро на Виноградарь. И город прилагает максимум усилий, чтобы 2019-й стал годом развития столичного метрополитена. Также ведутся переговоры с китайским консорциумом по проекту метро на Троещину. Для нас сейчас главная задача — достроить Подольско-Воскресенский мост, по которому пройдет эта ветка метро.

«Город предоставляет льготы ветеранам АТО на оплату тарифов ЖКУ»

— Недавно вы присутствовали на открытии Veteran Hub. Что это за проект?

— Veteran Hub — первое открытое пространство для ветеранов и общественных организаций, работающих с ветеранами АТО. Создали и организовали работу такого пространства в Киеве меценаты в сотрудничестве с общественными организациями и волонтерами. Я знаю, что у учредителей большие планы на будущее Veteran Hub. Хорошо, что начали осуществлять этот проект именно в Киеве. Со своей стороны обещаю, что город окажет необходимую поддержку проекту, чтобы все вместе мы смогли помочь каждому нашему ветерану. Для ветеранов в Veteran Hub организованы психологические консультации, помощь в борьбе с посттравматическими стрессовыми расстройствами, предоставление юридической поддержки, консультации по получению статуса участника боевых действий, помощь в получении других документов. Помогут и написать резюме, подготовят к собеседованию, предоставят бизнес-консультацию. Самое главное, что к решению этих проблем будут привлечены общественные организации, каждая из которых сосредоточена на решении конкретных задач.

— Можете конкретнее сказать, как Киев поддерживает ветеранов АТО?

— Всего киевлян — участников АТО насчитывается более 26 тысяч. Все воины получили от 5 до 25 тысяч гривен материальной помощи. Также предоставлена помощь и 34 семьям погибших героев. Около полутысячи киевлян получают адресную материальную помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг. Мы понимаем, что этого недостаточно. И проблем еще очень много. Поэтому хорошо, когда объединяются меценаты, общественные деятели, волонтеры, бизнес для того, чтобы эффективно помогать и всячески поддерживать наших ветеранов.