Вслед за приведением к европейским нормам правил парковки в Украине собираются взяться за скоростной режим. Порог превышения допустимой скорости (так называемую «вилку») планируется снизить с 20 км/ч до 10 км/ч, а штрафы за нарушения скоростного режима и других правил дорожного движения — увеличить. Авторы законопроекта мотивируют это положительным опытом Европы по уменьшению количества аварий.
Действительно ли в странах Евросоюза действуют жесткие ограничения скорости, а штрафы настолько высоки, что водители строго соблюдают правила, «ФАКТЫ» узнали у киевлянина Андрея Миронова, который за 20 лет объездил на автомобиле практически весь мир.
— В отличие от Украины, где пока еще существует «вилка» в 20 км/ч (за превышение скорости на 19 км/ч полиция не наказывает. — Авт.), во многих странах Европы такой поблажки нет, — говорит Андрей Миронов. — К примеру, в Польше могут наказать за превышение на 1 км/ч. Там в населенных пунктах можно разгоняться до 50 км/ч, за городом — до 90, а на автобанах — от 100 до 140 км/ч. В большинстве случаев польские полицейские реагируют, если скорость превышена на 7 км/ч. А вообще за превышение от 1 до 10 км/ч в Польше предусмотрен штраф в 12 евро, от 20 км/ч — в 24 евро, от 51 км/ч — в 120 евро. Это касается водителей легковушек. Любителям «дать газу» на грузовике придется платить больше.
В Чехии, где существуют такие же ограничения, как и в Польше, штрафы выше, а наказать могут за превышение допустимой скорости от 3 км/ч. (Хотя, как показывает практика, реагируют чешские полицейские, только когда скорость превышена на 10 км/ч.) За это могут выписать штраф от 19 до 38 евро (зависит от величины превышения). Если же стрелка спидометра вашего авто отклонилась от допустимой нормы на 40 и больше км/ч, то вам грозит штраф в 192—384 евро. И это при том, что вы не всегда можете увидеть на дороге полицейского с «радаром». Ведь в Чехии, как и в других странах Европы, контроль над соблюдением скорости может вестись не только «с руки», но и в автоматическом режиме или с помощью приборов, установленных в авто без опознавательных знаков.
— А как с этим обстоят дела в Германии — наверное, единственной стране, где на некоторых автобанах отсутствует ограничение скорости?
— Действительно, в Германии существуют автобаны без ограничения скорости. Правда, и на них есть участки, где она таки лимитирована. Несмотря на это, никто не организовывает на автобанах уличные гонки, так как это запрещено. Немецкие патрульные могут не обратить внимания на двух «лихачей», решивших проверить на небольшом участке, кто быстрее, а вот за группами спорткаров следят особо. За автобанами наблюдают как с помощью установленных на них камер, так и из гражданских авто. Штраф за участие в гонках составляет около 400 евро, а организатору «соревнований» придется раскошелится на 5 тысяч евро. Это остужает пыл «гонщиков». В Украине же в результате уличных гонок, наказание за которые мизерное, нередко гибнут люди.
*Автобан в Германии
На остальных немецких дорогах скорость движения строго ограничена и обозначена знаками. К примеру, в пределах населенных пунктов, как и в Украине, действует лимит в 50 км/ч, а на некоторых улицах Берлина — 30 км/ч. Что же касается «вилки», то она составляет всего пару км/ч, и за превышение лимита на 3 км/ч вполне можно получить штраф в 15 евро. За превышение более чем на 30 км/ч придется заплатить 100 евро. А если стрелка спидометра отклонится от нормы более чем на 70 км/ч, штраф может достигать 680 евро.
— Говорят, на итальянских автобанах, где разрешено разгоняться до 130 км/ч, не наказывают за превышение скорости. Это правда?
— В Италии наказание не последует лишь в том случае, если превышение будет разумным. Допустимая «вилка» — 5 км/ч. Штраф за превышение от 5 км/ч до 10 км/ч составляет 35 евро. Если перейден порог в 10 км/ч, придется заплатить штраф от 143 до 357 евро.
Такая же скоростная «вилка» действует и во Франции, где штрафы от 45 до 135 евро. Несмотря на это, я бы не рекомендовал уподобляться герою французского актера Сами Насери (главный герой фильма «Такси». - Авт.) и испытывать терпение полицейских. Так как за превышение скорости на 50 км/ч могут не только выписать штраф в размере 1,5 тыс. евро, но и конфисковать автомобиль и права. А иностранцу еще и запретить въезд во Францию.
*Кадр из фильма «Такси»
— Получается, что во Франции самое жесткое наказание за превышение скорости?
— В Испании (на фото в заголовке. — Авт.) еще круче! Если при допустимой скоростной «вилке» в 7 км/ч вы превысите скорость на 50 км/ч, то получите штраф от 50 до 300 евро. Если же норма превышена на 80 км/ч, а в городе — на 60 км/ч, то наказанием за такое нарушение может быть штраф в размере годового дохода водителя или даже 6-месячный тюремный срок.
Примерно такие же правила действуют в Швеции — стране с самым низким уровнем ДТП. Правда, там наказывают за превышение разрешенной скорости даже на 1 километр. Цена «вопроса» — от 145 до 194 евро (в зависимости от того, где совершено нарушение: на дороге или в населенном пункте). Штраф за превышение скорости до 40 км/ч — 400 евро. Ну, а тем, кто преодолеет и этот порог, придется не только навсегда распрощаться с водительским удостоверением, но и отсидеть год в тюрьме.
В Швейцарии за превышение скорости на 1 км/ч полицейские выпишут водителю штраф в размере 38 евро. До 24 км/ч цена «вопроса» колеблется от 120 до 560 евро. Но если скорость превышена более чем на 24 км/ч, начинает действовать специальная ставка, которая определяется уровнем дохода водителя. Известен случай, когда лихача в Швейцарии обязали выплатить штраф в размере… миллиона долларов. В этой связи я бы настоятельно рекомендовал, любуясь швейцарскими Альпами, периодически смотреть на стрелку спидометра, чтобы не «попасть» на астрономическую сумму.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как в странах Европы решают вопрос с парковкой автомобилей. Так, в Греции, за неправильно припаркованную машину могут не только выписать штраф, но также отобрать права и техпаспорт на авто.