Повышение тарифов на отопление по всей стране — процесс уже необратимый. Это напрямую связано с установлением новых тарифов на газ для населения и предприятий теплокоммунэнерго. Напомним, с 1 ноября 2018 года цены на газ для населения Украины выросли на 23,5%, — с 6958 грн до 8550 грн за тысячу кубометров. А если дорожает главный энергоноситель, используемый для производства тепла в централизованных городских системах отопления, то и само тепло будет дорожать. Более того, на этом настаивает Международный валютный фонд, так как повышение тарифов на отопление и горячую воду является одним из условий для выделения Украине кредита объемом 3,9 млрд долларов.
Уже сейчас ведутся расчеты, на сколько повысятся тарифы на тепло и горячую воду. Однако оказалось, что в разных городах они увеличатся по-разному. Да и сроки введения в действие новых тарифов в регионах могут отличаться. «ФАКТЫ» разбирались, с чем это связано.
Для начала стоит напомнить, что, согласно прогнозам правительства, подорожание газа для бытовых потребителей должно было привести к росту тарифов на отопление и горячее водоснабжение на уровне 15−16%. Но уже сейчас понятно, что на самом деле это очень усредненный прогноз.
В частности, коммунальная теплопоставляющая компания «Киевтеплоэнерго» опубликовала новые тарифы по Киеву. Так с 1 января 2019 года отопление подорожает на 22,3% - с 1354,78 грн до 1656,67 грн за Гкал для домов со счетчиками тепла. В домах, не оборудованных подобными приборами, новый тариф составит 38,55 грн за кв. м отапливаемой площади в месяц. Одновременно тариф на централизованное снабжение горячей водой предлагается повысить на 22,5% - с 80,59 грн до 98,76 грн за куб. м (при наличии подключенного полотенцесушителя) и с 74,52 грн до 91,34 грн за куб. м без полотенцесушителя.
А вот одесский горсовет намерен повысить тарифы на отопление для населения на 72% — до 53 грн за квадратный метр. Соответствующая информация от имени коммунального предприятия «Теплоснабжение города Одессы» размещена на официальном сайте. Согласно сообщению тариф на услугу по централизованному отоплению при отсутствии домовых и квартирных приборов учета тепловой энергии (а таких домов в городе большинство) планируется поднять с 30,76 до 52,92 грн (на 72%) за метр квадратный. А тариф при наличии домовых и квартирных счетчиков тепла — с 1,229 тыс. грн до 1,889 тыс. грн (на 54%) за Гкал. Такое существенное повышение тарифов одесские власти объясняют тем, что природный газ подорожал на 23%, электроэнергия — на 18%, водоснабжение — в 2,1 раза. Кроме того, в 1,9 раза выросла средняя зарплата.
В тоже время в Харькове тариф собираются увеличить на 17,9%, в Житомире — на 12,6%, в Черкассах — на 22,1%, в Луцке — на 22,2%. Как видим, в зависимости от региона, разница довольно существенная.
Прокомментировать сложившуюся и ситуацию с введением новых тарифов на тепло и горячую воду «ФАКТЫ» попросили эксперта по энергетике Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR) Карела Хирмана.
— Почему прогнозируемый рост тарифов на тепло в разных регионах так отличается?
— Каждая система отопления имеет свои индивидуальные параметры работы и экономику, поэтому и тарифы разные. Это логично и правильно.
— Как рассчитываются эти тарифы и кто их утверждает?
— Стандартно тариф для поставки энергии, будь то тепло, электроэнергия или газ, для прозрачности должен иметь две основные составляющие:
* так называемые «вариабельные расходы», то есть стоимость самого продукта (калории тепла, киловатт-часа электричества или кубометра газа);
* фиксированные (основные) расходы компании на содержание сетей, оплату работников, стоимость услуг и кредитов для компании.
Для самых больших теплокоммунальных компаний тариф устанавливает регулятор. Для остальных — местные и городские власти на основе данных этих компаний.
— Когда новые тарифы для населения начнут реально действовать?
— Новые тарифы должны быть установлены до конца года. Но есть риск, что в некоторых городах это случится только в январе.
— Если новые тарифы будут введены с декабря или января, то кто и за чей счет компенсирует предприятиям теплокоммунэнерго разницу в цене газа и старых тарифов на тепло?
— Это большой риск. В прошлые годы это как раз создавало «долги» предприятий теплокоммунэнерго перед «Нафтогазом», за которые потом «Нафтогаз» выставлял еще и большие пени. Если система работает стандартно, то этот переходный период должен быть покрыт новым тарифом. Это справедливо. Так это происходит в Европе. Если нет, то за счет госбюджета, но, так или иначе, оплатит его рядовой потребитель, налогоплательщик.
— Повлияет ли увеличение тарифов на качество услуг по отоплению? Все мы видим, как многие города оказались не готовы к холодам.
— Надо честно сказать, что тарифы на энергию, в том числе и на тепло, в Украине до сих пор сильно занижены. Это не только вопрос стоимости газа. Еще с 90-х годов в стране нет системных инвестиций в содержание сетей, там накопился огромный исторический долг. Поэтому сети на грани коллапса. С другой стороны, контроль над качеством услуг энергокомпаний очень слабый и защиты потребителя практически нет. Регулятор и городские власти с этим не справляются. Поэтому существует необходимость создать офис энергетического омбудсмена для защиты прав энергопотребителей.
— Почему каждую осень происходят сбои при запуске централизованного отопления?
— Как я уже упоминал, потому что с конца пошлого века нет системных правил и инвестиций. И еще один важный момент. В Европе потребители стандартно платят за энергию и тепло круглый год, каждый месяц авансом. Один раз в год проводится конечный учет тепла, газа и электричества. Кстати, в Словакии и Чехии так же платили и при социализме. Это освобождает семьи от резкой финансовой нагрузки во время отопительного сезона. А для поставщиков энергии и тепла создает стабильный денежный поток целый год. За счет этого они могут спланировать и оплатить крупные ремонтные работы гораздо эффективнее, сразу после отопительного сезона и, таким образом, успеть их закончить, — подытожил эксперт.
Кстати, в Киеве, как и во многих других городах, меняется порядок оплаты электроэнергии для бытовых потребителей. В частности, с 1 января 2019 года начнется первый этап реформы рынка электроэнергии с целью наладить работу по европейским стандартам, разделив функции распределения и поставки энергии. Если сейчас они сосредоточены в одних руках, то скоро энергоуслуги клиентам будут оказывать две разные компании: оператор системы распределения и поставщик.