Еще в январе польские медики начали бить тревогу: после многолетнего затишья в Польше зафиксирована вспышка кори. Заболели сразу пять украинских работников мясокомбината, расположенного на севере Польши. В апреле всполошились медики Израиля. Израильтянин, выходец из Украины, съездил на родину в гости и вернулся с корью. Кстати, в прошлом году в Израиле не было ни одного случая заболевания.
Дальше — больше: в начале ноября заболели четверо сотрудников польской крупной производственной компании. Все они — граждане Украины, и один из них ездил навещать семью. В эти же дни израильский телеканал сообщил, что в одной из тель-авивских больниц возникла угроза заражения корью онкобольных детей от «медицинского туриста» из Украины.
Самое свежее сообщение: в польском Вроцлаве с симптомами кори госпитализирован 14-месячный ребенок из Украины. В Министерстве здравоохранения Польши уже работают над законопроектом, запрещающим въезд в страну непривитым гражданам третьих стран, которые намерены оставаться продолжительное время. Главный санитарный инспектор Ярослав Пинкас подчеркнул, что в Польше есть только завезенная из-за границы корь, а «своей» нет уже несколько лет. Понятно, что после принятия закона для тысяч украинцев усложнится въезд в Польшу. Но так ли оправданно обвинять во всем Украину?
Инфекционист, старший преподаватель Школы общественного здоровья Национального университета «Киево-Могилянская академия» кандидат медицинских наук Юрий Жигарев считает, что истерия нагнетается на ровном месте.
— Вспышки заболеваемости корью есть во многих европейских странах: Италии, Румынии, Франции, — объясняет Юрий Александрович. — Но поскольку в Украине очень низкий уровень вакцинации среди детей, то в Европе используют все способы давления, чтобы добиться повышения иммунизации. В идеале 90—95 процентов детей должны быть привиты, и пока не будет вакцинировано хотя бы 87 процентов, Украину в покое не оставят.
— Но медики настаивают и на вакцинации взрослых. Что делать, если человек не помнит, когда ему делали прививку?
— С этой проблемой обращается много пациентов. Мы рекомендуем сначала проверить, есть ли в организме защита. Возьмем ту же корь. Человек сдает в лаборатории анализ на иммуноглобулины IgG, которые говорят о наличии защитных антител. Если их нет, нужно делать прививку. Данные лабораторного анализа или сведения о вакцинации должны быть внесены в медицинскую карту.
Читайте также: Заболеваемость корью в Украине за год возросла в 17 раз: что надо знать об этой опасной инфекции
— Зачем взрослому человеку, не входящему в группу риска, прививаться? Не лучше ли переболеть?
— Я не раз говорил о том, что взрослый человек болеет «детскими» инфекциями более тяжело, часто с осложнениями. К тому же сегодня вопрос о том, защищен ли человек от инфекций, могут задать в самом неожиданном месте, например, в посольстве США в Украине, особенно если соискатель едет на работу. Ко мне недавно обратилась пациентка, которую пригласили работать в США. Американское посольство отказывало ей в выдаче визы, пока женщина не предоставит подтверждения о прививках. К сожалению, в Украине нет вакцинного паспорта, который имеют жители большинства развитых стран. В нем указано не только где, когда и как была введена вакцина, но и ее «паспортные данные»: название, серия, номер.
— Если человек привился в 30 лет, нужно ли повторно вводить вакцину спустя десять лет?
— В этом нет смысла. Самому возрастному пациенту, болеющему корью, который мне встречался, было 42 года. Пик заболеваемости у взрослых приходится на 20—25 лет. Поэтому оправданно, когда за бюджетные средства государство прививает людей из группы риска — студентов, военнослужащих.
Напомним, ранее «ФАКТЫ» рассказывали, почему прививка от кори может навредить взрослому человеку, а также как отличить корь от простуды.