15 декабря в Киеве пройдет боксерский поединок за звание чемпиона мира по версии WBA в наилегчайшем весе между нашим соотечественником, непобедимым Артемом Далакяном (17 побед, 12 из них — нокаутом) и Грегорио Леброном из Доминиканской Республики (21 победа, 16 из них — нокаутом, 4 поражения). Для 31-летнего уроженца Нагорного Карабаха, который 16 из 17 боев провел на территории Украины, это будет вторая защита чемпионского звания (первую он провел 17 июня 2018 года в поединке с опытным Сиричаи Тайеном из Таиланда). О своей карьере, а также планах на будущее Артем Далакян, который сейчас готовится к чемпионскому бою в тренировочном лагере в Конче-Заспе, рассказал в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ».
— Путь к титулу чемпиона мира занял у вас шесть с половиной лет — начав профессиональную карьеру в августе 2011-го, вы завоевали чемпионский пояс в феврале 2018-го. Не слишком ли долго шли к нему? Или вы привыкли все делать постепенно?
— Многим боксерам этот титул вообще не покоряется, — улыбается Артем Далакян. — Мы же шли к этой цели поэтапно, шаг за шагом: для начала я стал интернациональным чемпионом, затем завоевал звание интерконтинентального чемпиона и, как вишенка на торте, — стал чемпионом мира по версии WBA.
— Чемпионское звание вы завоевали в бою с американцем Брайаном Вилорией, первую защиту провели против тайца Сиричаи Тайена. Какой бой дался тяжелее?
— Наверное, все-таки тот бой, в котором я завоевывал титул. Он проходил на территории соперника, в США, и на кону стоял первый в моей карьере пояс такого уровня. Присутствовало и волнение, и переживания. Бою предшествовала серьезная подготовка. Не могу сказать, что отстоять звание чемпиона мира было легко, но морально я подошел к поединку уже более подготовленным.
*Бой Артема Далакяна и Сиричаи Тайена в Киеве
— В 2013 году вы завоевали, а потом защитили титул интернационального чемпиона по версии WBA, но вскоре были лишены его из-за невозможности провести еще одну защиту. В чем причина?
— Имели место чисто организационные моменты. В течение полугода после завоевания титула необходимо было провести бой, но у нас то сборы отменились, то еще что-то помешало этому поединку, что и привело к подобной ситуации. Но мы особо не расстроились по этому поводу, поскольку вскоре я уже боксировал за вакантный титул интерконтинентального чемпиона.
— Как-то вы отмечали, что в детстве были неспокойным ребенком, но бокс сумел дисциплинировать вас. Какими еще качествами наделил вас этот вид спорта?
— Думаю, любой вид спорта дисциплинирует. Когда ты начинаешь заниматься профессионально, хочешь отдавать этому всю жизнь, то все меняется — и распорядок дня, и поведение, и многие другие моменты. После учебы ты идешь в зал на тренировку, после тренировки — уставший возвращаешься домой, и на разные детские «шалости» просто не остается времени.
— Боксом начинали заниматься с намерением стать чемпионом мира или особых целей перед собой не ставили?
— Честно говоря, все происходило поэтапно. Начиная любительскую карьеру, я, естественно, хотел стать чемпионом Украины, потом победить в Европе, в мире, и, как вершина айсберга, — стать олимпийским чемпионом. Перейдя же в профессионалы, сразу же поставил себе целью стать чемпионом мира. Теперь, добившись этого, вижу перед собой новый ориентир — объединительный бой.
*Артем Далакян на базе в Конче-Заспе
— Расстроились из-за того, что не смогли стать олимпийским чемпионом?
— Да, было очень обидно. Но воспринял это философски — значит, судьбе так было угодно. Это подтолкнуло меня к переходу в профессионалы, и, как показало время, я не прогадал.
— С переходом в профессионалы изменилась ли ваша техника бокса?
— Наверное, об этом лучше скажут тренеры, с которыми я работал в любительском боксе, но как по мне, то действительно изменилась. Я прибавил в функциональном и техническом плане, а набравшись опыта в любителях, в профи уже совершенствую свою технику.
— Кто оказал наибольшее влияние на вашу боксерскую карьеру?
— Прежде всего, это мой дядя, который привел меня в бокс, благодаря которому я попал в Донецке в «Спортивный клуб Елисеева», а также мой тренер Георгий Гонгалов и, конечно же, мой промоутер, президент Union Boxing Promotion Юрий Рубан.
— Вы родились в Азербайджане, но в трехлетнем возрасте переехали в Украину. Какую страну считаете своей родиной?
— Вообще-то по национальности я армянин, но родился действительно в Азербайджане, в Нагорном Карабахе. Когда же там начались военные действия, моя семья переехала в Украину. Я с трех лет живу здесь, поэтому именно Украину считаю своей родиной.
— В Украине вы успели пожить в трех городах — в начале карьеры в Донецке, потом в Днепре, сейчас переехали в Киев. Какой город наиболее комфортный для вас для жизни?
— Киев для меня всегда был «рабочим» городом, куда я постоянно приезжал на сборы, а родной все же Днепр.
— Лишь один из 17 боев на профессиональном ринге вы провели за пределами Украины. Поддержка соотечественников помогает добывать победы?
— Конечно. Я ощущаю присутствие родных и близких мне людей, друзья могут приехать со всех уголков Украины и поддержать меня. Домашняя атмосфера только прибавляет сил.
*Слева направо в первом ряду: президент Union Boxing Promotion Юрий Рубан, Артем Далакян и легендарный «голос бокса», самый известный ринг-анонсер в мире Майкл Баффер
— Александр Усик, наоборот, говорит, что поединки на территории соперника и местные болельщики, которые в большинстве своем поддерживают оппонента, его заводят…
— Честно говоря, было аналогичное чувство, когда боксировал в США. Там тебя признают как боксера лишь в том случае, если ты обладатель титула чемпиона мира. На остальных они просто внимания не обращают. Но я со своей командой ехал в Штаты отбирать пояс, и, когда мне это удалось, заставил американцев изменить отношение ко мне. На меня уже стали смотреть совершенно по-другому.
— Что можете сказать о своем ближайшем сопернике — Грегорио Леброне из Доминиканской Республики?
— Грегорио — опытный боксер, с большим, чем у меня, количеством боев на профессиональном ринге (25, в которых была добыта 21 победа. — Авт.). У него хорошо развито чувство дистанции, присутствует серийность ударов. Ожидаю интересного боя.
— В детстве вы занимались борьбой и тхэквондо. Помогают ли эти навыки в боксерской карьере?
— Честно говоря, не очень. И тем, и другим видом спорта я занимался недолго, по два-три месяца, и это было чисто по-детски, грубо говоря, чтобы дома не сидеть.
— У вас трое детей. К спорту их приобщаете?
— У меня три девочки, две из них занимаются художественной гимнастикой, а третья пока еще маленькая (улыбается). Дочкам нравится ходить на занятия, и мы с женой будем только рады, если у них получится добиться успехов в гимнастике.
— А в боксе? Не хотите видеть их на ринге?
— Нет-нет, бокс точно отпадает (смеется).
— Вы выступаете в наилегчайшей весовой категории — до 50,8 кг. В планах нет подняться в весе?
— В данный момент хочется закрепиться в своей категории, провести объединительные бои, а в дальнейшем — посмотрим. Не исключаю, что буду подниматься в весе.
*Артем Далакян на базе в Конче-Заспе
— Известно, что перед поединками, к церемонии взвешивания, боксеры могут значительно согнать вес — бывает, до десяти килограммов. Поделитесь секретом, как такое вообще возможно?
— Лично у меня получается сбросить до четырех килограммов. Здесь влияет все в комплексе, но в первую очередь — это контроль питания и употребления воды. А после взвешивания начинаешь есть каждые два часа, маленькими порциями, и набираешь массу до оптимальной для себя.
*Артем Далакян (справа) и его спарринг-партнер Арамис Торрес
— Кого вы считаете сильнейшим спортсменом в истории украинского бокса?
— Для меня сильнейший украинский боксер — Вася Ломаченко. Но ему буквально наступает на пяточки Саша Усик (улыбается).
— Многие эксперты высказывают мнение, что Усику, по крайней мере в ближайший год, не стоит переходить в супертяжелый вес. Что вы думаете по этому поводу?
— Если Саша так решил, значит, он чувствует уверенность, требует новых вызовов в карьере. Хочется пожелать ему только удачи.
Напомним, абсолютный чемпион в первом тяжелом весе украинец Александр Усик защитил свои титулы по версиям WBC, WBA, WBO и IBF. Ранее «ФАКТЫ» сообщали о том, что будет с титулами Усика в случае его перехода в супертяжелый вес.
Фото автора