Украина

Заробитчане могут без залога ввозить в Украину «евробляхи»: что надо знать

11:01 — 13 декабря 2018 eye 14447

После того как 25 ноября 2018 года в Украине вступили в силу изменения в законодательстве, связанные с растаможиванием «евроблях», автовладельцы провели серию протестов, в том числе перекрывая движение у пунктов пропуска на западной границе. Причиной недовольства людей стало то, что теперь при ввозе в Украину автомобиля с иностранной регистрацией его нужно либо растаможить, либо оставить за него денежный залог, эквивалентный таможенным платежам, как гарантию того, что авто покинет территорию Украины в установленный срок (при выезде залог возвращается).

Новые требования возмутили жителей приграничных районов, которые привыкли часто ездить на купленных за границей авто в соседние Польшу или Словакию на заработки. Многие заробитчане уверены, что перекрытие границы в конце ноября было всего лишь пробным, а основные акции протеста ожидаются ближе к новогодним и рождественским праздникам.

— Вот увидите, самые серьезные протесты на границе будут в канун новогодних и рождественских праздников, когда в Украину устремится основная масса наших заробитчан. Вот тогда граница может быть заблокирована с двух сторон,— говорит «ФАКТАМ» Игорь Степак, который уже несколько лет работает в Польше. — Я вполне легально купил и оформил на себя в Польше авто. А теперь, чтобы заехать на нем на неделю в Украину и проведать родных, я должен платить большие деньги? Да и кто мне даст гарантию, что залог при выезде мне вернут? Нет, я не согласен и уверен, что таких, как я, много.

*Протесты 26 ноября 2018 года возле пункта пропуска «Ягодин»

В Государственной фискальной службе Украины попытались успокоить украинских заробитчан, которые официально работают за границей и стоят на консульском учете. Для этой категории граждан установлен отдельный порядок временного ввоза транспортных средств.

Как сообщили в ведомстве, такие граждане освобождаются от уплаты залога при временном ввозе автомобиля в Украину. Вместо этого они должны дать письменное обязательство вывезти автомобиль в установленный срок.

«Срок пребывания в Украине ввезенного этой категорией граждан легкового автомобиля или прицепа (при условии его ввоза вместе с авто) не должен превышать 60 дней на протяжении одного календарного года. Причем этот срок может быть как непрерывным, так и с перерывами», — говорят в пресс-службе ГФС.

В Фискальной службе добавили, что обязательным условием беззалогового временного ввоза машины и прицепа является их регистрация на украинца в стране, где он работает или стоит на консульском учете. Эти документы нужно предъявить на пункте пропуска, чтобы не возникло проблем при пересечении границы.

В то же время не исключено, что такой лазейкой в законодательстве могут воспользоваться люди, имеющие право на беззалоговый ввоз авто с иностранной регистрацией.

— Заробитчанин может продать свою «евробляху» на территории Украины, — говорит автоэксперт Артем Яремченко. - Если целиком такой автомобиль вряд ли кто-то решится приобрести, хотя полностью исключать такую возможность нельзя (появится так называемый автомобиль-двойник), то продать его на разборку вполне реально. А чтобы не возникло вопросов при выезде из Украины, владелец «евробляхи» напишет заявление в полицию об угоне машины. И проблема снята. По всем базам данных автомобиль будет проходить как угнанный, что даст возможность его владельцу не только спокойно покинуть пределы Украины, но и через полгода-год получить страховую выплату. В реальности же машину разберут до последнего винтика в каком-нибудь гараже и уже вполне легально продадут по запчастям. А владелец на вырученные деньги купит себе в Польше очередную «евробляху»… Станет ли это массовым явлением, как было с ввозом «евроблях» по Стамбульскому протоколу, покажет время и расторопность наших правоохранителей.

А пока украинцы постепенно растаможивают ранее ввезенные в Украину «евробляхи». Как сообщали «ФАКТЫ», на Черновицкой таможне был оформлен тысячный такой автомобиль. Между тем в Закарпатье полицейские начали отлавливать и штрафовать «евробляхеров», если за рулем машины с иностранной регистрацией окажется не тот человек, который ее ввез.

Вместе с тем в словацких населенных пунктах у границы с Украиной уже появились кладбища «евроблях». В приграничных районах скопилось более сотни авто, которые украинцы бросают из-за невозможности их растаможить, и местные жители опасаются, что перед праздниками число брошенных машин вырастет многократно.

Фото в заголовке автора