Культура и искусство

Актриса наталья трубникова: «на роль принцессы в фильме «31 июня» пробовались первые красавицы советского кино, включая ирину алферову. Но выбрали почему-то меня»

0:00 — 21 июня 2008 eye 17312

Ровно 30 лет назад начались съемки музыкальной сказки, полюбившейся многим зрителям

У музыкального фильма «31 июня», снятого Леонидом Квинихидзе по пьесе Пристли, сложная судьба. Практически сразу же после премьеры он оказался на полке, где и пролежал более десяти лет. Но зрители его не забыли, и история любви современного художника Сэма Пенти и средневековой принцессы Мелисенты до сих пор является одной из самых любимых нами киносказок. Балерина Наталья Трубникова, сыгравшая Мелисенту, прошла, как сказали бы сейчас, жесткий кастинг — на эту роль претендовали первые красавицы советского кино, среди которых были Елена Шанина и Ирина Алферова. Но режиссер хотел видеть в главных ролях артистов балета — это должно было придать картине особую средневековую стилистику.

«На «Мосфильме» даже летом ледяные полы»

 — Наталья, как получилось, что на эту роль выбрали именно вас?

 — До этого мне уже доводилось проходить фото- и кинопробы, мои фотографии хранились в актерском отделе «Мосфильма». Поэтому меня просто вызвали как очередную претендентку на эту роль и неожиданно для всех утвердили.

 — Есть роли, в которых вам не удалось сыграть?

 — Меня часто не утверждали. Теперь я понимаю, что, наверное, моя внешность не очень подходила для ролей девушек-комсомолок. Первую роль в кино (»Хуторок в степи») мне предложили, когда я училась в балетном училище. Но мне тогда предстояло ехать на первые в моей жизни гастроли — во Францию, Испанию и Монте-Карло. От съемок пришлось отказаться. Меня только попросили порекомендовать другую девушку из училища, которая имела бы сходство со мной. Я предложила Светлану Орлову. Кстати, она ушла из балета в кино, правда, насколько я знаю, особой карьеры там не сделала. Я могла бы сняться в главных ролях в таких картинах, как «Русалочка», «Анна Павлова», «Мастер и Маргарита». Но я очень рада, что Маргариту сыграла моя любимая актриса Анастасия Вертинская. Еще одна очень желанная мною роль — Мери Поппинс, но и в этой картине, как вы знаете, снялась другая актриса. А вот от главной роли в фильме «Романс о влюбленных» я отказалась сама. Прочитав сценарий, пришла от него в восторг и сказала «нет».

 — Но почему?

 — Тогда я еще училась в балетном училище и не была готова к такой серьезной роли ни профессионально, ни эмоционально. Боялась, что буду зажатой, не смогу расслабиться и сыграть такой сложный материал.

 — Вы всегда так критично к себе относитесь?

 — Самокритичность свойственна балетным артистам. Ведь если не сможешь что-то сделать на сцене, этого не скроешь. Значит, надо объективно оценивать свои возможности. К тому же время тогда было другое, мы не хватались за любую работу, могли выбирать. Вот в «31 июня» я шла, чувствуя, что смогу сыграть эту роль. Правда, это не мешало волноваться. Ведь на площадке предстояло встретиться с совершенно фантастическими партнерами — Еременко, Этушем, Годуновым, Геллером. Правда, все были скованы сроками. Режиссер очень торопился, нужно было снять две серии за полтора месяца — время отпуска в Большом театре (там работали Александр Годунов и Людмила Власова) и моем Музыкальном театре имени Станиславского. Мы трудились с семи утра до десяти вечера. Времени на общение было очень мало, зато на съемочной площадке царила доброжелательная, веселая атмосфера. Режиссер картины понимал, что нам, балетным актерам, трудно играть драматические сцены. Он понимал, когда звучит музыка, открывается наша душа, и все время включал нам гениальную музыку Зацепина. Под нее мы играли. Если присмотреться, видно, что мы двигаемся плавно, пластично даже в тех сценах, где нет танцев.

 — Для многих фильм ценен еще и тем, что запечатлел потрясающие танцы Александра Годунова.

 — А многое ведь не вошло в картину! Было очень обидно, когда на съемках он танцевал, как у нас говорят, в полную ногу, а камера брала крупным планом только его лицо. Но мы-то видели, что он в это время делает. Он так выкладывался, будто танцевал не на ледяных полах «Мосфильма», а на сцене Большого театра.

 — Вы что же, зимой снимали?

 — Нет, летом, но «Мосфильм» отличается тем, что там в любое время года очень холодные полы. Так что у нас все время было ощущение, будто находимся в настоящем средневековом замке.

«Через полгода после премьеры фильма Александр Годунов попросил политического убежища в США»

- Почему фильм больше десяти лет пролежал на полке?

 — Через полгода после его телевизионной премьеры в 1979 году во время гастролей Большого театра в США Саша Годунов попросил у местных властей политического убежища. Помню, нам с мужем позвонил невероятно расстроенный Квинихидзе и сказал, что узнал об этом по радио. Его можно было понять. Балетные артисты всегда считались неблагонадежными, ведь для работы за границей нам не требовалось знание языка. Квинихидзе рискнул, взяв в картину троих балетных актеров, и вот что из этого получилось. Мы приехали к Леониду Александровичу и все вместе часами напролет слушали радио. Эта история тянулась трое суток. На взлетной полосе аэропорта имени Кеннеди стоял самолет «Аэрофлота». В салоне находилась Сашина жена Людмила Власова. Американские власти утверждали, что ее увозят насильно, но решение вернуться Мила приняла сама, а Саша остался в Америке.

 — Больше вы с ним не виделись?

 — Где-то через полгода после этой истории я собиралась на гастроли в США. И мне передали Сашину просьбу: привезти кассету фильма «31 июня». Он тогда хотел пробоваться в Голливуде. В нескольких картинах Годунов потом успешно снялся. Я тогда обегала всю Москву, но кассету так и не нашла, только фонограмму. Привезла ее в Нью-Йорк, но с Сашей мы не встретились. Спустя какое-то время он передавал на наш адрес небольшие посылочки, а мы переправляли их его родственникам в Литву. Вот и все…

 — Женщины, смотревшие эту картину, моментально влюблялись в Николая Еременко.

 — А я из-за него переживала больше всего. Все-таки он драматический актер, к тому же снялся в нескольких громких картинах в главных ролях. Как он ко мне отнесется? Не будет ли высокомерным? Но все мои опасения испарились после первой же совместной репетиции. Мы прекрасно сработались и, если вы обратили внимание, сыграли историю любви без единого поцелуя.

 — Как вам это удалось?

 — Так в этом же и заключается весь смысл! Дело ведь не в том, что Он и Она из разных веков. Можно в наше время жить в одном городе, но в силу непреодолимых препятствий быть друг от друга гораздо дальше. Поэтому так важно было духовное единение наших героев, возможность оставаться вместе, несмотря ни на что. История снята очень красиво, она не опускает нас до интимных сцен, которых сейчас, на мой взгляд, в кино слишком много. Не возникает ощущения, что мы подглядываем в замочную скважину. Наш фильм не о страсти, не об удовлетворении каких-то житейских желаний, а о настоящей любви, которая притягивает людей через пространство и время.

«Когда танцуешь серьезные спектакли, есть приходится очень много»

 — Наталья, а ваша личная жизнь сложилась?

 — Я вышла замуж задолго до «31 июня». И до сих пор живу со своим мужем. Мы познакомились в нашем театре. Нас сразу же поставили в пару на репетиции, и балетмейстеры сказали Толе: «Здесь вы поднимаете ее в третий арабеск и несете через весь зал!» Сначала он носил меня на руках на сцене, а потом и в реальной жизни. Муж очень долго танцевал в нашем театре. Сейчас же Анатолий Кулаков — режиссер-постановщик различных представлений, шоу, показов мод, а я ему стараюсь в этом помогать. Мы вместе работаем в «Русской академии моделей»: Толя «ставит» девушкам спину, осанку, шикарный поворот, мы прививаем им роскошный стиль поведения, что очень важно на подиуме.

 — В детстве многие девочки мечтают стать принцессами и балеринами. Вам удалось и то, и другое.

 — Ну, принцессой я стала только в кино. А о балете действительно мечтала с детства, точнее — с трех с половиной лет. Увидев по тогда еще маленькому телевизору, как Майя Плисецкая танцует «Умирающего лебедя», уже не сомневалась в том, кем хочу стать. Если в нашем доме появлялись гости, я обязательно для них танцевала. А папа аккомпанировал мне на пианино. У него не было специального образования, но он мог подобрать любую мелодию, имел абсолютный музыкальный слух. Невозможно состояться в этой профессии самостоятельно. Для того чтобы мечта девочки стать балериной осуществилась, ей должны помогать близкие. Папа после обеда забирал меня из детского садика в балетный кружок. А через полтора-два часа приводил назад, и я присоединялась к детям, которые просыпались после тихого часа.

 — Не великовата ли нагрузка для детсадовского ребенка?

 — Что вы, наоборот! В садике меня постоянно заставляли доедать суп, и я обожала балетный кружок за то, что можно было не обедать. В Театре киноактера по воскресеньям проходили детские представления. Во втором отделении показывали мультики, а в первом выступали мы. Потом я услышала, что одна девочка из нашего кружка собирается сдавать экзамены в балетное училище, и заявила, что хочу туда же. Мои родители ездили к педагогам, спрашивали, поступлю ли я, есть ли у меня для этого данные. Так что два основных условия для балетной карьеры — это физические данные и помощь близких.

 — А как же труд? Недаром Фаина Раневская называла балет приукрашенной цветами каторгой.

 — Балерине, как и шахтеру, нужно работать каждый день, преодолевая серьезные нагрузки, а зачастую и физическую боль. И только тот, кому это удается, идет дальше. Очень многие, обладая прекрасными балетными данными от природы, уходят, потому что не выдерживают трудностей, а не потому, что их мечта не осуществилась. Для того чтобы мечта стала реальностью, нужно очень много работать.

 — Правда, что балеринам приходится жить впроголодь?

 — Это очень индивидуально. Есть артисты, которые худеют всю жизнь. А есть такие, которые едят очень много и, смеясь, признаются: «Если бы кто-то знал, сколько едят балетные артисты!» Когда танцуешь серьезные спектакли (постоянные прыжки, вращения, у мужчин еще и очень сложные поддержки), идет большой расход энергии, поэтому и есть нужно много. А в отпуске или во время вынужденных простоев многим приходится садиться на диету. Очень важна система питания. Если есть фрукты, мясо, рыбу, можно оставаться в прекрасной форме. А налегая на картошечку и булочки и не вставая по двенадцать часов в день со стульчика, остается только мечтать о похудении.

 — Вы себе во многом отказываете?

 — Я всю жизнь ела нормально. У меня случались периоды таких невероятных нагрузок, что поправиться не получилось бы при всем желании. В моей жизни был период, когда по ночам я снималась в кино, утром бежала на генеральную репетицию нового спектакля, а днем сдавала очередную сессию в ГИТИСе. Конечно, сейчас у меня другие времена. Я танцую партии, требующие меньшей физической нагрузки (Королеву в «Лебедином озере», Берту в «Жизели», Хозяйку бала в «Щелкунчике»), поэтому и в питании приходится себя сдерживать.