Политика

Если по трассе, нагло не притормаживая возле поста гаи, несется автомобиль, в нем, возможно, сидят инспекторы этого же департамента, мечтающие поймать на взятке своего коллегу

0:00 — 3 июля 2008 eye 247

Начальник Департамента Госавтоинспекции МВД Украины Сергей Коломиец утверждает, что подобного рода тайные проверки работы сотрудников ГАИ будут продолжаться в течение двух месяцев

После того как Президент Украины подписал указ «О дополнительных мерах по предотвращению дорожно-транспортных происшествий», внимание общественности было сосредоточено на требовании Виктора Ющенко в месячный срок ликвидировать все стационарные посты ГАИ. Но в этом документе есть и другие, не менее важные пункты, одним из которых является требование «найти и остановить злоупотребление служебным положением сотрудниками Госавтоинспекции во время исполнения служебных обязанностей».

Как рассказал «ФАКТАМ» начальник Департамента Госавтоинспекции МВД Украины Сергей Коломиец, после подписания этого указа ГАИ взялась за масштабную акцию — тайную «проверку честности» патрулей дорожного движения, которую предполагается проводить силами самой службы. Наш корреспондент даже поучаствовала в одном из мероприятий этой акции.

Выглядело это так: меня усадили в машину к двум симпатичным инспекторам Госавтоинспекции Черниговской области. Инспекторы были переодеты в гражданскую одежду, на служебном автомобиле — номера прикрытия и никакой мигалки. Задание такое: едем нарушать правила дорожного движения. Если остановят, вместо оформления протокола будем предлагать взятку. На этот случай инспекторам выданы 20-гривневые купюры с заранее переписанными номерами. Словом, будем ловить «на живца». Бей, как говорится, своих, чтоб чужие боялись. А как же понятие «провокация взятки»? Это ведь тоже уголовно наказуемо, да к тому же аморально. Словно услышав мои мысли, чиновник ГАИ, дающий проверяющим последние напутствия, произнес: «Вы только первыми деньги не суйте! Дождитесь, когда начнет вымогать!» После дачи взятки предписывалось никого не уличать, а ехать себе дальше, не раскрывая инкогнито.

И вот мы на трассе Киев-Житомир. Тут логика простая: черниговских проверяющих направляют в Житомирскую область, житомирских — в Черниговскую. Чтобы меньше мучились мыслями о солидарности, ловя нечистых на руку коллег. «Все равно как-то неприят-

но», — признался мне водитель Олег (фамилии которого я не напишу по понятным соображениям). И мы помчались!

Оказывается, когда хочешь, чтобы тебя остановил инспектор ГАИ, добиться этого практически невозможно. Первые гаишники, встретившиеся на пути, обедали в кафе, их пустой автомобиль стоял неподалеку. Мимо знака «Стационарный пост ГАИ. Ограничение скорости до 50 км в час» мы пронеслись со скоростью, по крайней мере в три раза превышающей допустимую. Но увы! Скучающий инспектор не обратил на наш фортель никакого внимания. Следующим «кандидатам на взяточников» тоже повезло: перед нами оказались две неповоротливые фуры, и наш водитель волей-неволей сбросил скорость. Проскочили.

За два часа лишенного приключений скоростного полета (мы успели мотнуться в Житомир и обратно) я окончательно соскучилась. И даже начала подбивать нашего водителя нарушать правила поэнергичнее: пересечь двойную осевую, выехать на встречную. Да хоть бы обогнать кого-нибудь на повороте! Но Олег проявил принципиальность: «Жизнь дороже». В общем, возле своего дома я вышла из экипажа, а они поехали дальше.

По словам главного гаишника страны, подобные тайные проверки работы сотрудников ГАИ будут продолжаться в течение двух месяцев. Только какая же тут тайна, если на мероприятие пригласили журналистов, а те наснимали телесюжетов и понаписывали репортажей? Сергей Коломиец уточнил, что подобные проверки проводились и раньше. С начала года сотрудниками Департамента ГАИ зафиксировано 40 случаев получения взяток инспекторами во время исполнения служебных обязанностей. А за время, прошедшее после подписания Президентом последнего «гаишного» указа, участники проверки вскрыли восемь фактов получения инспекторами ГАИ так называемых штрафов на месте. В Житомирской, Николаевской областях за нарушение правил обгона и отсутствие поручения на право управления автомобилем с временным талоном водители расплачивались так называемым штрафом на месте в размере 100 гривен. В Одесской области инспектор предложил водителю-нарушителю два варианта: административный протокол или

20 гривен на месте. А случай в Харьковской области просто поражает оригинальностью: инспектор потребовал от водителя заплатить 5 гривен(!), но за какое нарушение — так и не смог придумать.

Впрочем, не оправдывая взяточников, Сергей Коломиец заявил, что и «водители тоже бывают нечисты на руку и сами часто предлагают взятки, а порой внаглую суют деньги в карманы, что тоже является наказуемым». По его словам, за текущий год было зафиксировано 542 случая предложения «взять денег», по которым возбуждено 34 уголовных дела — против дающих на лапу нарушителей дорожного движения.