Психолог раиса богуш: «если малыш рисует безухого человечка, это еще не значит, что он плохо слышит. Не исключено, что ему просто надоели нотации родственников»

0:00 — 5 июля 2008 eye 1033

Специалист поможет маме, папе и ребенку лучше понять друг друга, выяснив внутреннее состояние малыша с помощью рисунка или игры с куклами, изображающими тех, кто его окружает

В детском саду ваше дитя весело играет, ладит с ровесниками, и воспитатели его хвалят. Но по утрам оно с трудом просыпается и капризничает: «Не хочу в детсад!» Что делать в таком случае родителям? Как найти контакт с замкнутым ребенком? Почему некоторые первоклашки «впадают в детство»: становятся плаксивыми, просят их кормить и одевать? На эти и другие вопросы наших читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответила психолог Украинского медицинского центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы Раиса Васильевна Богуш.

«С замкнутым ребенком лучше общаться, сидя на полу, на одном с ним уровне»

- Здравствуйте, Раиса Васильевна! Звонит вам Светлана, киевлянка. Моему сыну три года. Он самостоятельно убирает игрушки и книжки, сам одевается, но так медленно, что мне проще все сделать за него. А малыш обижается… Странно, почему темперамент моего ребенка не такой, как у меня?

 — К сожалению, часто родители заблуждаются, воспринимая свое чадо как собственное продолжение. Если носик и глазки «мамины», это вовсе не значит, что и в остальном малыш должен быть похож на нее. На самом деле он появляется на свет уже с определенным типом личности и может иметь свои желания, взгляды, реакции на жизненные ситуации. Родителей часто шокирует тот факт, что их кровинушка думает по-другому! А дело вот в чем. Человеку свойственно формировать некие образы, например, какой он сам, каким хочет видеть своего малыша в будущем. Нужно сказать, что собственный портрет обычно отличается от того, который могут описать друзья, родственники или, скажем, подчиненные. И способности родного ребенка тоже бывают далеки от желаемого образа. Чем больше этот разрыв, тем драматичнее его переживают родители. Если они не принимают это, а пытаются действовать через созданный образ, не учитывая реалии, то в семье неизбежны конфликты — как между папой и мамой, так и между родителями и детьми. Различие темпераментов может стать довольно серьезной проблемой. Если мама холерик, а ребенок флегматик или меланхолик, его медлительность будет раздражать. Нужно принимать свое дитя таким, каким оно есть. И помочь в этом может психолог.

 — Беспокоит Богдана, я из Киева. Сыну моих соседей только к концу первого класса исполнилось семь лет. Сначала ему нравилось в школе, а потом стал жаловаться, что устает, болит голова. Но мама упорно водит его на дополнительные занятия по английскому языку, на музыку. Она как-то говорила, что хочет дать ему все то, чего она в детстве недополучила… Правильно ли это?

 — Нет. Такая настойчивость недопустима. Если маленькому ребенку навязывают ритм жизни, которого он не может выдержать, значит, ему постоянно приходится помогать. В результате малыш, не научившись справляться собственными силами, в сложной ситуации будет чувствовать дискомфорт, может сорваться, запротестовать. Это нередко отражается и на здоровье. Приходилось консультировать семилетних первоклашек, у которых из-за перегрузок развились невротические реакции, они вели себя, как маленькие дети: начинали хныкать, просить, чтобы их одевали, обували, кормили с ложечки… По этой причине может даже появиться ночное или дневное недержание мочи. Чтобы вывести невротика из такого состояния, необходимы усилия многих специалистов. Нужно снизить нагрузку, тщательно следить за тем, чтобы ребенок правильно чередовал учебу и отдых, рационально питался, больше спал. Но, к сожалению, очень часто приходится наблюдать: родители не хотят смириться с тем, что у чада ограниченные возможности, и ставят ему завышенные требования. Иногда доходит до абсурда. Знаю детей, у которых серьезные проблемы со слухом, а их отдают в музыкальную школу. Есть ребята, едва различающие то, что нарисовано на картинке, так как плохо видят, но их водят не в специальную, а в общеобразовательную школу, где большинство информации рассчитано на зрительное восприятие. Неудивительно, что таким детям трудно учиться.

 — Татьяна из Боярки. У меня сын очень замкнутый, я с трудом могу его разговорить. Расскажите, как удается психологу, чужому для ребенка человеку, общаться с такими детьми?

 — Специалисты пользуются проверенными психологическими приемами. Известно, что ребенок идет на контакт в том случае, когда чувствует себя на равных с окружающими. Значит, для общения с ним нужно создать определенную обстановку. Можно сделать так: сесть с ребенком и мамой на пол в круг, чтобы все были на одном уровне. Иногда детям удобнее расположиться сначала в отдалении от чужого человека. Навязывать близкую дистанцию нельзя, ему будет трудно «раскрыться». Особенно важно соблюдать это правило с малышами: они, как правило, близко не подпускают. Только после того, как установятся доверительные отношения, можно постепенно приближаться, но лишь до того расстояния, на котором ребенок чувствует себя комфортно. По тому, как сокращается дистанция, можно судить, налаживается ли контакт.

 — Мне иногда бывает трудно понять своего ребенка. Слышала, что состояние детской психики можно выяснить с помощью рисунков…

 — Это одно из звеньев психологического исследования. Вообще в мире принято проводить тесты, во время которых человек отвечает на определенные вопросы. Но до пяти-шести лет самоосознание не сформировано полностью, поэтому на результативность такого тестирования не стоит надеяться. Зато ребенок может с помощью цветных карандашей или красок изобразить свою семью, дерево, дом, солнышко… Рисунки помогают психологу разобраться, что чувствует малыш, что его пугает. Скажем, четырехлетний ребенок обычно изображает человека схематически, без соблюдения пропорций. Важно, чтобы основные детали (голова, туловище, руки и ноги) были на месте. А вот если шестилетка рисует человека с большой головой и маленьким туловищем, это может быть серьезным сигналом для детального психологического исследования. Кстати, если в шесть лет малыш не рисует пальцы, возможно, у него проблемы с общением. Безухий человечек свидетельствует о том, что ребенок плохо слышит. Однако не исключено, что со слухом у него все в порядке — просто надоели нотации, которые ему читают родственники, и он привык к этому, как к звуку радио… Так что одного рисунка для составления «портрета» ребенка мало — специалисту нужно очень подробно поговорить с родителями.

В нашем центре мы предпочитаем использовать так называемые сценотесты. Например, даем детям небольшие куклы, имитирующие его маму, папу, других людей, и просим разыграть какую-то сценку: что было дома, в детском саду или во дворе. Если малыш перенес операцию, он долго будет играть в больницу. Посещение зоопарка или циркового представления тоже оставляют неизгладимое впечатление. Если же потерялся на улице или в супермаркете — будет обыгрывать эту ситуацию. Так удается выяснить, что могло травмировать его психику, что сейчас для него важно. И после этого дать родителям рекомендации.

«Дети становятся вялыми и капризными из-за частых простуд или хронической инфекции»

 — Жанна Андреевна, Киев. Внучке шесть с половиной лет, в этом году она пойдет в первый класс. Хотим постепенно приучить ее рано ложиться спать и вставать, но пока не получается. Утром я бужу девочку, она немного походит, а потом падает в постель и снова засыпает. А вечером раньше 10-11 часов не может заснуть: вертится, просит почитать…

 — Желательно проконсультировать девочку у педиатра и невролога, чтобы не пропустить каких-либо заболеваний. Дети становятся вялыми и капризными из-за частых простуд или какой-то хронической инфекции. Кроме того, важно четко отрегулировать режим дня, следить, чтобы ребенок ложился и вставал в определенное время. Нельзя долго развлекать его перед сном, игры должны быть спокойными. Читать малышу сказку на ночь желательно не более 10-15 минут. Если через три-четыре недели такого режима результата не добились, то желательно обратиться к неврологу, чтобы выяснить причину. Возможно, потребуется лечение медикаментами. Не помешает консультация психолога для всей семьи, чтобы выявить провоцирующие факторы. Иногда выясняется, что родители, уложив чадо спать, веселятся в соседней комнате или там громко работает телевизор… Многие родители обычно считают: детям достаточно того, что их одевают, кормят, убирают за ними. Для ребенка это в порядке вещей. А настоящее внимание — это когда играют с детьми, пытаются понять их желания и разъяснить, что делать в сложных ситуациях. Но такое случается очень редко. Бывает, что малышу еще только два года, но родители уже представляют себе, как будут с ним ходить на рыбалку или выбирать платье для бала. А вот играть с чадом — сегодня, сейчас! — не умеют. Если ребенок недополучает внимания, он капризничает. Пусть мама читает сказку хоть два часа, лишь бы была рядом… Чтобы родители и дети лучше понимали друг друга, нелишней будет консультация психолога. Попасть на прием к этому и другим специалистам можно в Украинском медицинском центре реабилитации детей с органическим поражением нервной системы (по направлению лечащего невролога). Адрес: Киев, ул. Богатырская, 30. Телефон регистратуры (044) 412-10-68.

«Чтобы приучить сына или дочь к детсаду, понадобится два-три месяца»

 — Любовь Петровна из Нежина. Внучке три года. Она часто болеет и посещает детсад лишь время от времени. Ей там нравится: она весело играет, воспитатели ее хвалят. Но по утрам, когда нужно собираться в садик, закатывает настоящую истерику… Как отучить девочку от капризов?

 — В таком возрасте это распространенная проблема. Попытайтесь выяснить у воспитателей, не возникали ли в детском саду стрессовые ситуации. Хотя довольно часто причина в том, что малыш не хочет расставаться с родителями и настаивает, чтобы его оставили дома. Ведь в садике нужно слушаться воспитателя, убирать игрушки, спать днем, есть манную кашу… Дома ребенок более свободный, и это ему приятнее.

Если детского сада не избежать, нужно старательно сглаживать все неприятные моменты, связанные с ним. Попытайтесь укладывать ребенка спать всегда в одно и то же время. Если он не высыпается, то утром наверняка будет капризничать. До мелочей продумайте сценарий: как проснувшийся малыш будет умываться, одеваться, завтракать, о чем будете с ним говорить. При этом фиксируйте внимание ребенка только на приятных для него моментах, которые могут произойти в детсаду. Например, вместо фразы: «Сейчас пойдем в сад» лучше сказать: «В саду тебя ждет подружка Оля, покажешь ей свою новую куклу». Тогда ваше дитя сосредоточится не на разлуке с родителями, а на той самой Оле и новой кукле.

Иногда ребенок нервничает, если заболел его друг или не пришла любимая воспитательница. Вдобавок, когда малыш нерегулярно ходит в детсад, ему сложно привыкнуть: за время его отсутствия что-то меняется, приходят новые детки. Ученые считают, что на адаптацию в новом коллективе маленькому ребенку необходимо от двух до трех месяцев! Если родители спокойно переносят утренние капризы и регулярно водят малыша в садик, то есть надежда, что через пару месяцев он успокоится. И если ребенок нормально ест, хорошо спит, играет с детками, то с ним все в порядке.

 — Леся, Киев. Дочке четыре с половиной года, ходит в детский сад. Меня беспокоит, что девочка попадает под влияние других детей. Она легко поддается на призыв попрыгать на кровати, вместо того чтобы спать в тихий час… Как с этим быть?

 — Малыши часто подражают другим людям. И если взрослые для них недостаточно убедительны, то находят авторитет вне дома. Давно замечено: всегда легче поддаваться баловству, чем требованиям режима и дисциплины. Поэтому желательно подобрать для девочки сказки и такие истории, в которых дети выглядят героями с необходимыми качествами, и где доходчиво рассказывают, как следует поступать в той или иной ситуации. Постарайтесь объяснить, почему нужно делать так, а не иначе. И не забывайте каждый раз хвалить ребенка, когда он себя переборол: мог еще поиграть, но пошел спать, когда напомнили взрослые, или собрал свои игрушки вместо того, чтобы смотреть мультик. Для малыша поощрение очень важно: он всегда хочет быть хорошим.

Подготовила Ирина СЛОБОДЯНЮК, «ФАКТЫ»