Украина

Вооруженный инвалид-колясочник в зале суда захватил в заложники судью и секретаря, тяжело ранив в живот сотрудника «грифона»

0:00 — 9 июля 2008 eye 300

Начальнику областной милиции удалось уговорить террориста отпустить заложников

В понедельник в здании Деснянского районного суда Чернигова произошло ЧП. 43-летний инвалид-колясочник, бывший воин-афганец Александр Мельник, недовольный решением судьи, затеял с ней словесную перепалку. Женщина вызвала сотрудника спецподразделения «Грифон», обеспечивающего охрану суда. Но едва 25-летний сержант вошел в кабинет, как инвалид выхватил пистолет и выстрелил охраннику прямо в живот.

 — Судейские чиновники тут же вызвали «скорую помощь» и милицию, — рассказал «ФАКТАМ» первый заместитель начальника управления МВД Украины в Черниговской области Сергей Потапенко.  — Тем временем инвалид, передвигаясь на своей коляске, занял удобную огневую позицию — спиной к задернутому плотной шторой окну, лицом к двери. Из кабинета успели выскочить все, кто там находился, — помощник инвалида, толкавший коляску, представители ответчика. Остались лишь две женщины — судья и секретарь, которых преступник держал под прицелом.

Мельнику удалось пронести в суд оружие (газовый пистолет, переделанный под боевые патроны) лишь благодаря своему увечью. На входе в помещение суда стоит рамка-металлоискатель. Но, поскольку в инвалидной коляске много металлических частей, посетителя надо было бы вынуть из коляски, устроить полноценный обыск. Бывшего афганца пожалели… Тем более что Александра Мельника в суде хорошо знали. Говорят, он постоянно с кем-то судился, требуя себе то новую коляску, то путевку в санаторий.

На место происшествия быстро съехались первые лица областного управления МВД, СБУ, прокуратуры. Явился и мэр Чернигова — также бывший ветеран боевых действий в Афганистане Александр Соколов. Привезли родную сестру Мельника, беременную на большом сроке. И все вместе принялись увещевать захватчика бросить оружие и освободить заложников.

 — «Террорист» не поддавался на уговоры и не выдвигал никаких требований, — продолжает Сергей Потапенко.  — Лишь заявлял, что теперь его цель — «красиво умереть, поскольку жизнь все равно не имеет никакого смысла». И мы, стоявшие за дверью, действительно в какой-то момент стали ему даже… сочувствовать. Он попросил девушку-секретаря суда принести ему воды. Когда она возвращалась в кабинет, мы не хотели ее пускать — ведь чем меньше заложников, тем лучше. Но она сама рвалась туда.

Информированный источник в черниговской милиции рассказал «ФАКТАМ», что антитеррористическим штабом, заседавшем в соседнем кабинете, всерьез обсуждался вопрос о физической ликвидации захватчика. Но обе женщины, находившиеся под дулом пистолета, сами умоляли не брать кабинет штурмом. В конце концов преступник согласился на переговоры с начальником областной милиции полковником Иваном Катеринчуком. Вначале Мельник предложил милиционеру встать за судью — чтобы удобнее было держать всех на прицеле. Но Иван Петрович категорически отказался прятаться за женщину. И за двадцать минут увещеваний сумел-таки добиться, чтобы преступник согласился отпустить заложниц и бросить пистолет!

Сейчас идет расследование происшествия. Мельник задержан, однако какую меру пресечения суд изберет в дальнейшем, пока не ясно. В Черниговском СИЗО нет условий для содержания инвалида-колясочника, нуждающегося в постоянном уходе. Так что, возможно, его отпустят домой под подписку о невыезде. Тем временем состояние раненого сотрудника «Грифона» Евгения Осипка продолжает оставаться тяжелым. Через несколько часов после ранения ему сделали операцию, но пулю, застрявшую возле позвоночника, извлечь так и не смогли. Кроме того, сержант потерял много крови.

 — У человека просто лопнуло терпение! — прокомментировали ситуацию в пресс-службе Украинского союза ветеранов Афганистана.  — Бывший воин-афганец 20 лет назад получил травму позвоночника, работая в Чернобыле. Боевые товарищи Александра Мельника характеризуют своего побратима как спокойного и адекватного человека. Он был просто шокирован решением суда, который отказал ему в рассмотрении иска к городскому Фонду социального страхования. Чиновники Фонда на протяжении трех лет отказывали инвалиду в лечении, а суд в этом конфликте принял сторону ответчика.