Происшествия

«только родив десятого ребенка, оглянулись: в хате шумно, а за обеденным столом едва помещаемся»

0:00 — 10 июля 2008 eye 394

Каждого малыша в семье Виктора и Надежды Черевач ждут с особой радостью. Старшие дети еще до рождения младенца спорят, кто его будет нянчить

Разница в возрасте между старшей дочерью супругов Черевач Людмилой и самой младшенькой, Илонкой, составляет 17 лет. А кроме них в семье есть еще Святослав, Светлана, Александр, Сергей, Дмитрий, Евгений, Виталий и Даниил. Для верующих людей из Западной Украины это обычная семья. Там и по 14, и по 16 детей бывает, и ни у кого это не вызывает особого интереса. А вот на Полтавщине, куда супруги Черевач с детьми недавно перебрались из Ровенской области, на них сразу обратила внимание… милиция. «Когда мне позвонили из управления и сказали, что хотят к нам подъехать, чтобы познакомиться, я так и присела от неожиданности, — улыбается мать многодетного семейства.  — Всегда у нас все было хорошо, мы люди верующие, законопослушные. Почему вдруг нами интересуются люди в погонах? Так прямо и спросила звонившую из Полтавы начальника отдела криминальной милиции по делам детей Жанну Ахиджанян. «Хотим вам немного помочь материально, вы подумайте, что нужно в первую очередь», — услышала в ответ. Я опять растерялась: «Да все у нас вроде есть, не бедствуем, слава Богу… »

Когда семья собирается на огород, четырехлетний Данька тут же хватается за свою сапку

Улыбка до ушей и лучики в глазах… Это восьмилетний Женя. Метнувшись в хату, мальчишка гордо вышел оттуда с красивенным корабликом в руках — подарком от начальника ГУ МВД Украины в Полтавской области Михаила Цымбалюка. Иногда кораблик он даже на улицу выносит. Но ненадолго — только покажет пацанам и снова на место ставит.

 — Женя столько слез пролил над этим конструктором! — рассказывает 41-летняя Надежда Степановна.  — Кораблик надо было сложить из множества мелких деталей, а у сына никак не получалось. Видя такое дело, Святослав (он одиннадцатый класс закончил) взялся помочь брату. Целый вечер сидели за сборкой, и вот какой красавец получился.

Святослав — парень серьезный. Захотел скутер купить — устроился кочегаром на предприятие. Меньшие, понятно, подмогли — собирали в лесу малину, чернику и продавали на трассе. Теперь имеют собственный транспорт. Слава попросил у работников милиции настоящий волейбольный мяч. Игра в волейбол его любимое занятие. А еще мальчишки в семье Черевач обожают гонять в футбол, поэтому обувь буквально горит на их ногах. Иногда из-за уличных матчей даже важные хозяйственные дела родителям приходится переносить на другое время. Как же без «футбольной команды», скажем, десять соток картошки выполоть? «У детей должно быть детство, им нужно отдыхать», — считают родители. Но если возникают уж очень серьезные проблемы, тогда гульки откладываются.

 — Когда собираемся на огород, младших детей стараемся оставить дома. Помощи от них пока еще мало, а мешать работе они мастера, — говорит Надя.  — Хотя «оторваться» не всегда удается. Едва услышав, что папа заводит машину, четырехлетний Данилка тут как тут: «Я тоже хочу на оголод! Где моя сапка?» У него есть своя маленькая сапка — папа специально сделал. Видя, как все усердно работают, малыш тоже старается.

У Даниила теперь тоже есть конструктор. А у Сережи с Димой — машинки на пультах. Старшие девочки получили в подарок мягкие игрушки и модные шлепанцы. А для всей семьи глава УМВД привез большой двухкамерный холодильник и современную стиральную машину с множеством функций. Это большое подспорье для семьи, поскольку бытовая техника у Черевач старая. И еще генерал пообещал поддержку детям, которые захотят выучиться, чтобы работать в органах внутренних дел.

Мы долго беседовали с многодетным семейством, но меня не оставляло ощущение, что ребенок в семье один — Илона. Только она и позволяла себе маленькие капризы — немного похныкала перед сном. Остальных даже не слышно было. Ни тебе ссор, ни драк. Лишь младшие ребятишки резвились на огромном батуте, установленном во дворе.

 — Илонка — это нам подарок от Бога, — улыбается Надежда.  — Мы очень хотели девочку, но один за другим рождались мальчишки. Когда была беременна девятый раз, врачи предположили, что будет девочка. Но на свет появился Данилка. Илона только через три года родилась. Когда я собиралась в больницу, кто-то из сыновей попросил: «Мама, родите девочку».  — «А что делать, если будет мальчик?» — «Поменяйте!» — «Хорошо, — говорю в шутку.  — Тогда я возьму какую-нибудь беленькую, некрасивую девочку». Задумались: «Нет, пусть уж лучше мальчик будет, зато свой и красивый!» У нас ведь все темноволосые и светлоглазые…

«Я настолько уверена в своем муже, что и в голову не приходит ревновать его»

Десятые роды у Нади были нелегкими. В сорокалетнем возрасте вынашивать ребенка уже тяжело, к тому же во время родов плод шел ножками вперед. Женщина просила сделать ей кесарево сечение — боялась, чтобы ребенок не получил увечий. Но врачи успокоили: «Не первый раз рожаешь, все будет хорошо». Так и вышло. Дочка появилась на свет здоровенькой, весом почти три с половиной килограмма. Растет всеобщей любимицей и умницей.

Но труднее всего Наде дался Саша, четвертый ребенок. Роды прошли легко, младенец был маленьким, не дотягивал даже до трех килограммов, но случилось непредвиденное — у мамы открылось сильное кровотечение. Женщину тогда еле спасли. Тем не менее спустя два года, когда пришло время рожать очередного малыша, никакого страха Надежда не испытывала.

 — Самыми продолжительными были первые роды, — вспоминает многодетная мать.  — Полтора суток длились схватки! Потом пошло легче. Случалось, муж привозил меня в больницу за полчаса до появления ребенка. Дома мне легче переносить схватки, поэтому всегда оттягиваю поездку в роддом. Больно, слезы на глаза наворачиваются, но посмотрю на деток — и на душе становится легче. У нас с Виктором все дети желанные. И мальчиков, и девочек мы ждали с большой радостью. Просили у Бога только здоровья для них. Как-то не замечали, сколько у нас детей. А после рождения десятого оглянулись: в хате шумно, а за обеденным столом едва помещаемся…

 — Когда мама сообщала, что в нашей семье будет пополнение, мы тут же начинали спорить, кто будет нянчить малыша, — улыбается 18-летняя Людмила, качая на руках Илонку.  — Потом, правда, все старались переадресовать эти обязанности мне как старшей.

На вопрос, кто главный в их семье, дети дружно ответили: «Папа и мама».

Надя с Виктором удивительно похожи друг на друга — красивые, с большими выразительными глазами, которые передали всем своим деткам. Когда они, расписавшись в загсе, поехали в фотоателье, чтобы сделать свой первый семейный снимок, там ахнули: уж не брат ли с сестрой женятся?

 — До Виктора у меня был кавалер, но он его отшил, — смеется Нина.  — Судьба. Мы жили в соседних селах Владимерецкого района, но не знали друг друга. У Виктора в нашем селе были друзья, у которых он и увидел меня впервые на фотографии. Попросил нас познакомить. С тех пор мы вместе, и любовь с годами не проходит. Я настолько уверена в своем муже, что и в голову не приходит ревновать его. Была спокойна даже тогда, когда он надолго уезжал на заработки, возил на автобусе за границу челноков, среди которых немало молодых девушек.

 — И что, никогда не ссоритесь?

 — По-крупному нет. Виктор очень уравновешенный, добрый, надежный человек. Если что-то не так, молча уходит, не доводя возникшие разногласия до скандала. Я настолько привыкла к его спокойному тону, что обижаюсь, если он чуточку повысит голос. Недолго, конечно. Хотя другой на его месте, может быть, и шлепнул бы меня за то, что много говорю.

Виктор только улыбается, слушая наш разговор. Такой мужчина действительно является каменной стеной, за которой женщине ничего не страшно.

Решившись на переезд, Виктор забрал семью в новый дом только после того, как привел его в идеальное состояние. Он ведь мастер на все руки. Говорит, никогда не приглашал специалистов к себе домой, в помощники разве что детей брал.

 — В кастрюли не лезу, а в остальном могу разобраться, — дает себе скромную характеристику мужчина.

«На Ровенщине почти всегда сыро, поэтому мы решили переехать на Полтавщину»

Жена не нахвалится мужем.

 — Я только вышивать умею, а Виктор шьет как заправский портной, — рассказывает Надя.  — Вот посмотрите, и салон микроавтобуса обшил материей, и накидки на сиденья сделал. Вообще, деньги на этот подержанный «Форд» сам заработал — несколько сезонов нанимался строителем в Германии и Москве. Нам без большой машины никак нельзя. Видите, сиденья вынуты, а салон бэушными кирпичами забит — никак прицеп не купим. Муж собирается сарай ремонтировать.

 — А дети? Не поверю, что с ними нет проблем.

 — Проблемы возникли с восьмилетним Женей. Он начал болеть. Однажды поднялась высокая температура, ребенок стал задыхаться. Я никогда со своими детьми не лежала по больницам, а тут пришлось вызывать «скорую помощь». Оказалось, бронхит. С тех пор, как только на улице сырость и слякоть, сыну тяжело дышать. А поскольку на Ровенщине почти всегда сыро, мы решили сменить климат. Да и близость Ровенской атомной электростанции нас пугала — иногда у детей ни с того ни сего начиналась рвота. Потом выяснилось — это реакция на выброс радиации. У многих односельчан такое случалось. По этим причинам мы и снялись с насиженного места. Муж не раз приезжал на уборку хлеба в центральные области Украины, но особенно ему нравилась Полтавщина. Здесь и присмотрели себе добротный дом. Тут все чувствуем себя лучше. Женя даже мороженое начал есть.

 — Но конфликты между детьми наверняка возникают. Ведь они разные и, думаю, не всегда такие примерные, как при гостях.

 — Самый быстрый, находчивый и неутомимый у нас Саша. Он сейчас отдыхает в лагере по путевке. Классная руководительница хвалит его, он всегда первым берется за любую работу. Хотя дома иногда слышу от него: «А почему я?» Ему быстрее бы на улицу, к ребятам. Светлана Людмиле может бросить: «Ты старшая, ты и делай». А Люда любит оставлять Свете немытую посуду. Зато чистота в доме на старшей дочке — завтракать не сядет, пока не сделает везде уборку. Порой мне приходится разнимать ребят, не поделивших игрушку. Достается старшему. Случается, захотят какую-то дорогую вещь. Взамен предлагаем что-то более дешевое. А вообще живем мы дружно, весело, без ссор.

Надя с Виктором сами выросли в больших семьях, где принято делиться последним и всегда помогать друг другу. Во многом благодаря поддержке родственников, да еще своему трудолюбию, семейство живет в относительном достатке. И пусть свинину здесь едят только тогда, когда зарежут собственного кабанчика, пусть новая одежда покупается в основном старшим и выбрасывается лишь в том случае, если совсем износится, это не столь важно. У семьи Черевач совершенно другие ценности.

 — Семья, воспитывающая детей в духе уважения к родителям, взаимопомощи и любви к ближнему, — пример для подражания, — говорит начальник ГУ МВД Украины в Полтавской области Михаил Цымбалюк.  — Мало родить ребенка, нужно приложить еще много усилий, чтобы его воспитать. К сожалению, нередко родители не в состоянии справиться даже с одним ребенком. Как следствие, он совершает правонарушение или преступление. А в семье Черевач умеют трудиться и любить друг друга. Она дружная, поэтому крепкая. Как не помочь таким прекрасным людям?