Происшествия

«даже когда в доме есть было нечего, мама свои сбережения потратить не разрешала. А тут вдруг взяла и отдала просто так каким-то жуликам… »

0:00 — 11 июля 2008 eye 292

Предложив одесситке выгодный бизнес, финансовая пирамида вынудила ее вложить «в дело» все деньги, накопленные за много лет

Почти каждый человек, даже не очень богатый, имеет сбережения на черный день и, конечно же, мечтает их приумножить. Обычно людям для этого хватает банков, которые обеспечивают по вкладам невысокий, но достаточно надежный доход. Но некоторые мечтают о большем — пустить свои деньги в дело таким образом, чтобы в один прекрасный день избавиться, наконец, от наскучившей бедности. Именно такие граждане являются самой желанной добычей для мошенников. Их наивная вера в чудо и житейская неопытность обеспечивают благодатную почву для разнообразных махинаций.

Елена Михайловна, наша читательница из Одессы, рассказала корреспонденту «ФАКТОВ» о том, каким образом она лишилась всех сбережений, накопленных с большим трудом за многие годы.

«Время от времени по команде ведущего все в зале вскакивали, хлопали и кричали»

 — Ко мне обратилась моя знакомая с предложением заняться бизнесом. Я спросила ее: «Каким?» Она ответила, что об этом нельзя говорить посторонним, — вспоминает Елена Михайловна.  — Мол, узнать обо всех подробностях можно только на специальной встрече, которая происходит раз в неделю, по субботам. Я тогда еще удивилась: что же это может быть за бизнес? Ведь она работает уборщицей на заводе. Но все же решила поинтересоваться.

Оказалось, для того чтобы получить приглашение на такую встречу, нужно заплатить 50 гривен. Я согласилась. Дала знакомой требуемую сумму и в ближайшую субботу мы отправились на встречу «бизнесменов». Проводилась она в актовом зале одного из одесских институтов. В фойе собралось множество людей. Все они были одеты в белое. Я, кстати, тоже, так как подруга предупредила: на мероприятие положено являться в белом. Атмосфера была очень располагающая. Юноши-официанты разносили кофе, соки, конфеты и печенье. Люди живо общались друг с другом. Подруга подошла к стойке регистрации и взяла для меня пригласительный билет.

Я выпила сок (из-за перенесенной операции на щитовидной железе мне нельзя пить ни кофе, ни алкоголь) и съела пару конфет. Вскоре всех пригласили в зал. Когда люди расселись, громко забухала ритмичная музыка. На сцену вышел жизнерадостный ведущий и принялся рассказывать об организации, члены которой там собрались. Оказалось, это региональный благотворительный фонд, который помогает детям. Для того чтобы в него вступить, нужно внести 2 тысячи 500 долларов наличными.

 — Благотворительность, безусловно, дело благородное, но при чем здесь бизнес?

 — Ни при чем. Но тогда я этого не понимала. То ли от громкой музыки, то ли от выпитого сока у меня вдруг очень сильно заболела голова и появилось такое чувство, будто я где-то не здесь. Поэтому никаких сомнений по поводу того, что говорили ведущие, я не испытывала.

 — Как же вам предлагали заработать, занимаясь благотворительностью?

 — Для этого надо было приводить в фонд новых членов. За каждого человека тому, кто его пригласил, полагается 300 долларов. Потом можно получать деньги за тех, кого приведут твои клиенты, и за тех, которых приведут клиенты клиентов. И так далее. Выходило, что за год таким образом можно сколотить большую сумму.

Ведущий по очереди поднимал новичков и спрашивал, о чем они мечтают. Один мужчина сказал, что хочет купить автомобиль. Тогда стоящий на сцене рассказал, как тот накопит нужную сумму: «Представьте себе, что вы привели одного человека и получили за это 300 долларов! Вы сразу можете пойти на рынок и купить себе одно колесо! (и нарисовал на доске колесо). Следующий человек — еще одно колесо! (снова нарисовал). И так постепенно, деталь за деталью, у вас за год соберется весь автомобиль!»

Когда дошла моя очередь, я сказала, что хотела бы купить квартиру. Для меня это больная тема: мы с дочерью, зятем и внуком живем в однокомнатной. И ведущий так же весело принялся рассказывать, что после каждого привлеченного в фонд человека я могу представлять себе, что купила дверь, окно или еще что-нибудь.

 — Что вы думали о рассказе ведущего?

 — Тогда я ничего не думала. Я была как во сне. А люди в зале реагировали на все очень бурно. Время от времени по команде со сцены все вскакивали и принимались хлопать, кричать.

 — И что же кричали?

 — Не могу вспомнить. (Я так и не понял, то ли женщина действительно забыла, что с ней происходило, то ли ей теперь неудобно об этом говорить.  — Авт. )

 — Что еще происходило во время встречи?

 — Двое ведущих по очереди рассказывали, как члены фонда вскоре разбогатеют, осуществят свои мечты, будут ездить на респектабельных авто и отдыхать на дорогих курортах. А в какой-то момент публика в зале вдруг начала скандировать: «А-нек-до-ты! А-нек-до-ты!» И ведущий стал рассказывать анекдоты.

 — Сколько времени длилось мероприятие?

 — Больше четырех часов. Когда все закончилось, люди вышли из зала. Новичкам сказали остаться в фойе и стали приглашать их в зал по одному. Меня встретили несколько человек, в том числе приятельница, которая туда привела, а также один из ведущих, наверное, руководитель фонда. Среди остальных, как потом выяснилось, был человек, приведший в организацию мою подругу, и тот, кто пригласил этого человека и так далее. В общем, собралась вся цепочка, которая должна была получить деньги за мое вступление в фонд.

Главный сразу спросил, есть ли у меня нужная сумма. До сих пор не понимаю, почему ответила, что есть.

 — У вас действительно были эти деньги?

 — Всей суммы я не имела. Но кое-какие сбережения были. Я собирала их много лет. То пять долларов куплю, то десять. Все мечтала ремонт сделать в квартире. И собралось у меня к тому времени 1 тысяча 130 долларов и 2 тысячи 200 гривен. Для меня это большие деньги. Я ведь работаю сварщицей на заводе железобетонных изделий. Работы нет, поэтому перешла на полставки. За прошлый месяц получила всего чуть больше 300 гривен. Так что эти сбережения дались мне большим трудом.

«Когда я успокоилась, поняла, что никогда не смогу уговаривать близких отдать средства в этот фонд»

 — Что было дальше?

 — Вся компания начала твердить, что я должна срочно привезти деньги, иначе потеряю возможность вступить в фонд. Две женщины подхватили меня под руки, потащили на улицу, остановили такси и поехали ко мне. Дома была дочь, но она находилась на кухне. Поэтому мне удалось заскочить в комнату и незаметно вытащить из тайника все деньги. На том же такси мы помчались обратно. Я отдала деньги и подписала какой-то договор. Получила квитанцию о том, что внесла в фонд 5 тысяч 170 гривен.

 — Маловато как-то…

 — Они дали квитанцию только на доллары. И то по грабительскому курсу. Ведь если считать по официальному (4,85 гривни за доллар), выходит, что 1 тысяча 130 долларов — это 5 тысяч 480 гривен. А на 2 тысячи 200 гривен мне вообще квитанцию не дали. По их подсчетам вышло, что я внесла в фонд около 1 тысячи 600 долларов, и мне сказали в ближайшие дни принести еще 900 долларов. Я обещала занять.

Напоследок руководитель подарил мне желтую розу и сказал моим опекунам, что им выделено 300 долларов и они могут отвести меня в ресторан — торжественно отпраздновать вступление в их коллектив. В ресторане я чувствовала себя неважно, зато остальные веселились вовсю. Вечером меня отвезли на такси домой. Розу я, правда, в квартиру не понесла, бросила на лестнице. Может быть, тогда уже почувствовала неладное.

А наутро в воскресенье ко мне снова заявились опекуны. Принесли в подарок букет роз, бутылку шампанского и блокнотик для записи моих будущих доходов. Заодно напомнили, что за мной числится должок.

 — Когда вы поняли, что вас обманули?

 — В то же воскресенье я пошла к своей приятельнице, живущей по соседству, чтобы одолжить у нее недостающие 900 долларов. Та, конечно, спросила, зачем мне так много. Ответила, как учили: бизнес, мол, очень прибыльный, но рассказывать нельзя. Подруге мое поведение показалось подозрительным, и она денег не дала. За это я теперь ей очень благодарна. Поссорились бы из-за долларов, и я потеряла бы не только сбережения, то и подругу.

Заподозрила неладное и моя дочь. Она обратила внимание, что я какая-то очень веселая и возбужденная (я после того дня трое суток практически не спала, по ночам квартиру убирала). Дочка перерыла мою сумку и нашла там договор с фондом. Конечно, потребовала объяснений.

Я и сама, когда немного успокоилась, начала понимать, что никогда не смогу уговаривать своих близких отдать сбережения в этот фонд для того, чтобы иметь материальную выгоду. Да и нет у меня знакомых, которые запросто выложили бы 2 тысячи 500 долларов. В общем, я поняла, что попала в ловушку.

 — Что же вы предприняли?

 — Позвонила приятельнице, которая привела меня в фонд, и сказала, что не собираюсь в нем работать, пусть мне отдадут деньги. Но она заявила, что не брала у меня ничего, а значит, и возвращать не будет. Тогда я решила пойти за своими деньгами в офис фонда.

Со мной отправилась соседка, отказавшаяся одалживать доллары. Однако в офисе я услышала тот же ответ. Руководитель, присутствовавший при подписании договора, тоже объявил: денег в руки не брал, а значит, и отдавать не будет. Затем они снова принялись меня уговаривать, мол, все будет хорошо. И так старались, что я уже было согласилась. Но соседка вызвала милицию. Увидев людей в форме, руководитель тут же сбежал. А моих опекунов отвезли в отделение. После этого я написала заявление в милицию о том, что меня обманули мошенники.

 — Как обстоят дела на сегодняшний день?

 — Женщина, которая привела меня в фонд, обиделась за то, что ее до 12 ночи продержали в отделении. Кроме того, она говорит, я ей испортила бизнес. Муж этой знакомой, чтобы сделать взнос, взял кредит в банке. И ее дело уже начало развиваться (300 долларов, полученные за то, что привела меня, были ее единственным заработком в фонде), как тут я своим скандалом все испортила.

А я продолжаю требовать возвращения денег. Менеджер фонда назначает мне встречи, однако в последний момент отменяет их и переносит на другой день. О действиях милиции мне ничего не известно. В общем, прошло уже больше месяца, но пока судьба моих денег не ясна.

«Найдя в маминой сумке договор, бросилась к ней: «Что ты наделала?!» Но она только ласково отвечала: «Не кричи, все будет хорошо»

Фонд, в который Елена Михайловна «пожертвовала» свои деньги, довольно известен в Одессе. На одном из городских интернет-форумов люди, посещавшие семинары организации, делятся своими впечатлениями. Многие из них приходят к выводу, что в ходе мероприятия подверглись воздействию либо каких-то психотропных веществ, содержавшихся, возможно, в напитках, либо сильного гипноза.

О том, как вела себя Елена Михайловна, вернувшись с мероприятия, рассказывает ее дочь Ирина:

 — Когда мама пришла после первого посещения благотворительного фонда, я ее даже не узнала. Вообще-то она энергичная женщина, а тут вдруг стала какая-то тихая. Улыбалась и говорила, что теперь, наконец, все будет хорошо, мы будем с ней работать. Я почувствовала: что-то не так. Найдя в маминой сумке договор, бросилась к ней: «Что ты наделала?!» Но она только ласково отвечала: «Не кричи, все будет хорошо». На следующий день отправилась одалживать недостающую сумму. Я же быстро обзвонила ее подруг и предупредила, чтобы ничего ей не давали.

Между прочим, мама к своим сбережениям никогда не притрагивалась. Даже когда в доме есть было нечего, эти деньги потратить не разрешала. А тут вдруг взяла и отдала каким-то жуликам. Я спрашивала, что будет делать, если теперь сбережения пропадут, а она спокойно отвечала: «Пiду в свiти або повiшуся».

В таком мечтательном состоянии мама ходила почти неделю. Но когда стало ясно, что никто из близких денег не одолжит и вступать в этот фонд не хочет, она начала постепенно понимать, в какую передрягу попала.

Участники фонда расписываются в договоре о том, что отдали свои сбережения добровольно и бескорыстно

Описывая действия мошенников, мы всегда уделяем внимание изучению договоров, подписанных их жертвами. В этих документах можно найти ответы на многие вопросы, которые впоследствии задают себе обманутые люди. Не является исключением и договор, который незадачливые «благотворители» заключали с фондом. Правда, оформлен он не совсем обычно. Ведь, как правило, мошенники составляют длинные договоры, переполненные специальной терминологией и сложноподчиненными предложениями, и печатают их на нескольких листах убористым шрифтом. То есть делают все для того, чтобы договор не был ни прочитан, ни понят.

Однако в данном случае документ помещается на одной страничке и напечатан вполне сносным шрифтом. И написаны в нем простые и, казалось бы, совершенно понятные вещи. Вот, например, пункт первый: «Предметом настоящего договора являются взаимоотношения сторон по бескорыстному, добровольному пожертвованию финансовой помощи благотворительной организации».

При этом на семинарах, конечно, ни о каком бескорыстии речь не идет. Людей заманивают возможностью не просто заработка, а легкой наживы. Но рассказы очевидцев не документ. А расписываются участники фонда в том, что отдали свои сбережения добровольно и, главное, бескорыстно.

«Позаботились» составители договора и о тех, кто потребует деньги назад. Для них в договоре есть такой пункт: «Стороны устанавливают, что под благотворительным взносом в настоящем договоре понимается бескорыстное, безвозвратное, добровольное пожертвование благотворителя в пользу благотворительной организации».

Еще хороший пункт: «Благотворительная организация не несет ответственности по спорам, возникающим с третьими лицами, в т. ч. с членами благотворительной организации и другими благотворителями». То есть человек, которого заманил в фонд его друг, обещая золотые горы, и который понял, что его обманули, может всласть ссориться с виноватым и сводить с ним любые счеты. Друг обещал деньги, пусть он и отвечает. Главное, организация здесь ни при чем.

Подписав такой договор, «благотворитель» обеспечивает себе очень слабые позиции перед лицом закона. Он ведь расписался под тем, что подарил деньги фонду, ничего за это не хочет и назад их не потребует. Как потом доказать, что тебе обещали прибыль и обманули?

Если каждый участник приведет еще четверых, то уже на десятой ступеньке пирамиды должно оказаться более миллиона(!) человек

Надо сказать, что схема отъема денег у простодушных и легко внушаемых граждан, описанная Еленой Михайловной, не нова. Несколько лет назад она широко применялась во многих городах Украины, в том числе в столице. Правда, тогда подобные организации называли себя туристическими компаниями. Они предлагали гражданам за небольшие деньги купить бунгало на экзотических побережьях. Платишь совсем немного и целый месяц в году бунгало твое. А если приведешь других любителей отдыха, то не только «отобьешь» свои деньги, но и сколотишь целое состояние.

А в остальном антураж был тот же. Собрания, громкая музыка, прихлопы-притопы, рассказы о том, как легко заработать миллион, навязывая бунгало своим друзьям и родственникам. И, конечно, в таких случаях все делается в спешке: «Решайтесь сейчас же, а не то завтра потеряете уникальный шанс!» Поездки домой за деньгами на такси под присмотром «опытных товарищей», чтобы клиент по дороге не пришел в себя и не осмыслил ситуацию или, еще хуже, не посоветовался с близкими.

Результат тот же: денег никому вернуть не удалось. Все турфирмы бесследно исчезли. А существовали ли пресловутые бунгало на экзотических островах, так и осталось загадкой.

Еще раньше, в Советском Союзе, люди получали по почте письма с предложением выслать по рублю на семь адресов и разослать аналогичные письма еще семи людям. Прилагались расчеты, что таким образом, потратив всего 7 рублей, можно получить несколько тысяч.

Были и страховые компании, и торговцы косметикой, пищевыми добавками. И во всех этих «предприятиях» применялась одна и та же схема: человеку предлагали заработать, привлекая в структуру новых людей. Чем больше новичков, тем выше заработок того, кто их завербовал. Все это называется финансовой пирамидой, независимо от того, как звучит официальное название фирмы.

Рассмотрим принцип работы финансовой пирамиды на примере.

Предположим, вступительный взнос в фирму составляет 2 тысячи гривен. Внеся деньги, можно привлекать новых людей, получая за каждого 500 гривен премии. А за тех, кого приведут эти люди, — тоже по 500 гривен, и так далее.

Допустим, человек привел четверых. Считаем: 500 х 4 = 2000 гривен.

Значит, свои уже «отбил». Новички тоже пригласили по четыре человека. Всего выходит 16. Получаешь еще 8 тысяч (500 х 16 = 8000). А каждый из этих людей тоже приведет четверых (16 х 4 = 64). И тогда только успевай деньги считать (64 х 500 = 32000 гривен).

Итак, всего три «поколения» участников пирамиды — и 2 тысячи гривен чудесным образом превращаются в 42 тысячи. Приятно? Конечно! Особенно приятно, что после того, как вы привели четырех своих клиентов, делать уже ничего не нужно. Эти люди зовут следующих, а вам только остается пересчитывать купюры. И, главное, все правильно. Математика.

Вот такие схемы и рисуют агитаторы на веселых семинарах, убеждая людей расстаться со своими деньгами. И некоторые слушатели удивляются, как, оказывается, просто сделать из ничего кучу денег.

Однако многовековой опыт человечества (а есть сведения, что финансовые пирамиды существовали еще в Древнем Риме) показывает: на практике такие схемы не работают. Все их участники, кроме организаторов, оказываются в проигрыше.

Объяснение этого факта лежит также в области математики. Ведь та схема, с помощью которой привлекают людей, построена на основе предположения, что пирамида существует в бесконечно многочисленном обществе, где есть огромное количество людей, готовых стать ее участниками. А это предположение неверно. Число граждан ограничено, а желающих участвовать в пирамиде совсем немного.

Ведь это только кажется, будто четыре или семь человек найти просто. Подсчет показывает, что если каждый участник приведет еще четверых, то уже на десятой ступеньке пирамиды должно будет стоять более миллиона(!) человек. А это все население города Одессы, включая детей, инвалидов и здравомыслящих людей, которые никогда не будут вкладывать деньги в такую организацию. Поэтому на практике любая пирамида начинает буксовать с самого начала, а к третьему-четвертому уровню приток новых членов останавливается. После этого организаторы либо сбегают с деньгами, либо переносят свою деятельность в другой город, а люди, видевшие себя миллионерами, пишут заявления в милицию о том, что их обманули.

P. S. Похоже, финансовые пирамиды, наделавшие так много шума в 90-е годы, снова возвращаются. Они могут появиться в любом украинском городе и принять любое обличье. Поэтому гражданам, любящим помечтать о выгодном вложении капитала, следует быть осторожными. Нужно критически осмысливать предложения легкого заработка, не спешить подписывать договоры и всегда помнить нашу старую пословицу: «Без труда нема плода».