Недобросовестные предприниматели используют летний сезон, чтобы сбыть испорченный товар или такой, у которого закончился срок хранения
Эксперты утверждают, что летом вероятность приобрести испорченный или просроченный товар намного выше. Потребитель обычно винит себя: мол, смотреть надо было внимательней. И тратить время и силы на то, чтобы вернуть свои деньги или обменять некачественный товар, не желает — «овчинка выделки не стоит». Очень зря, ведь, как подтверждает опыт, отстоять свои права, вернуть деньги не так уж сложно, если правильно действовать.
— В небольшом супермаркете я купил два плавленых сырка, — рассказывает киевлянин Петр Терещук. — А дома обнаружил, что срок годности продукта закончился еще месяц назад! Вместе с супругой я пришел в магазин и попросил вернуть мне деньги. Но сотрудники супермаркета отказались забрать просроченные сырки, да еще и нагрубили. Мы решили оставить жалобу, но в «Уголке потребителя» не было «Книги отзывов», а выдать ее нам не захотели.
Супруги обратились в Святошинское районное отделение защиты прав потребителей. И только после рейда в супермаркет специалистов отделения директор магазина вернул Петру Терещуку деньги за некачественный товар и извинился за грубость своих сотрудников.
— Согласно новому Закону Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» мы должны предупреждать предприятие о плановой проверке за десять дней, — говорит начальник Святошинского районного отделения защиты прав потребителей Олег Лизун. — Из-за этого нечестные продавцы или производители получили возможность срочно навести порядок: например, спрятать партию просроченного товара, которую до этого спокойно продавали.
Даже в случае внеплановой проверки мы вправе лишь проконтролировать, на что жаловался потребитель. Если жалоб нет, то повлиять на предпринимателя, чтобы тот устранил нарушения, мы не в состоянии.
Летом, по словам Олега Лизуна, активизируется и стихийная торговля: многочисленные лотки с овощами и фруктами загромождают подземные переходы и тротуары улиц. Права человека, рискующего купить продукты «с земли», отстоять очень сложно, ведь Управление по защите прав потребителей не имеет полномочий разбираться с несанкционированной торговлей — все «уличные» продавцы находятся в ведении милиции. Наиболее частые жалобы на стихийную торговлю — обсчет, обвес, но бывают случаи и посерьезнее, когда «дельцы» продают просроченный или контрабандный товар.
— У нас был случай, когда мы вместе с милицией совершали рейд по ликвидации несанкционированной торговли, — продолжает Олег Лизун, — и нашли продукцию, срок годности которой закончился два года назад! Просроченные конфеты и печенье продавали с машины. Мы конфисковали партию, составили протокол, отправили в суд. Решение суда нас поразило: служители Фемиды постановили вернуть просроченную продукцию торговцам без всяких штрафных санкций! Мы все-таки «дельцов» выгнали с территории нашего района, но кто знает, где они потом сбыли свою продукцию!
Эксперты советуют отовариваться только в «законных» местах торговли — в магазинах, на организованных рынках. Продукцию на рынке контролируют санэпидстанция и ветеринарная служба, а за недовес и обсчет покупателя ответственна администрация рынка. Злостный «обвешиватель» может запросто лишиться торгового места, если на него будет поступать много жалоб. В случае если ваши права были нарушены, Олег Лизун советует обращаться в организации, защищающие права потребителей. Конечно же, нужно сохранять документы, подтверждающие вашу правоту — квитанцию или чек.
Если вы пострадали от стихийного торговца, то жаловаться имеет смысл только участковому милиционеру, на «территории» которого произошел инцидент.