Несмотря на достигнутые договоренности, Россия выступает против присутствия иностранных наблюдателей в Керченском проливе. Заместитель главы российского МИД Григорий Карасин заявил, что работа немецких и французских наблюдателей в регионе была лишь разовой акцией. «Об этом и речи не может быть. Мы в качестве жеста доброй воли предложили такую одноразовую поездку экспертов, чтобы они потом доложили своему руководству. Но, к сожалению, это было воспринято как приглашение к более широкому танцу. Нас такой подход не устраивает», — сказал Карасин.
Тем не менее украинские корабли, в том числе и военные, будут и дальше проходить через Керченский пролив. В этом убежден ветеран внешней разведки генерал-лейтенант Василий Богдан. В интервью «ФАКТАМ» он выразил уверенность, что заявленный еще в декабре прошлого года проход наших кораблей обязательно состоится. При этом россияне, скорее всего, не станут препятствовать нашим морякам.
— Разве мы должны отдавать Керченский пролив россиянам? — удивляется Василий Богдан. — По существующим договоренностям, Азов — это внутреннее море двух стран: Украины и России. Поэтому мы имеем право свободно проходить через пролив к нашим украинским портам — Мариуполю и Бердянску. Это наши территориальные воды, и мы их никому не отдадим.
Да, у нас есть возможность доставлять в порты катера по суше, например, с помощью железнодорожного транспорта. И мы это делаем сейчас. Но без моря порты просто умрут. Поэтому я хочу сказать, что объявление о том, что наши корабли вновь пройдут через Керченский пролив — оно не политическое. Для нас такие проходы жизненно необходимы. А Россия нагло нарушает принципы свободного судоходства.
— Может ли повториться прошлогодняя ситуация? Будут ли россияне вновь атаковать наших моряков при проходе через Керченский пролив?
— Мне кажется, что не будут. За ситуацией в Азовском море следят наши западные партнеры. Думаю, что Россия не будет сейчас устраивать эскалацию конфликта.
— Украинские корабли могут пройти в сопровождении, скажем, военного катера НАТО?
— Полагаю, что сейчас это исключено. Еще раз подчеркну: Азовское море — море двух стран — Украины и России. Корабли НАТО там курсировать без особого разрешения не могут. Но не только поэтому наши корабли пройдут через пролив без сопровождения. Мы у себя дома. Кого и чего мы должны бояться? Хотя, конечно же, нужно быть готовыми к любому развитию ситуации.
— Давайте от Керченского пролива перейдем к более глобальным вопросам. Будет ли Россия пытаться прорубить себе сухопутный коридор в Крым и Приднестровье?
— Изначально это было в их планах. И они от своих планов не отказываются. Кремлю нужно уничтожить Украину как государство, разбить на части. Сейчас они продолжают переброску войск к нашим границам. Разведка зафиксировала, что на подконтрольную боевикам «ДНР» и «ЛНР» территорию сейчас завозят профессиональных военных, в частности генералов. Для чего? Мы об этом можем только догадываться.
Мы знаем, что у Путина были планы обвинить Украину в использовании химического оружия против жителей Донбасса. Это дало бы Кремлю возможность перейти к более активным боевым действиям. Но Путин пока не решается это сделать. Он понимает, что у Украины есть поддержка со стороны западных стран. В Кремле также понимают, что в случае военной операции — например, пробивания сухопутного коридора в Крым, будут гибнуть и российские солдаты. И хотя, как известно, Путин не особо дорожит жизнями своих военных, он пока не решится на такое.
— Может быть, Путин уже оставил затею пробить сухопутный коридор?
— Он сейчас применяет тактику выжидания. Думает, что принесут ему украинские выборы. Ведь хозяин Кремля неоднократно говорил, что с действующим украинским президентом он работать не будет. Путин все-таки надеется на реванш пророссийских сил в нашей стране.
— Возможна ли сейчас военная операция ВСУ по силовому возврату Донецка и Луганска в Украину?
— Мы пока настроены все решать политико-дипломатическим путем. Думаю, такие возможности еще не исчерпаны. Нужно время. Украинская военная операция по возвращению контроля над оккупированными районами Донбасса сейчас выглядела бы несколько авантюрно. Хотя полагаю, что план силового возвращения Донбасса в Генштабе действительно есть.
— Сейчас Россия фактически поглощает Беларусь. Есть версии, что Путин хочет, вопреки Конституции, остаться президентом еще на один срок и придумал некое союзное государство, которое может возглавить. Вряд ли в самой Беларуси есть много сторонников этой идеи. И все же… Чего нам ждать? Новой войны? И какова в таком случае будет дальнейшая судьба президента Лукашенко?
— В Беларуси сложилась очень тяжелая ситуация. Эта страна, увы, не самостоятельна. Там даже вооруженные силы фактически подчинены Путину. К тому же там полтора года назад проходили совместные российско-белорусские учения «Запад-2017», которые почему-то были названы «командно-штабными играми». Интересно, что после окончания этих «игр» российские военные остались на территории Беларуси. Да и энергетически эта страна очень зависима от России.
Что касается Лукашенко, то он уже старый. Это человек прошлой эпохи, «последний европейский диктатор», как его называют. Он сейчас и сам не знает, на что ему решиться. Это видно по его выступлениям, когда он сначала говорит, что «Беларусь и Россия — друзья», а потом заявляет: «Мы не вассалы Путина». Бацька пытается усидеть на двух стульях, что вряд ли ему удастся.
У Лукашенко много «скелетов в шкафу», которые могут всплыть в любое время, едва это понадобится Путину. Достаточно только вспомнить, сколько за последнее время там бесследно исчезло оппозиционеров.
— Лукашенко сместят с поста президента?
— Скорее всего, Александр Григорьевич будет противиться слиянию Беларуси и России. Он понимает, что таким образом он просто потеряет власть. Тогда, думаю, сценарий развития событий будет такой: на следующих выборах в Беларуси к власти придет прокремлевский кандидат. Вот тогда Путин и возобновит переговоры о создании союзного государства с человеком, еще более зависимым от него, чем Лукашенко.
— Украина, возможно Беларусь… Что дальше? Попытается ли Путин подчинить себе страны Балтии?
— В России неоднократно заявляли, что хотели бы возрождения империи в границах царской России. А тогда в империю входили не только страны бывшего Советского Союза. Планы Кремля могут распространятся и на государства Балтии. Но Латвия, Литва и Эстония — члены НАТО. И это их счастье, что они под «натовским зонтиком». Над Балтикой постоянно патрулируют военные самолеты НАТО, проводятся учения. И хотелось бы Путину подчинить их себе, но, как говорится, «видит око, да зуб неймет».
Хотя и в этом регионе ситуация может развиваться по-разному. В Кремле есть большая надежда на многочисленных этнических россиян, которые проживают в странах Балтии.
— Раз уж мы заговорили про НАТО… 7 февраля Верховная Рада приняла закон о внесении изменений в Конституцию, которые закрепляют путь в НАТО и Евросоюз. Президент сказал, что через пять лет Украина вступит в Северо-Атлантический альянс. Как вы считаете, это возможно?
— Мы стремимся вступить в НАТО уже 25 лет. Правда, при правлении Януковича, который объявил, что наша страна будет внеблоковым государством, немного притормозили. И в результате Россия на нас напала.
Хочу сказать, что в НАТО мы можем вступить быстрее, чем в Евросоюз. К стандартам Северо-Атлантического альянса мы все-таки ближе. Если говорить о нашей готовности, то на сегодняшний день я бы сказал так: мы готовы к вступлению в НАТО на 60%. В странах Балтики — Латвии, Литве и Эстонии, — когда их принимали, готовность была ниже, чем сейчас у Украины. Так что вступим через пять лет, а может быть, даже и раньше. Хотя сам вопрос сроков — он очень деликатный и зависит от многих факторов.
Конечно, еще много нужно сделать. Необходима хорошо развитая инфраструктура, нужно вооружение, отвечающее стандартам НАТО. Кроме того, социальное обеспечение военнослужащих должно быть на высоте. Полной реорганизации требует сектор безопасности и обороны. Необходимо также, чтобы в Украине работало верховенство права, и наша страна отстаивала принципы демократии. Но самое главное, что нужно сделать, это поменять философию и идеологию военных.
— Бытует мнение, что страны, в которых проходит военный конфликт и есть спорные территории, в НАТО не принимают.
— Да, такое положение в Уставе этой организации действительно есть. Но существуют договоренности между Украиной и НАТО, где четко сказано, что Крым и Донбасс не станут преградой для принятия нашей страны в Альянс.
Ранее «ФАКТЫ» писали о том, что американские разведчики оценили возможность полномасштабной войны России против Украины.