Культура и искусство

Баба надя из «моей прекрасной няни» александра назарова: «как-то я поспорила с олегом меньшиковым, что стану возле театра милостыню просить, и пошла. На выпивку насобирала»

0:00 — 17 июля 2008 eye 3071

Сегодня народная артистка России, снявшаяся в очередной части популярного «мыла», отмечает день рождения

В кино Александра Назарова дебютировала 47 лет назад. Она снялась в таких известных фильмах, как «Экипаж», «Любовь с привилегиями», «Принцесса на бобах», «Бригада», но настоящую славу и всенародную любовь актрисе принесла роль эксцентричной бабы Нади в сериале «Моя прекрасная няня». С народной артисткой России мы встретились в Крыму, на детском кинофестивале в «Артеке». В одном из местных кабачков с потрясающим видом на вечерний Гурзуф Александра Ивановна под рюмочку горилочки рассказала о жизни. Вспоминала актерские байки, время от времени отвлекаясь на автографы и на то, чтобы закурить очередную сигарету.

«Пластических операций никогда не стану делать»

 — Ваше здоровье, Александра Ивановна!

 — Спасибо! Возвращаясь в Москву, всегда покупаю бутылочку украинской водки. Хоть бы в этот раз не забыть. А то скоро день рождения, надо же чем-то угощать гостей.

 — Отмечать с размахом будете?

 — Еще не решила. В последнее время предпочитаю не устраивать посиделки дома, а пойти в какой-нибудь ресторанчик. Но когда хорошее настроение, могу и сама с удовольствием постоять у плиты. Я неплохой кулинар.

 — И какое фирменное блюдо?

 — Много чего. Например, делаю замечательный соус из красной смородины. Нужно приготовить сок, в который добавить соль, немного сахара, чеснок и обязательно сельдерей. Вкус потрясающий. К мясу и рыбе замечательно идет. А еще могу предложить сациви для бедных.

 — Почему для бедных?

 — Это я шучу так. Кусочки курицы нужно обмакнуть в подсоленную муку и сложить в кастрюлю, добавив полкило сметаны и два стакана воды. Томить на небольшом огне минут 40, положив хмели-сунели и обязательно чеснок. Все это густеет, и так вкусно получается. Есть можно и горячим, и холодным. К сожалению, в последнее время все реже куховарю — нет времени. Работы много.

 — Вы ведь не только снимаетесь и играете в театре. Знаю, озвучиваете мультфильмы и дублируете иностранные картины.

 — На моем счету столько героев, которых озвучивала, что всех и не вспомнить. В мультфильме «Охотники за привидениями» говорила голосом Каспера, в «Утиных историях» — одного из утят. А еще озвучивала мальчика в комедии «Игрушка» с Пьером Ришаром. Многие мальчики в детских картинах говорят моим голосом. Одна из последних работ — фильм «Дневник гейши», правда, сама я его еще не видела. У меня первые роли в театре (а на сцене я с шести лет) — именно мальчишек. Амплуа такое — травести. Некоторые актрисы до глубокой старости мальчиков играют. Ужас, конечно.

 — Вашей первой работой в кино была картина «А если это любовь»?

 — Да, режиссера Юлия Райзмана. Я тогда училась на четвертом курсе театрального института, а играла школьницу. По сценарию, одноклассники случайно перехватили любовное письмо и начали осуждать влюбленную парочку. Вместе со мной снимались Андрюша Миронов, Женька Жариков, Толя Голик. На съемках было очень весело, а один случай я запомнила на всю жизнь. Как-то решили мы устроить пирушку. Я с двумя девочками жила тогда на квартире, и все пошли к нам в гости. Накупили вина, сидели всю ночь. А утром — съемка. Было это, кстати, в Киеве. Лица у всех, конечно, никакие. Когда пришел отснятый материал, Юлий Яковлевич позвал меня, показал сцену с моим участием и говорит: «Саша, я ничего не сказал, хотя понял, что вы ликовали целую ночь. Видишь, как ты выглядишь. Я все оставляю в картине для того, чтобы ты запомнила этот урок на всю жизнь».

 — А от курения режиссеры вас не отучали?

 — Эта вредная привычка давнишняя, еще с института. Мне плохо, задыхаюсь, с легкими проблемы, надо бросать, но не могу. Один раз пыталась, но из этого ничего не вышло. А теперь врачи говорят, что уже и не надо, просто следует сокращать количество сигарет.

 — Чтобы так хорошо выглядеть, что-то специально делаете?

 — Спасибо, конечно, за комплимент, но я не нахожу, что замечательно выгляжу. Сама себе не нравлюсь. Вижу все морщины, но куда их денешь, время идет.

 — Можно сделать пластическую операцию.

 — Нет, я на такое не пойду! Лучше оставаться естественной. Вон девчонки — мои коллеги — понаделали себе подтяжек. И что? Догилева — совершенно другой человек, а Лена Проклова какие губищи имеет теперь! Я не осуждаю, все хотят молодыми и красивыми подольше оставаться. И хотя актрисы убрали морщины, на роли девочек их все равно не будут приглашать, вот в чем дело.

«В «Мою прекрасную няню» попала без всяких кастингов»

 — А с внутренним состоянием у вас как? Чем настроение себе поднимаете?

 — Обожаю шоколад и мороженое. Правда, в последнее время приходится себя ограничивать.

 — Не похоже, что у вас проблемы с лишним весом.

 — Сейчас появляется, и меня это настораживает. Перед поездкой в Крым в одну юбку уже не влезла. ТАК расстроилась. Говорят, с возрастом начинаешь поправляться не от котлет, а от лет.

 — И на сколько лет себя ощущаете?

 — Ой, кажется, что еще совсем молодая. И веду себя иногда соответствующим образом.

 — Можете что-то отчебучить?

 — Дурака валяли частенько. Могли среди ночи поехать к кому-то на дачу, стучать, лезть через забор. Есть что вспомнить. Как-то у нас в театре отмечали что-то, и я поспорила с Олегом Меньшиковым, что у театра стану и буду милостыню просить. Пришлось идти, а Олег притаился и наблюдал из-за угла. Люди мне какие-то деньги даже кидали…

 — И много «наколядовали»?

 — Не помню, сколько, но на выпивку хватило (смеется).

 — А на роль бабы Нади в сериал «Моя прекрасная няня» вы как попали?

 — Не участвовала ни в каких кастингах. Просто перед этим снялась в сериале «33 квадратных метра». И когда началась работа над «Няней», кто-то из коллег по предыдущему фильму меня позвал. Мне кажется, авторы сериала даже не думали, что все так обернется. Планировали, что баба Надя появится только в одной серии. Ее ведь даже нет в рисованной заставке перед началом фильма. Первая серия, в которой к моей героине привели мальчика, чтобы отучить курить, оказалась очень смешной. А потом пошло-поехало. Обожаю свою героиню — она такая прикольная, как нынешняя молодежь говорит.

 — Вы на нее сильно похожи?

 — В компании могу повеселиться. По натуре я оптимистка, хотя довольно часто бываю грустной.

 — В продолжении «Няни» тоже участвуете?

 — Сейчас отсняли 40 новых серий, но я там появляюсь нечасто. Вика Прутковская уже замужем за Максимом Шаталиным, и теперь у них другие проблемы.

«Люба Полищук уже очень была больна, но на площадку выйдет — королева!»

 — Вместо Любови Полищук кто-то будет играть маму Вики?

 — Это даже не обсуждалось! Продюсеры никого и не искали на эту родь. Мамы нет, и никто не говорит, куда она делась, зато появляется отец Вики. Прутковского играет Саша Филиппенко. Тоже дурной такой, знаете ли.

 — До сериала вы с Полищук знакомы были?

 — Один раз пересекались на съемочной площадке. Был такой фильм — «Любовь с привилегиями, или Городские подробности» с Любовью Полищук и Вячеславом Тихоновым в главных ролях. Я играла там домоправительницу.

А второй раз нам посчастливилось вместе поработать в «Няне». Съемки вспоминаю с огромным удовольствием. Очень весело было. Когда Люба уже неважно себя чувствовала, в перерывах между съемками ложилась отдохнуть. Но все равно оставалась оптимисткой. То торт принесет, который ее муж сделал. Он у нее отменный кулинар. Помню, все рецепт записывали. Правда, я его до сих пор найти не могу. А однажды притащила коньячок, который у нее где-то хранился. Иногда мы себе позволяли после съемочки немножко тяпнуть.

 — О том, что Любовь Полищук серьезно больна, никто не догадывался?

 — Люба жаловалась, что у нее спина болит. Потом уехала в Израиль лечиться. Ей там операцию сделали и чуть не угробили. Медсестра ввела слишком большую дозу лекарства. Любу привезли в гостиницу, а ей стало совсем плохо. Слава Богу, госпиталь был недалеко, и Любу туда вновь отправили. Ее семья тогда в долги влезла, друзья помогали.

На съемках последней серии Люба появилась худая, но хорошо выглядела все равно. Вышла — королева. Я к ней в гримерку заглянула, она мне рассказывала, как у нее там все это происходило, как это страшно. «Саша, ты не представляешь себе, что такое эта химия! — говорила.  — Просто кровь закипает». Я когда уходила, взяла ее за плечо, а она аж вскрикнула: «Не трогай, у меня ВСЕ болит!» Но на площадке даже виду не подавала, только просила: «Можно я присяду».

Узнав о смерти Любы, я неделю проплакала. Незадолго до конца позвонила ей в больницу, а муж Любы говорит: «Любочка спит, позвоните попозже». Думаю: «Боже, чего я со своими дурацкими звонками лезу». Постеснялась перезванивать, а потом уже было поздно. На похоронах мы встретились с Любиным мужем, и он говорит: «Саша, Саша, а вы так с Любой и не поговорили». У меня аж мороз по коже.

 — Съемки в «Моей прекрасной няне» принесли вам просто бешеную популярность!

 — Самый большой успех я почему-то на рынке имею. Скидки делают. Как-то иду по базару, а один торговец кричит: «Александра Ивановна, подойдите, пожалуйста. Напиши нам что-нибудь на память». Даю автограф, смотрю, он клубнику в пакет накладывает и говорит: «Это вам». «Сколько я должна?» — спрашиваю. Он: «Нет, нет, что вы, это подарок».

 — В реальной жизни вы уже успели стать бабушкой?

 — Нет, к сожалению. Как-то Бог не дает мне внуков. Я сына своего избаловала ужасно.

 — Вы родом из актерской семьи, а ваш сын тоже артист?

 — Нет, он занимается компьютерами.

 — Наверняка и вас обучил?

 — Вот компьютер я совершенно не знаю, и это меня напрягает. Обидно, все умеют, а я нет. А сын — учитель плохой. Я пыталась его попросить, чтобы научил меня машину водить, так это был тихий ужас. Он ругался, поэтому я выучилась без него.

 — И какое у вас авто?

 — Маленькая машинка, «ДЭУ-матис». Внутри довольно просторная, хотя снаружи очень компактная. Я ее очень люблю, она хорошая, тьфу-тьфу (плюет через левое плечо и стучит по столу.  — Авт. ).

 — Вы лихой водитель?

 — В последнее время стала разгоняться на шоссе. А в Москве сильно не погоняешь — сплошные пробки. По городу на автомобиле я почти не езжу. Предпочитаю метро, мне до театра 15 минут в подземке. На машине доезжаю до метро и оставляю возле него авто. Таким же образом возвращаюсь после спектакля. И не надо мне кружить всякими темными переулками.