Сегодня народная артистка России, снявшаяся в очередной части популярного «мыла», отмечает день рождения
В кино Александра Назарова дебютировала 47 лет назад. Она снялась в таких известных фильмах, как «Экипаж», «Любовь с привилегиями», «Принцесса на бобах», «Бригада», но настоящую славу и всенародную любовь актрисе принесла роль эксцентричной бабы Нади в сериале «Моя прекрасная няня». С народной артисткой России мы встретились в Крыму, на детском кинофестивале в «Артеке». В одном из местных кабачков с потрясающим видом на вечерний Гурзуф Александра Ивановна под рюмочку горилочки рассказала о жизни. Вспоминала актерские байки, время от времени отвлекаясь на автографы и на то, чтобы закурить очередную сигарету.
— Ваше здоровье, Александра Ивановна!
— Спасибо! Возвращаясь в Москву, всегда покупаю бутылочку украинской водки. Хоть бы в этот раз не забыть. А то скоро день рождения, надо же чем-то угощать гостей.
— Отмечать с размахом будете?
— Еще не решила. В последнее время предпочитаю не устраивать посиделки дома, а пойти в какой-нибудь ресторанчик. Но когда хорошее настроение, могу и сама с удовольствием постоять у плиты. Я неплохой кулинар.
— И какое фирменное блюдо?
— Много чего. Например, делаю замечательный соус из красной смородины. Нужно приготовить сок, в который добавить соль, немного сахара, чеснок и обязательно сельдерей. Вкус потрясающий. К мясу и рыбе замечательно идет. А еще могу предложить сациви для бедных.
— Почему для бедных?
— Это я шучу так. Кусочки курицы нужно обмакнуть в подсоленную муку и сложить в кастрюлю, добавив полкило сметаны и два стакана воды. Томить на небольшом огне минут 40, положив хмели-сунели и обязательно чеснок. Все это густеет, и так вкусно получается. Есть можно и горячим, и холодным. К сожалению, в последнее время все реже куховарю — нет времени. Работы много.
— Вы ведь не только снимаетесь и играете в театре. Знаю, озвучиваете мультфильмы и дублируете иностранные картины.
— На моем счету столько героев, которых озвучивала, что всех и не вспомнить. В мультфильме «Охотники за привидениями» говорила голосом Каспера, в «Утиных историях» — одного из утят. А еще озвучивала мальчика в комедии «Игрушка» с Пьером Ришаром. Многие мальчики в детских картинах говорят моим голосом. Одна из последних работ — фильм «Дневник гейши», правда, сама я его еще не видела. У меня первые роли в театре (а на сцене я с шести лет) — именно мальчишек. Амплуа такое — травести. Некоторые актрисы до глубокой старости мальчиков играют. Ужас, конечно.
— Вашей первой работой в кино была картина «А если это любовь»?
— Да, режиссера Юлия Райзмана. Я тогда училась на четвертом курсе театрального института, а играла школьницу. По сценарию, одноклассники случайно перехватили любовное письмо и начали осуждать влюбленную парочку. Вместе со мной снимались Андрюша Миронов, Женька Жариков, Толя Голик. На съемках было очень весело, а один случай я запомнила на всю жизнь. Как-то решили мы устроить пирушку. Я с двумя девочками жила тогда на квартире, и все пошли к нам в гости. Накупили вина, сидели всю ночь. А утром — съемка. Было это, кстати, в Киеве. Лица у всех, конечно, никакие. Когда пришел отснятый материал, Юлий Яковлевич позвал меня, показал сцену с моим участием и говорит: «Саша, я ничего не сказал, хотя понял, что вы ликовали целую ночь. Видишь, как ты выглядишь. Я все оставляю в картине для того, чтобы ты запомнила этот урок на всю жизнь».
— А от курения режиссеры вас не отучали?
— Эта вредная привычка давнишняя, еще с института. Мне плохо, задыхаюсь, с легкими проблемы, надо бросать, но не могу. Один раз пыталась, но из этого ничего не вышло. А теперь врачи говорят, что уже и не надо, просто следует сокращать количество сигарет.
— Чтобы так хорошо выглядеть, что-то специально делаете?
— Спасибо, конечно, за комплимент, но я не нахожу, что замечательно выгляжу. Сама себе не нравлюсь. Вижу все морщины, но куда их денешь, время идет.
— Можно сделать пластическую операцию.
— Нет, я на такое не пойду! Лучше оставаться естественной. Вон девчонки — мои коллеги — понаделали себе подтяжек. И что? Догилева — совершенно другой человек, а Лена Проклова какие губищи имеет теперь! Я не осуждаю, все хотят молодыми и красивыми подольше оставаться. И хотя актрисы убрали морщины, на роли девочек их все равно не будут приглашать, вот в чем дело.
— А с внутренним состоянием у вас как? Чем настроение себе поднимаете?
— Обожаю шоколад и мороженое. Правда, в последнее время приходится себя ограничивать.
— Не похоже, что у вас проблемы с лишним весом.
— Сейчас появляется, и меня это настораживает. Перед поездкой в Крым в одну юбку уже не влезла. ТАК расстроилась. Говорят, с возрастом начинаешь поправляться не от котлет, а от лет.
— И на сколько лет себя ощущаете?
— Ой, кажется, что еще совсем молодая. И веду себя иногда соответствующим образом.
— Можете что-то отчебучить?
— Дурака валяли частенько. Могли среди ночи поехать к кому-то на дачу, стучать, лезть через забор. Есть что вспомнить. Как-то у нас в театре отмечали что-то, и я поспорила с Олегом Меньшиковым, что у театра стану и буду милостыню просить. Пришлось идти, а Олег притаился и наблюдал из-за угла. Люди мне какие-то деньги даже кидали
— И много «наколядовали»?
— Не помню, сколько, но на выпивку хватило (смеется).
— А на роль бабы Нади в сериал «Моя прекрасная няня» вы как попали?
— Не участвовала ни в каких кастингах. Просто перед этим снялась в сериале «33 квадратных метра». И когда началась работа над «Няней», кто-то из коллег по предыдущему фильму меня позвал. Мне кажется, авторы сериала даже не думали, что все так обернется. Планировали, что баба Надя появится только в одной серии. Ее ведь даже нет в рисованной заставке перед началом фильма. Первая серия, в которой к моей героине привели мальчика, чтобы отучить курить, оказалась очень смешной. А потом пошло-поехало. Обожаю свою героиню — она такая прикольная, как нынешняя молодежь говорит.
— Вы на нее сильно похожи?
— В компании могу повеселиться. По натуре я оптимистка, хотя довольно часто бываю грустной.
— В продолжении «Няни» тоже участвуете?
— Сейчас отсняли 40 новых серий, но я там появляюсь нечасто. Вика Прутковская уже замужем за Максимом Шаталиным, и теперь у них другие проблемы.
— Вместо Любови Полищук кто-то будет играть маму Вики?
— Это даже не обсуждалось! Продюсеры никого и не искали на эту родь. Мамы нет, и никто не говорит, куда она делась, зато появляется отец Вики. Прутковского играет Саша Филиппенко. Тоже дурной такой, знаете ли.
— До сериала вы с Полищук знакомы были?
— Один раз пересекались на съемочной площадке. Был такой фильм — «Любовь с привилегиями, или Городские подробности» с Любовью Полищук и Вячеславом Тихоновым в главных ролях. Я играла там домоправительницу.
А второй раз нам посчастливилось вместе поработать в «Няне». Съемки вспоминаю с огромным удовольствием. Очень весело было. Когда Люба уже неважно себя чувствовала, в перерывах между съемками ложилась отдохнуть. Но все равно оставалась оптимисткой. То торт принесет, который ее муж сделал. Он у нее отменный кулинар. Помню, все рецепт записывали. Правда, я его до сих пор найти не могу. А однажды притащила коньячок, который у нее где-то хранился. Иногда мы себе позволяли после съемочки немножко тяпнуть.
— О том, что Любовь Полищук серьезно больна, никто не догадывался?
— Люба жаловалась, что у нее спина болит. Потом уехала в Израиль лечиться. Ей там операцию сделали и чуть не угробили. Медсестра ввела слишком большую дозу лекарства. Любу привезли в гостиницу, а ей стало совсем плохо. Слава Богу, госпиталь был недалеко, и Любу туда вновь отправили. Ее семья тогда в долги влезла, друзья помогали.
На съемках последней серии Люба появилась худая, но хорошо выглядела все равно. Вышла — королева. Я к ней в гримерку заглянула, она мне рассказывала, как у нее там все это происходило, как это страшно. «Саша, ты не представляешь себе, что такое эта химия! — говорила. — Просто кровь закипает». Я когда уходила, взяла ее за плечо, а она аж вскрикнула: «Не трогай, у меня ВСЕ болит!» Но на площадке даже виду не подавала, только просила: «Можно я присяду».
Узнав о смерти Любы, я неделю проплакала. Незадолго до конца позвонила ей в больницу, а муж Любы говорит: «Любочка спит, позвоните попозже». Думаю: «Боже, чего я со своими дурацкими звонками лезу». Постеснялась перезванивать, а потом уже было поздно. На похоронах мы встретились с Любиным мужем, и он говорит: «Саша, Саша, а вы так с Любой и не поговорили». У меня аж мороз по коже.
— Съемки в «Моей прекрасной няне» принесли вам просто бешеную популярность!
— Самый большой успех я почему-то на рынке имею. Скидки делают. Как-то иду по базару, а один торговец кричит: «Александра Ивановна, подойдите, пожалуйста. Напиши нам что-нибудь на память». Даю автограф, смотрю, он клубнику в пакет накладывает и говорит: «Это вам». «Сколько я должна?» — спрашиваю. Он: «Нет, нет, что вы, это подарок».
— В реальной жизни вы уже успели стать бабушкой?
— Нет, к сожалению. Как-то Бог не дает мне внуков. Я сына своего избаловала ужасно.
— Вы родом из актерской семьи, а ваш сын тоже артист?
— Нет, он занимается компьютерами.
— Наверняка и вас обучил?
— Вот компьютер я совершенно не знаю, и это меня напрягает. Обидно, все умеют, а я нет. А сын — учитель плохой. Я пыталась его попросить, чтобы научил меня машину водить, так это был тихий ужас. Он ругался, поэтому я выучилась без него.
— И какое у вас авто?
— Маленькая машинка, «ДЭУ-матис». Внутри довольно просторная, хотя снаружи очень компактная. Я ее очень люблю, она хорошая, тьфу-тьфу (плюет через левое плечо и стучит по столу. — Авт. ).
— Вы лихой водитель?
— В последнее время стала разгоняться на шоссе. А в Москве сильно не погоняешь — сплошные пробки. По городу на автомобиле я почти не езжу. Предпочитаю метро, мне до театра 15 минут в подземке. На машине доезжаю до метро и оставляю возле него авто. Таким же образом возвращаюсь после спектакля. И не надо мне кружить всякими темными переулками.