Художники начали расписывать восстановленный храм. Корреспонденты «ФАКТОВ» побывали на рабочем месте живописцев — у самых куполов
Национальная святыня, одна из старейших и самых красивых церквей Украины — Успенский собор Киево-Печерской лавры — была заново отстроена в 2000 году. Тогда же ее освятили. А вот к росписи стен художники приступили только сейчас. Корреспондентам «ФАКТОВ» разрешили подняться под своды храма, где работают живописцы.
Напомним, что в ноябре 1941 года Успенский собор, простоявший к тому времени 850 лет, взорвали. По одной версии, это преступление совершили фашистские оккупанты, по другой — советские подпольщики. Отстроили храм в независимой Украине по указу Президента Леонида Кучмы. Роспись решено восстановить в стиле украинского барокко, в котором интерьеры собора были оформлены в XVIII веке.
С заслуженным деятелем искусств Украины художником Любомиром Дмитренко заходим в церковь. Здесь уже установлен великолепный иконостас, сделаны красивые мраморные полы с мозаикой.
— Несколько лет назад расписали один из приделов, но на том работа и остановилась, — говорит Любомир Иванович. — Теперь мы ее возобновили, начав с самого верха. Туда, под купола, сейчас с вами и поднимемся.
Карабкаемся по строительным лесам. «Не смотрите вниз, держитесь за перекладины лестницы двумя руками», — консультирует нас живописец. И вот мы под одним из куполов, который сейчас расписывает наш собеседник. На своде изображен Бог Отец на золотом троне с треугольным нимбом над головой. Ниже — 24 старца в коронах и ангелы с золотыми трубами. Это сцена Апокалипсиса (конца света). Кстати, изображена она вовсе не страшной, а скорее торжественной. Здесь работа еще не закончена. Предстоит покрыть позолотой трон Бога Отца, нимбы, короны, трубы, некоторые элементы одежды. Кстати, позолота несет особую смысловую нагрузку: символизирует свет, подчеркивающий идею о том, что храм — это дом Божий. И также является одной из характерных черт стиля украинского барокко.
— Свод расписывать сложнее всего, — продолжает художник, — ведь постоянно стоишь с запрокинутой головой. Еще гениальный Микеланджело говорил, что от этого болят связки и мышцы шеи. Впрочем, здесь, под сводами собора, энергетика особая — она лечит. Бывает, самочувствие не очень хорошее, но приходишь в храм, забираешься под купол — и чувствую себя так, как в молодости.
— В старину иконописцы, прежде чем взяться за работу, постились, читали молитвы. Вы следуете этим правилам?
— Думаю, что главное для человека, расписывающего храм, — не нарушать десять заповедей Христовых. Пожалуй, я этому требованию соответствую. Что же касается ограничений в пище, то мы обедаем в столовой, которая открыта в Лавре для паломников. Там готовят очень вкусно, но в меню нет мясных блюд (так положено в монастырях. — Авт. ).
— В храме работают четыре группы художников, причем та, в которую вхожу я, — семейная, — продолжает живописец. — Трудимся вчетвером: я, моя жена Татьяна Николаевна (она тоже заслуженный деятель искусств Украины) и наши сыновья — Андрей и Николай (кстати, Николай на днях получил диплом об окончании Академии художеств). До этого расписывали восстановленный в конце 1990-х Михайловский Златоверхий собор в Киеве. Трудились над художественным убранством воссозданного возле древнего Херсонеса (ныне территория Севастополя. — Авт. ) Владимирского собора, где, как считается, крестился князь Владимир. И вот теперь — в Успенском.
Татьяна Николаевна рассказала, что совместная работа способствует еще большему сплочению семьи. Впрочем, нередко возникают творческие споры.
В ответ на наш вопрос, почему более семи лет художники не приступали к росписи храма, Любомир Дмитренко подвел нас к одной из стен, где еще ничего не нарисовано.
— За истекшие годы на поверхности стен вышли имевшиеся внутри соли, которые мы убираем, чтобы они не появились на живописном слое, — говорит начальник Главного управления охраны культурного наследия Киева Руслан Кухаренко. — К росписи можно было приступить и раньше, будь на это деньги. Впрочем, их нет и сейчас. Художники пока ничего не получают за свой труд.
По мнению Любомира Дмитренко, роспись собора займет несколько лет. «Хотелось бы успеть до начала Евро-2012», — сказал на прощание художник.