Инструктор по дайвингу сумчанин Павел Гапонов нашел на пятиметровой глубине 25-килограммовую кость мамонта и уверен, что река Псел хранит стоянку первобытных людей
— В моей жизни это уже третья такая серьезная находка, — говорит Павел Гапонов. — Три года назад нырял в реке и ловил раков. Неожиданно мое внимание привлекли огромные кости. Практически без труда мне удалось достать с глубины два фрагмента — небольшую конечность и лопатку мамонта. А вот с последней находкой — этой «косточкой» пришлось повозиться
— В тот воскресный день мы с моим лучшим другом Виталием Нациком, — вспоминает Павел Гапонов, — таким же фанатом подводного плавания, как и я, приехали на берег реки Псел. Виталий нырял немного в стороне, а я просто осматривал дно и пытался ловить раков. Смотрю: на торчащей из воды большой вроде бы коряге сидит огромный такой рак. Я подплыл к нему, но вблизи внимание привлек не рак, а тот предмет, на котором он сидел. Знаете, я уже научился на ощупь определять материал подводных находок. Потому сразу понял: рак сидит на кости. Сначала попытался просто вытащить кость из песка, уперся ногами в грунт, но она «сидела» крепко. Чтобы расчистить песок руками, мне пришлось нырять пятнадцать раз. Да и вытаскивать из воды было тяжеловато. Зато получил массу положительных эмоций, когда находку увидел Виталик (смеется), он два часа нырял на том месте в надежде, что ему тоже повезет.
Река именно здесь хранит множество следов первобытной цивилизации. Буквально в метре от берега начинается обрыв глубиной целых пять метров. Так вот, на дне этого обрыва из песка торчит кусок бивня мамонта, где-то сантиметров 15 в диаметре. Я уже несколько раз пытался его вытащить из песка, но ничего не получается. Думаю, там лежит засыпанная песком целая голова огромного мамонта. Но своими силами мы ее не поднимем.
Я готов вместе с ребятами — такими же фанатами подводной ловли оказать любую помощь всем, кто заинтересуется нашими находками. Технология добычи очень проста — подгоняется на берег дизельный пожарный гидрант, и водолазы под водой вымывают грунт. Основная загвоздка, как всегда, — деньги. На собственные средства, к сожалению, я этого сделать не смогу.
Да, и еще мы столкнулись с такой проблемой: в краеведческом музее, когда мы показали находку, сказали, что это однозначно берцовая кость мамонта. А потом заявили: хотите — оставляйте ее нам, хотите — забирайте себе. Мол, у них достаточное количество экспонатов. У нас с Виталиком по домам уже целые коллекции из костей первобытных животных, да и не только кости. У меня, например, есть еще зубы мегалодона — саблезубого тигра, мамонта. А у Виталика в аквариуме огромная пиранья плавает между ребрами мамонта. Последнюю находку, однако, даже в аквариум не поместишь — все-таки весит она килограммов 25!
— Знаете, к нам недавно приезжал наш партнер по бизнесу из Италии, — продолжает Павел Гапонов. — Когда мы ему показали нашу «косточку», он минуты три просто громко кричал и размахивал руками. Я понимал только слова: «мамоно, мамоно». Оказывается, сообщил нам Джузеппе, в Италии такая находка однозначно стала бы национальной сенсацией. Сразу бы огородили берег и начали проводить раскопки. А здесь нет денег даже для проведения экспертизы. Ведь я же на этом месте находил не только останки вымерших животных, но и куски кремния. Может, в далеком прошлом здесь была стоянка древних неандертальцев!
— Стоянки наверняка здесь были, — комментирует находку Павла Гапонова доцент кафедры зоологии Сумского государственного педагогического университета кандидат биологических наук Николай Кныш. — Не случайно именно в Сумской области впервые в мире был установлен памятник мамонту. Наши предки жили на границе ледника, которая проходила по территориям Белопольского, Роменского и Липово-Долинского районов. Поэтому Сумская область довольно богата на такого рода находки, много костей мамонтов хранится в краеведческих музеях области, но еще больше, к сожалению, гибнет. Когда несколько десятилетий назад в Сумах намывали левый берег Псла, то довольно часто работы приходилось останавливать из-за того, что в земснаряды попадали или кости, или зубы древних животных.
Вообще район Луки, где ребята нашли в реке кости мамонта (а я однозначно уверен, что это именно бедренная кость взрослого мамонта) — интересный геологический объект. Там есть место, где в советские времена был геологический заказник всесоюзного уровня. Представьте: на поверхность выходили горные породы палеоцентного возраста, это еще доледниковый период. Даже самый ленивый студент при раскопках обязательно находил там зубы древнейших исполинов. А в наше время этот уникальнейший заказник просто исчез. Сначала местные жители разрыли на том месте огородики, а сейчас, мне студенты рассказывали, кто-то построил там виллу.
Сотрудники краеведческого музея подтвердили, что найденные фрагменты кости визуально принадлежат взрослому мамонту. Но доказать это с помощью специальной экспертизы даже не берутся — нет средств Зато я с коллегами с телеканала «1+1», вместе с которыми выезжала на место последней находки Павла Гапонова, смогли на себе испытать последствия пребывания на кладбище мамонтов, столкнувшись с почти мистическими потерями. За несколько минут работы на безлюдном берегу реки у оператора бесследно исчезла снятая куртка, а подъехавшие отдыхающие безрезультатно пытались найти оставленный на минуту мобильный телефон. «Скорее всего, таким образом духи умерших животных мстят людям за то, что они нарушают их покой», — решили мы и уехали с берега реки, так и не отыскав пропавших вещей.