Культура и искусство

«во время визита к виктору берковскому я застал у него скромную кудрявую девушку, которая тут же ушла. Ее звали алла пугачева», — рассказывает один из друзей музыканта

0:00 — 23 июля 2008 eye 1430

Ровно три года назад ушел из жизни знаменитый бард

Виктора Берковского еще при жизни называли мамонтом авторской песни. Его имя стоит в ряду таких патриархов жанра, как Булат Окуджава, Александр Городницкий, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Юрий Кукин, Сергей и Татьяна Никитины. Первые песни сочинил в 1958 году, когда жил в Запорожье. Написал музыку к 200 песням, среди которых ставшие бардовской классикой «Гренада», «На далекой Амазонке», «Спляшем, Пэгги, спляшем», «Под музыку Вивальди», «Лошади в океане». К сожалению, три года назад композитор ушел из жизни. В Запорожье, на стене дома, в котором 15 лет жил музыкант, установлена мемориальная доска.

7 фактов из жизни известного композитора

1. Виктор Берковский родился 13 июля 1932 года в Запорожье. С этим городом его связывает довоенное детство, школа и семь лет работы после окончания московского вуза на заводе «Днепроспецсталь», куда приехал, отказавшись от распределения в столице. Первые аккорды на гитаре Виктору показал мастер прокатного стана. Начинающий автор долго скрывал от коллег свое увлечение, не решаясь выносить песни на публику. Считал, если на работе узнают, станут презирать. Впервые выступил в 1978 году на концерте, который устроил Сергей Никитин. В зале было много исполнителей, присутствовал Булат Окуджава. Спустя много лет Берковский отзывался о том выступлении очень критично, говорил, что «пел жутко, половина нот мимо». Тем не менее эти записи до сих пор пользуются спросом. Через год Виктор Семенович понял: нельзя надеяться, что кто-то его песни будет петь. Решил либо исполнять их сам, либо прекратить сочинительство.

2. Вернувшись в 1962-м в Москву, поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Стал профессором Московского института стали и сплавов, автор учебников, 120 научных трудов. В соавторстве с Сергеем Никитиным Берковский написал музыкальную сказку «Али-баба и сорок разбойников» (она легла в основу новогоднего мюзикла) и детский мюзикл «Мери Поппинс».

Вместе с Никитиным был художественным руководителем популярнейшего проекта «Песни нашего века». Успех первого диска «Песен» оказался неожиданным даже для самих исполнителей. Однажды заведующий кафедрой сказал композитору: «Профессор Берковский, вчера на рынке слышал, как вы поете». Позже было записано еще два диска.

3. Как-то на Дальнем Востоке Берковский с друзьями путешествовали на океанской яхте и попали в большой шторм. Всех укачало, только Виктор продолжал спокойно сидеть у доверенного ему руля и во все горло петь «Контрабандистов». Когда волны сломали руль, неуправляемую яхту понесло на скалу, которая называлась «Остров Верховского». Люди запаниковали, некоторые стали прощаться с жизнью. Яхту, однако, удалось завести за скалу, где были тишь да гладь. А Берковский тут же выдал строку: «У острова Верховского искали труп Берковского».

4. С Булатом Окуджавой, по воспоминаниям Дианы Берковской, первой жены Виктора Семеновича, они познакомились на турбазе московского Дома ученых в Латвии на реке Гуая. О встрече договорились по телефону. Когда машина Берковского подъехала к условленному месту, там на пригорке уже стоял накрытый стол. Виктор сразу спел «Ах, музыкант, мой музыкант… » Песня Булату понравилась. Как отмечал позже Окуджава, до появления Берковского самодеятельная песня, как ее тогда называли, имела «узкий смысл: поэты, поющие свои стихи». Берковский с Сергеем Никитиным создали новый жанр композиторской авторской песни, приобщив к ней высокую поэзию. Позже семьи Берковских, Никитиных и Окуджавы проводили отпуск на этой базе в Латвии не раз, живя в палатках.

5. »Бывая в 70-е годы у Виктора в Москве, я встречался с его новыми знакомыми из мира музыки, — вспоминает однокурсник и коллега Берковского Морис (Михаил) Синельников, живущий с 1992 года в США.  — В один из визитов застал у него скромную кудрявую девушку, которая при моем появлении быстро ушла. Видимо, разговор уже был закончен. Начинающую певицу, искавшую песни для исполнения и пришедшую за этим к моему другу, звали Аллой Пугачевой.

А однажды во время вылазки на остров Хортица в Запорожье к нам подошла моя трехлетняя дочка Инна, протянула книжку Маршака, открытую на стихотворении «На далекой Амазонке не бывал я никогда… », и попросила сочинить песню. Песенка родилась за пять минут: я придумал припев, а Виктор запев и рефрен. Мы и представить тогда не могли, что она станет популярной».

6. Летом 1980-го 48-летний Берковский, по его словам, «ощущал себя свободным, как птица». Поехал в Прибалтику на любимую базу отдыха Дома ученых. Там подобралась хорошая компания — Булат Окуджава, Зиновий Гердт, друзья-приятели из научного мира. Одна семья ученых привезла с собой 32-летнюю племянницу Маргариту. «Только ее увидел — все! Сразу настал конец моей свободе», — говорил Берковский. В тот же вечер, 16 августа, он признался женщине в любви. Знакомые не понимали Берковского, считали, что это всего лишь увлечение. Да и Маргариту близкие уговаривали не разбивать чужую семью. Но Виктор Семенович поехал к ее родным, объяснился. Маргарита Дмитриевна — Мася — стала его музой, главным советчиком и первым слушателем песен на четверть века. А во всех поездках по миру еще «работала» и переводчицей, так как окончила Институт иностранных языков имени Мориса Тореза.

7. Умер Берковский 23 июля 2005 года в Москве. На его сороковины в подмосковной Балашихе собрались многочисленные друзья. Скатерти с поминальным угощением были расстелены на траве. Сергей Никитин листал книгу «100 песен Виктора Берковского», играл на гитаре и пел песни, сочиненные вместе с другом. В прошлом году к 75-летию барда и композитора в Москве вышло полное издание его песен. В почти 600-страничный том «Виктор Берковский: я выбрал песню» включены тексты и ноты песен, авторские комментарии, выдержки из записных книжек и писем композитора, воспоминания коллег и соратников.