Украина

«Евробляхи» — на разборку: что делать владельцам с нерастаможенными иномарками

15:23 — 1 марта 2019 eye 8973

Срок льготной растаможки автомобилей с еврономерами закончился 22 февраля, и, по данным Государственной фискальной службы (ГФС), именно в последние дни был отмечен пик обращений владельцев таких машин в таможенные органы. Льготный срок, когда можно было уплатить только 50 процентов акцизного сбора и существенно сэкономить на общей сумме таможенных платежей, власти решили не продлевать. Таким образом, начиная с этого времени и до 24 мая в Украине будет действовать второй период законной легализации автомобилей европейской регистрации, когда их можно растаможить по полным ставкам таможенных тарифов.

«ФАКТЫ» разбирались, какие перспективы у отечественных пользователей подобной техники.

За растаможку шестилетнего Porshe заплатили 766 тысяч 100 гривен

С начала вступления в силу закона о легализации «евроблях» (начал действовать 25 ноября 2018 года), по данным ГФС, в Украине находилось около 640 тысяч подобных машин. С 25 ноября 2018 по 22 февраля нынешнего года таможенные органы оформили более 195 тысяч автомобилей, в результате чего государственная казна пополнилась более чем на 12 миллиардов гривен. Все они пошли в Пенсионный фонд. Из общего количества растаможенных машин 124 тысячи составляли авто с еврономерами, которые находились в Украине в режиме транзита или временного ввоза, а остальные, около 71 тысячи, — автомобили, впервые ввезенные к нам в страну.

Большинство авто «на евробляхах» отечественные пользователи покупали, как говорится, на последние деньги, хоть среди них и попадались люди с высоким уровнем достатка, которые, уходя от налогов, покупали для себя премиальные модели. Некоторые из них все же решились воспользоваться льготной растаможкой и уплатили деньги в бюджет. В ГФС даже составили своего рода топ-5 самых дорогих растаможенных украинских авто с еврономерами.

1. Porsche 911 Turbo S 2013 года выпуска. Таможенная стоимость — 83,1 тысячи долларов. Уплаченные налоги — 766,1 тысячи гривен.

2. Porsche Cayenne S 2018 года выпуска. Таможенная стоимость — 76 тысяч долларов. Уплаченные налоги — 705 тысяч гривен.

3. Bentley Flying Spur 2014 года выпуска. Таможенная стоимость — 74,5 тысячи долларов. Уплаченные налоги — 727,9 тысячи гривен.

4. Mercedes-Benz G-Class 2015 года выпуска. Таможенная стоимость — 63,6 тысячи долларов. Уплаченные налоги — 593,4 тысячи гривен.

5. Mercedes-Benz V-Class 2018 года выпуска. Таможенная стоимость — 62 тысячи долларов. Уплаченные налоги — 553 тысячи гривен.

Перечисленные экземпляры — это скорее исключение из правил. Львиная доля автомобилей с еврономерами — старые подержанные машины. По данным ГФС, средний возраст оформленных за льготный период машин иностранной регистрации — 14 лет. Причем это на семь лет больше, чем возраст автомобилей, растаможенных в предыдущие месяцы.

На сегодняшний день была легализована только пятая часть «евроблях» и более 500 тысяч таких автомобилей еще нуждаются в таможенной «очистке». Но большинство их владельцев вряд ли согласятся платить обязательные платежи по полным ставкам, так как у многих из них не хватало средств даже на льготную растаможку. К тому же в большинстве случаев это не имеет экономической целесообразности (более подробно о том, во сколько будет обходиться растаможка по полным ставкам таможенных налогов, читайте в «ФАКТАХ» от 20 февраля 2019 года или же на нашем сайте fakty.ua). Понимает это и власть. Именно поэтому она приняла решение не продлевать льготный период.

«В течение льготного периода не растаможились только очень старые авто, потому что делать это было экономически нецелесообразно. В дальнейшем мы не прогнозируем большого ажиотажа растаможки „евроблях“. Сейчас будет маленький провал, а потом все стабилизируется к определенному потоку ввоза „евроблях“ соответствующего возраста и состояния, которого будет требовать рынок», — заявил исполняющий обязанности заместителя председателя ГФС Виктор Кривицкий.

В приграничных населенных пунктах за старую машину дают не больше 300 евро

Что же делать владельцам нерастаможенных машин иностранной регистрации, которые не имеют финансовой возможности их растаможить или если подобная процедура не имеет экономического смысла? В частности, чиновники уже публично предложили несколько вариантов решения проблемы. «Те, кто не воспользуется законным правом легализации „евроблях“, будут иметь два варианта решения ситуации. Первый — вывоз автомобилей за пределы территории Украины. Второй — фактически продажа этих автомобилей на запчасти», — заявил заместитель министра финансов Украины Сергей Верланов.

Вывоз за границу. Стоит отметить, что и без подсказки высокопоставленного чиновника этим вариантом уже воспользовались немало украинских пользователей старых авто с еврономерами. Многие приграничные с Украиной зарубежные поселки и городки в буквальном смысле слова превратились в массовые отстойники подобной техники. Авто оставляют как на обычных бесплатных стоянках, так и просто на обочинах дорог. Брошенные машины нередко портят местные хулиганы или разбирают на запчасти, снимая все, что представляет какую-либо ценность и за что можно выручить деньги.

Есть среди «евроблях» и такие машины, которые украинские пользователи таки собираются растаможить или забрать в Украину с другой целью. Такие автомобили уже оставляют на платных охраняемых паркингах или стоянках, в том числе и на приусадебных территориях местных жителей, решивших подзаработать.

Некоторые пытаются сбыть автомобили в приграничных населенных пунктах за символическую цену, чтобы вернуть себе хоть какие-то деньги. Но, как правило, за старую машину дают 100—300 евро, поскольку счет на брошенные авто уже реально идет на тысячи.

Продажа на запчасти. Этот вариант, предложенный руководителем Минфина, не самый удачный и беспроблемный для тех, кто ввез такой транспорт в Украину под своим именем. Ведь, по сути, при пересечении границы и оформлении таможенных документов на себя они нарушили действующие правила транзита. И данные об этом есть у фискальных органов, что означает одно: такого пользователя рано или поздно ждут проблемы с законом. Вот, в частности, о чем рассказал глава всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААД) Олег Назаренко:

— Если на таможне наш соотечественник «засветил» свою фамилию, то его может ожидать огромный штраф. И если этот штраф не оплатить, такого человека могут не выпустить за границу — скажут, мол, ты нарушитель, так как у тебя есть транспортное средство, которое ты не вывез. Поэтому лучше вывезти такое авто и снять с себя ответственность.

Вместе с тем эта схема вполне рабочая в том случае, если купленный украинским пользователем автомобиль «на евробляхах» ввез на территорию нашей страны иностранец. «Если машину ввез иностранец, ее спокойно можно сдать на разборку. Так как в данном случае правоохранители и фискалы будут искать так называемого „верблюда“, который таким образом ввез в Украину далеко не одну, а часто сотни машин», — объяснил Олег Назаренко. По его словам, если наш соотечественник ни в каких таможенных документах не фигурирует, к нему не будет претензий от фискалов.

Если вы все же решили разобрать свой автомобиль на запчасти, легче всего отдать его на одну из многочисленых отечественных разборок. Правда, с учетом того, что в последнее время подобных предложений очень много, владельцы таких разборок сильно демпингуют, предлагая за запчасти уж очень символические деньги.

Выгоднее самостоятельно разобрать авто и реализовать его по запчастям. Таким образом можно выручить куда большие деньги. Правда, это возможно лишь при наличии у владельца времени, вдохновения, а также умения.

При сдаче на металлолом можно выручить несколько тысяч гривен

Сдача на металлолом. Этот вариант больше подойдет для слишком старых, изношенных или же пострадавших в ДТП машин, которые ввиду неважного технического состояния не захотят даже принять на разборку. При сдаче на металлолом можно выручить хотя бы пару тысяч гривен. Есть примеры, когда за комплектный автомобиль предлагали 3—5 тысяч гривен. А вот если отделить стекло, пластик, резину, жидкости и металл, то вполне реально получить заметно большие деньги. Стоимость лома черных и цветных металлов в различных областях отличается, поэтому рассчитать точную сумму сложно. В частности, в Киеве стоимость тонны черного металла колеблется в пределах 4—7 тысяч гривен в зависимости от площадки, а килограмм алюминия стоит 30—60 гривен.

Еще на один вариант развития событий очень рассчитывают самые прожженные «евробляхеры». Они планируют сыграть в политический размен. Такие пользователи сознательно не собираются растаможивать свой транспорт и заявляют, что будут эксплуатировать его до конца законного срока легализации, 24 мая. Видимо, надеясь на то, что накануне президентских выборов какой-либо из кандидатов явно захочет получить себе в поддержку такую немалую армию и поднимет их проблему себе на щит. Напомним, что, по данным ГФС, в Украине осталось более полумиллиона нерастаможенных авто с еврономерами, а по информации руководства общественной организации «Авто Евро Сила», — около полутора миллионов. Захотят ли политики сыграть с ними в эту игру или карта «евробляхеров» уже бита, увидим после президентских выборов.

Как сообщали ранее «ФАКТЫ», в Украине изменились правила регистрации машин: теперь после растаможивания их можно продавать и дарить.

* Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»