НА ОТДЫХЕ
Страна: Германия
Время выпуска: конец XIX века
Размер: 32×14 cm
Хочу я вам, друзья мои, сегодня рассказать о композиторе, не только глубоко мною почитаемом, но и невероятно любимом. За долгие годы моих регулярных километровых утренних заплывов, позволивших мне в общей сложности преодолеть расстояние почти в пять с половиной тысяч километров, я часто слушал произведения разных авторов. Но, пожалуй, чаще всего это была музыка Антонио Вивальди, легендарного итальянского композитора и скрипача-виртуоза, талантом которого восхищались многие поколения почитателей классической музыки, к числу которых относится и ваш покорный слуга.
Не ошибусь, если скажу, что знаменитые «Времена года» Вивальди слушал не менее тысячи раз. И ни разу (!) не ощутил чувства пресыщения этой до последней ноты знакомой музыкой. Кстати, сам композитор и его биографы часто уточняли, что правильно название этого произведения звучит так — «Четыре времени года». Написаны они были в Венеции, в городе, в котором Вивальди провёл большую часть своей жизни. В городе, в котором его отец Джованни Баттиста Вивальди, известный венецианский цирюльник, самостоятельно овладевший искусством игры на скрипке, стал первым учителем музыки для маленького Антонио. В городе, в котором и младшему Вивальди вскоре суждено было стать известным скрипачом, а затем и композитором, достойным приглашения на престижную должность учителя музыки в венецианском детском доме «Pio Ospedale della Pieta».
Совмещение духовной и музыкальной карьер в начале 18-го века в Италии было делом обычным. И юный Антонио принял сан священнослужителя. А за непривычный для венецианцев цвет волос, унаследованный им от своего отца, его вскоре начали называть «рыжим священником». Попечительский совет детского дома ежегодно подтверждал право учителя музыки преподавать там. Так вот, в 1709 году (то есть ровно 310 лет назад) Антонио Вивальди такого права был лишён. Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что во время частых гастролей его всегда сопровождали две юные дамы, сестры Анна и Паолина Жиро, отношения с которыми у гениального композитора оставались девственно чистыми, во что никто не мог поверить. Правда, затем несправедливость была исправлена — и Вивальди снова пригласили преподавать в престижной школе.
К тому времени он был уже весьма знаменит. Постановки его опер пользовались громким успехом в Вене, Милане, Флоренции и Риме. Его приглашали к себе с концертами папы Римские и короли. Его творчеством восхищался император Карл VI, наградивший Вивальди рыцарским титулом и пригласивший композитора в Вену для постановки нескольких опер. Однако вскоре после приезда Вивальди в Вену император скончался, оставив его без ожидаемого покровительства и надежд на постоянный источник дохода. В поисках новой работы композитор отправился сначала в Дрезден, затем снова вернулся в Вену, где, оставаясь всеми забытым и больным, в июне 1741 года тихо ушёл в мир иной. Судебному приставу ничего не оставалось, как только описать имущество Антонио Вивальди в счёт погашения его многочисленных долгов.
Не раз бывая в Венеции, а однажды даже проживая с детьми в гостинице практически на площади святого Марка, я посещал места, в которых работал и выступал с концертами композитор, чьи гениальные произведения не только были написаны там, но и словно продолжают звучать в каждом уголке притихших, будто прислушивающихся к звукам музыки, дворцовых залов и церковных сводов. И мне тоже слышались давно знакомые мелодии, раз и навсегда поселившиеся на самом донышке души…
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А всем вам, друзья мои, хорошего дня.