Происшествия

«передо мной не ставили задачу убивать его, а лишь попросили оказать воздействие в любой форме, чтобы он снял свою кандидатуру на должность поселкового головы… « -

0:00 — 25 июля 2008 eye 328

признался следователю капитан налоговой милиции Андрей Рычагов, один из организаторов убийства Анатолия Симоненко, баллотировавшегося на пост мэра крымского поселка Мирный. Апелляционный суд Крыма вынес приговор по резонансному делу «ФАКТЫ» уже сообщали о том, что 24 марта 2006 года около девяти часов вечера во дворе между домами на улице Сырникова в крымском поселке Мирный в присутствии жены и руководителя избирательного штаба было совершено нападение на кандидата на пост поселкового головы Анатолия Симоненко. Через пять дней от нанесенных травм потерпевший умер в больнице, так и не узнав о своей победе на выборах…

Расследование этого преступления взяло на контроль руководство государства. На днях Апелляционный суд Крыма вынес приговор обвиняемым. Не исключено, что впервые в Украине реальные и длительные сроки лишения свободы — от 12 до 15 лет, с конфискацией имущества, получили не только исполнители политического убийства, а и его заказчики.

О том, как удалось в короткие сроки — практически за 10 дней — раскрыть преступление, потрясшее весь полуостров, рассказал прокурор Крыма Владимир Бойко. Тогда он, будучи заместителем прокурора, курировал следствие.

«Один из подозреваемых, предполагая… конфискацию имущества, оформил у нотариуса доверенность на продажу своей квартиры»

 — Выборы поселкового головы должны были состояться 26 марта, и, когда к нам поступило сообщение о покушении на одного из кандидатов на этот пост, расследованию преступления было уделено максимум внимания, — вспоминает Владимир Бойко.  — Но, поскольку Симоненко был еще жив (29 марта он умер в больнице, не приходя в сознание, так и не узнав о своей убедительной победе на выборах — набрал голосов почти в два раза больше конкурента), первоначально уголовное дело было возбуждено по статье 121 Уголовного кодекса Украины — нанесение тяжких телесных повреждений. Хотя как одну из версий приняли умышленное убийство на политической почве. Правда, мы тогда даже не предполагали, что в числе подозреваемых окажется исполняющая обязанности секретаря поселкового совета 46-летняя Алла Борисова. По числу набранных голосов избирателей она была на втором месте среди претендентов на пост мэра Мирного.

Обсудив с прокурором Крыма (тогда им был Виктор Шемчук) план дальнейших действий, Владимир Бойко вместе с группой следователей выехал на место.

 — Необходимо было принять неординарные меры, поэтому никто из моих коллег не знал, куда и зачем мы едем, — продолжает Владимир Никифорович.  — И в первый же день мы задержали 51-летнего местного предпринимателя Николая Гулько, 30-летнего работника налоговой милиции Евпатории Андрея Рычагова и Аллу Борисову. Не стану раскрывать всех нюансов расследования, скажу только, что доказательства собирали по крупицам. Например, насторожил такой факт: Гулько, очевидно, предполагая худший сценарий развития событий и… конфискацию имущества, накануне вдруг пошел к нотариусу и оформил доверенность на продажу собственной квартиры в Мирном. Как потом объяснял, у него появилось предчувствие.

Тем не менее в первый день после задержания никто из подозреваемых не дал правдивых показаний.

 — И все же, когда мы сопоставили данные, полученные от каждого из фигурантов дела, получилась цельная картина, — говорит Владимир Бойко.  — Надо было только выбрать из всех «слабое звено». Им оказался Рычагов, который уже 6 апреля сам попросился на допрос. Проводили допрос с применением аудиозаписи и видеосъемки. Рычагов дал правдивые показания, правда, впоследствии пытался от них отказаться. Хотя знал, что его признания зафиксированы.

 — Чем же были вызваны его откровения?

 — Андрей Рычагов — неглупый человек, у него два высших образования, он владеет английским и итальянским языками, женат, имеет несовершеннолетнего ребенка. В свое время служил в командно-разведывательном центре штаба Западного округа, но был уволен с неприятной формулировкой — «в связи со служебным несоответствием». Что, однако, не помешало ему поступить на службу в Управление налоговой милиции Государственной налоговой администрации (ГНА) в Крыму и работать в должности старшего уполномоченного Евпаторийского отдела налоговой милиции.

Кстати, по месту службы характеристики Рычагова несколько противоречивы. С одной стороны, он хорошо ориентируется в оперативной обстановке по региону, быстро принимает оптимальные решения, в сложных ситуациях проявляет выдержку и самообладание. Вместе с тем неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса Украины при проведении проверок, за низкие показатели в работе, за нарушение приказов ГНА, за грубое нарушение статьи 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

«Исполнители «заказа» получили всего по 150 долларов(!)»

В марте 2006 года в Мирновском поселковом совете сложилась весьма напряженная ситуация в связи с предстоящими выборами поселкового головы. На эту должность, кроме Анатолия Симоненко и Аллы Борисовой, баллотировался также депутат совета, частный предприниматель Николай Гулько. Симоненко во главу угла своей предвыборной программы поставил вопрос о возвращении гостиницы, расположенной на улице Школьной в Мирном, на берегу моря, в полное управление местным советом, чтобы доходы от ее эксплуатации шли на нужды громады поселка. Но это противоречило коммерческим интересам арендатора гостиницы Гулько. Поэтому он решил поддерживать на предстоящих выборах Аллу Борисову.

Не без ее помощи Гулько задолго до истечения срока перезаключил договор аренды гостиницы непосредственно с поселковым советом на более длительный срок. Добавились и земельные вопросы, в решении которых исключительно большая роль принадлежит местному совету и его голове. Поселок Мирный — это еще и озеро Донузлав, где планируется строительство большого морского порта.

 — Поэтому борьба между Симоненко, с одной стороны, и Гулько с Борисовой — с другой, разгорелась нешуточная, — объясняет Владимир Бойко.  — В ход шло все: обвинения в коррупции, обращения в суды, прокуратуру, к Президенту Украины, грязные пиар-кампании и даже угрозы. Но, несмотря ни на что, Анатолий Симоненко не соглашался снимать свою кандидатуру на пост поселкового головы.

И тогда у Борисовой с Гулько возникает идея: снять конкурента с предвыборной гонки, используя так называемый админресурс. Как поясняла потом на судебном заседании Алла Борисова, сначала они намеревались привлечь контролирующие органы. Однако Рычагов, к которому они обратились за помощью, объяснил им, что такое вмешательство будет малоэффективным, ведь Симоненко уж очень «мелкий» предприниматель для того, чтобы налоговая милиция могла предпринять какие-либо серьезные меры в отношении него. И предложил «физическое воздействие в любой форме», проще говоря — убийство. Правда, этот путь предусматривает значительные финансовые затраты.

Узнав о цене вопроса — пять тысяч долларов США, Борисова с Гулько несколько умерили свой пыл, но потом согласились, и вскоре Борисова передала Рычагову задаток в две тысячи «зеленых». При этом, как заявлял на следствии Рычагов, для себя он никакой корысти не искал, лишь попросил у Гулько обеспечить на лето номера в той самой злополучной гостинице для своих знакомых, с Борисовой же намеревался решить вопрос о приватизации заброшенного объекта на территории поселкового совета. А две тысячи американских долларов, как признался, до копеечки отдал некоему Мирскому, кстати, ранее судимому.

Уже в суде Мирский поведал, что Рычагов «пожаловался» ему: мол, какой-то коммерсант «буреет», и нет ли возможности «шугануть» его? Как отказать хорошему человеку? Ведь это же старший оперуполномоченный Евпаторийского отдела налоговой милиции, который когда-то занимался проверкой предпринимательской деятельности его, Мирского, жены!

Остается лишь догадываться, какие аргументы привел Мирский своему знакомому по местам лишения свободы Володину, чтобы тот, в свою очередь, согласился найти людей для «воздействия» на предпринимателя Симоненко, а потом еще и оплатить их услуги. Володин нашел исполнителей и предупредил их: если не сделают «это» до 26 марта, не получат ни копеечки! За свою «работу» исполнители «заказа» получили всего по 150 долларов(!). А поскольку они — жители Евпатории, Мирский нашел для них таксиста, который возил в поселок, естественно, тоже не бесплатно. Каждый день выдавали на бензин 30 гривен, а в конце таксист получил 600 гривен, на которые приобрел новые колеса для своего автомобиля. Мы нашли даже, у кого он их покупал!

«Они набросились на свою жертву и стали жестоко избивать ее куском металлической трубы и молотком»

 — С 21 по 23 марта исполнители ездили по Мирному в поисках Симоненко, — рассказывает Владимир Бойко.  — В конце концов Володин дал им адрес магазина «Бристоль», в котором располагался предвыборный штаб Симоненко. И хотя потом все пытались убедить следствие и суд: не знали, мол, что он — кандидат на пост поселкового мэра, на самом деле… Свою жертву они опознали по предвыборной листовке и календарику, которые им выдали. К тому же на каждом столбе в поселке были расклеены плакаты Анатолия Симоненко.

Подъехав 24 марта к магазину «Бристоль», исполнители стали ждать, когда Симоненко выйдет из своего штаба. Такси оставили неподалеку. Злоумышленники не ожидали, что Симоненко выйдет не один, а с женой и женщиной — руководителем его предвыборного штаба. Но убийц это не смутило. Они набросились на свою жертву и стали жестоко избивать ее куском металлической трубы и молотком. Женщины закричали, стали звать на помощь, но их просто отшвырнули в сторону.

Преступники пытались потом доказывать на суде, что якобы должны были только покалечить Симоненко, а не убивать, поэтому били его исключительно по рукам и ногам. Однако удары наносили в основном по голове! От черепно-мозговых травм, несовместимых с жизнью, Анатолий Симоненко и скончался.

К слову, накануне Мирский предупредил исполнителей, что после всего надо отправить на мобильный телефон Рычагова чистую sms-ку. Как условный сигнал, что работа выполнена. На следующий день убийцы пришли к Рычагову за остальными деньгами. Тот переадресовал их Алле Борисовой, а она, в свою очередь, — Гулько, который в своем магазине взял из кассы всю имеющуюся на тот момент «наличку», примерно девять тысяч гривен, и отдал им. При этом заметил: тут, мол, немножко не хватает, но это ж… мелочи.

 — На суде никто из них не раскаивался в содеянном?

 — Очевидно, по совету своих адвокатов все вели себя независимо, чтобы не показать, что они — группа и совершили преступление по сговору. Так как прекрасно знали: статья 115, пункт 11 (предварительный сговор) предусматривает более суровое наказание. А потом и вовсе стали утверждать, что их заставили дать признательные показания.

 — Жаловались, что на них оказывалось давление со стороны следствия?

 — Да, их адвокаты пытались обжаловать все, что можно. Из 16 томов уголовного дела четыре — это только выписки из их жалоб во всевозможные инстанции и ответы на них.

 — В вашей практике часто случались такие дела?

 — К счастью, такие преступления часто не совершаются, — признается Владимир Бойко.  — Кроме того, что «заказ» был совершен по политическим мотивам, в числе фигурантов дела числился и работник налоговой милиции. Поэтому в ходе расследования возникали некоторые моменты.

 — На вас пытались оказывать давление?

 — Какое давление? Я тогда был заместителем прокурора Крыма, — смеется Владимир Бойко.  — «Движения» были поначалу. Поэтому и приняли решение: в расследование этого преступления должен быть посвящен очень небольшой круг людей. Такой подход оказался правильным. Если бы поступили по-другому, я думаю, что оно было бы и на сегодняшний день не раскрыто. Однозначно.

P. S. За раскрытие резонансного преступления — убийство кандидата на пост поселкового головы Мирного Анатолия Симоненко — Владимира Бойко, а также заместителя прокурора Крыма Алексея Домникова и прокурора Евпатории Александра Осипенко Президент Украины Виктор Ющенко наградил медалями «За труд и доблесть».

P. P. S. Фамилии фигурантов дела изменены в связи с тем, что приговор еще не вступил в силу.