В Луганской области раскрыли группу мошенников, которые с помощью поддельных документов забирали у людей жилье
Алчевск — один из наиболее динамично развивающихся городов Луганской области. Не удивительно, что в престижном районе Алчевска квартира стоит не меньше 100 тысяч гривен и спрос на жилье велик. Вот и решила группа из трех человек заняться незаконным отчуждением квартир у владельцев. Причем дело мошенники поставили на поток, используя все возможные и невозможные способы, включая даже воскрешение из мертвых.
Одной из жертв квартирных аферистов стала 25-летняя Вика Дифанова (здесь и далее все имена изменены. — Авт. ).
— Я выросла в неблагополучной семье. Родительские пьянки, побои, нищета, грязь, унижение были постоянными спутниками детства, — с горечью в голосе рассказывает Виктория. — Потому с малых лет я решила, что сделаю все возможное, чтобы не повторить путь своих родителей и вырваться из этого круга. Окончив школу и колледж, имея опыт работы в танцевальном коллективе, я уехала за границу. Задалась целью — заработать денег, вернуться и купить квартиру в родном Алчевске, после чего зажить полноценной жизнью, создать семью, родить детей И, главное, быть подальше от вечно пьяных родителей и их приятелей-собутыльников. Мне повезло больше, чем таким же, как я, девушкам, ищущим счастья за рубежом. Я нашла приличную работу. Так что через два года, вернувшись в Украину, смогла купить в Алчевске хорошую двухкомнатную квартиру.
Вот теперь бы и зажить, но Виктория решила заработать денег на ремонт и обстановку и опять уехала за границу. Прошел еще год Девушка вернулась в родной город и, войдя с чемоданами в подъезд своего дома, опешила: дверь в квартиру кто-то поменял.
— Да и ключ к замку не подходил, — вспоминает Вика. — Я позвонила, мне открыл незнакомый субъект в семейных трусах: «Девочка, тебе чего?» — спросил он. «Это моя квартира», — только и смогла выговорить я. В ответ незнакомец лишь захлопнул передо мной дверь.
Вика обратилась в милицию, там пообещали разобраться. Но время шло, а результата не было. Жила у подруги, что делать дальше, не знала. На родине у нее не было никого, на чью помощь можно было рассчитывать. Виктория стала «заглядывать в бутылку», пропивая изо дня в день деньги, которые заработала за год за границей. Постепенно смирилась с тем, что все ее усилия оказались тщетными и она стала нищей, такой же, как родители.
В это время в Викином деле начали разбираться сотрудники УСБУ и УБОП. По словам оперативников, симпатичная 25-летняя девушка из-за переживаний стала похожа на 50-летнюю женщину
Вскоре выяснилось, что Виктория — не единственная жертва аферистов.
— Дело в том, что в Алчевске произошел другой удивительный случай, — рассказывает руководитель пресс-службы Управления СБУ в Луганской области Юлия Еременко. — Гражданка Коноваленко заключила с гражданином Меркуловым договор купли-продажи квартиры. Через месяц покупатель — Меркулов — обратился с исковым заявлением в третейский суд. Он заявил, что договор уже месяц как подписан, деньги хозяйке уплачены в полном объеме, но она за это время палец о палец не ударила для выполнения договорных обязательств: в бюро технической инвентаризации (БТИ) не побывала, документы переоформлять на нового хозяина не торопится и так далее. Продавец жилплощади исправно являлась в третейский суд на слушания дела, подписывала документы. В итоге суд вынес решение: договор купли-продажи признать действительным, право собственности определить за гражданином Меркуловым и переоформить в БТИ документы на его имя. Недобросовестная продавец подтвердила заявлением, что согласна с судебным решением. На основании этого решения БТИ переоформило право собственности на квартиру, и ее новым хозяином стал Меркулов. Ситуация ординарная, если бы не одна деталь: гражданка Коноваленко восемь лет назад умерла.
Остается только догадываться, каким образом третейскому суду удавалось вызывать ее из мира теней на свои заседания и заставлять подписывать документы. Владельцем квартиры после смерти женщины являлся ее сын, который живет в другом городе. Но он даже не знал об этих странных событиях.
Не менее загадочная история приключилась и с военнослужащим, получившим в городе квартиру в середине 90-х годов.
— Поскольку и он, и все его родственники жили в России, мужчина захотел алчевскую жилплощадь продать через агентство недвижимости, — говорит Юлия Еременко. — Однако сделать это быстро ему не удалось. Военный решил, что всему свое время, пусть квартира стоит пока пустой, а там видно будет. Больше десяти лет хозяин квартиры в Алчевск не наведывался, поэтому и не знал о том, что никакой недвижимости в этом городе у него уже давно нет, что свое жилье он продал и через третейский суд право собственности на квартиру перешло другому человеку, который впоследствии перепродал ее следующему покупателю, а тот — еще одному
О том, что произошло на самом деле, россиянин узнал от оперативников Управления СБУ и УБОП, раскрывших схему незаконного завладения объектами недвижимости.
— «Сари» — так называлось агентство недвижимости в Алчевске, оформленное несколько лет назад как малое предприятие (МП), — рассказывает начальник отдела связей с общественностью УМВД Украины в Луганской области Татьяна Погукай. — А предыстория такова: некто Маленков, местный 38-летний житель, с детства мечтал стать миллионером. Правда, судьба его не баловала: семья, в которой он воспитывался, никогда состоятельной не была. Школа, ПТУ, работа в качестве слесаря на местном металлургическом комбинате — вот вехи биографии Маленкова. А коренной перелом в его судьбе произошел в начале 90-х годов. Он стал бизнесменом, зарегистрировав на свое имя МП, и оказывал посреднические услуги при купле-продаже недвижимости. Полученные доходы не держал под матрацем, а вкладывал в квартиры, гаражи, дачи, дома Тем более что в 90-х цены на недвижимость в городах Луганской области колебались от 500 до 1000 долларов. Маленков ухитрился стать владельцем более 40 квартир, которые по сегодняшним ценам тянут на миллион гривен.
В 2006 году Маленков познакомился с 42-летним Фастовым, бывшим следователем прокуратуры, работавшим третейским судьей. Однажды Фастову понадобилась крупная сумма, причем в иностранной валюте, вот он и решил одолжить у своего нового приятеля — бизнесмена. Удивлению Фастова не было границ, когда Маленков не только согласился, но и сказал, что можно не спешить возвращать долг. А через некоторое время за рюмочкой коньяка у них состоялся разговор по душам. Бывший следователь прокуратуры пожаловался бизнесмену на безденежье и растущие запросы своих детей, а в ответ услышал выгодное предложение — сотрудничать с фирмой «Сари».
— «Бизнес-план» выглядел примерно так: Маленков находит в городе жилплощадь, которая принадлежит людям, злоупотребляющим алкоголем или наркотиками, а затем готовит и подает все документы на нее в третейский суд, — рассказывает Татьяна Погукай. — Фастов же должен на основании липовых расписок владельцев квартир, которые якобы добровольно отказываются от своих квадратных метров, каждый раз выносить решение в пользу некоего молодого человека. Счастливчик, чье право на чужое жилье время от времени будет признавать третейский суд, — один из сотрудников фирмы «Сари». И за эту «непыльную» работу Маленков пообещал Фастову стабильно высокий гонорар — тысячу долларов от каждой успешной операции.
— Упомянутым молодым человеком был 22-летний Афанасий, который пришел на работу в агентство недвижимости сразу же после школы, — поясняет Татьяна Погукай. — Парню приходилось быть и охранником, и уборщиком, и даже резчиком металла (надо же было кому-то вскрывать двери «приобретенных» квартир). Теперь же он должен был подыскивать подходящее жилье.
С утра до вечера Афанасий общался с нетрезвыми субъектами, добывая у них нужную информацию. А интересовало его в первую очередь жилье, принадлежащее пьяницам, детям-сиротам, а также пенсионерам и лицам, опекающим несовершеннолетних инвалидов. Кроме того, иногда ему удавалось узнать у работников жилищно-коммунальных служб и паспортистов, где и какая квартира пустует. Афанасий передавал информацию Маленкову, а тот фабриковал липовые расписки с поддельными подписями владельцев квартир, скрепленные фальшивыми печатями и штампами.
Подбор жертв среди граждан, долго отсутствующих в городе, престарелых, пьющих и даже умерших, был не случайным. Опустившиеся или малообеспеченные люди вряд ли смогут доказать свою правоту, а наследники о квартире не вспомнят. Избранная стратегия практически не подводила мошенников: из всех пострадавших единственным человеком, который пытался защитить свои законные права, оказалась Виктория Дифанова.
После «справедливого» решения третейского суда квартиры попадали в агентство недвижимости «Сари» и становились товаром. Заручившись исполнительным листом о принудительном исполнении решения третейского суда, аферисты регистрировали право собственности на жилье в БТИ и продавали недвижимость законопослушным гражданам. Новые хозяева даже не догадывались о том, что за их удачным приобретением стоит криминал. Истребовать же купленное в законном порядке имущество очень нелегко.
«Заработанные» деньги делились между участниками преступной группы далеко не равноценно. Львиная доля перепадала Маленкову, а его подельники довольствовались гонорарами из рук босса. Фастову после каждой операции доставалась его заветная «штука» долларов, Афанасию же — всего лишь тысяча гривен.
Сотрудники УСБУ и УБОП раскрыли пять эпизодов незаконного завладения объектами недвижимости для продажи на вторичном рынке. Хотя правоохранители считают, что случаев было гораздо больше. В данный момент на все имущество агентства «Сари», а это 40 квартир (их происхождение тоже будут проверять) стоимостью почти миллион гривен, наложен арест.
— Общий ущерб, который нанесли аферисты владельцам квартир, превышает 500 тысяч гривен, — говорит Юлия Еременко. — В отношении участников группировки возбуждены уголовные дела. Это преступление является особо тяжким и наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет с конфискацией имущества.
Но самое главное, что всем гражданам, пострадавшим от махинаций криминального «трио», было возвращено их жилье. Кстати, в некоторых случаях старые хозяева, вернувшиеся в свои квартиры, были приятно удивлены: дорогостоящий евроремонт и входные металлические двери с надежными замками стали для них своеобразной компенсацией за моральный ущерб. Кроме того, правоохранители добились в законном порядке отмены всех ранее вынесенных незаконных решений третейского суда.
— Хотелось бы посоветовать нашим соотечественникам быть повнимательнее со своим недвижимым имуществом, — говорит Юлия Еременко. — Самый надежный способ — это не просто приватизировать квартиру, а зарегистрировать право собственности на нее в БТИ. Такая мера значительно снизит риск стать жертвой мошенников. Преступники предпочитают «работать» по квартирам, о которых нет данных в БТИ. Также никому не давайте документы на жилье. В случае принятия третейским судом противоречащего законодательству и здравому смыслу решения о передаче кому-то права собственности на вашу недвижимость, необходимо обратиться в правоохранительные органы, поскольку чуть ли не единственной сегодня возможностью отмены незаконного решения третейского суда является его рассмотрение в рамках уголовного судопроизводства.