Культура и искусство

Вера глаголева: «обида на родиона нахапетова, бросившего меня, осталась. Но ради наших детей нужно все забыть и простить»

0:00 — 30 июля 2008 eye 17180

Заслуженная артистка России отмечает 35-летие творческой деятельности

Несколько поколений зрителей знают Веру Глаголеву по фильмам «Не стреляйте в белых лебедей», «Торпедоносцы», «Сошедшие с небес», «Выйти замуж за капитана». В последнее время Вера приобщилась к сериальной жизни, сыграв в «Зале ожидания» и «Маросейке, 12». За многие годы актриса почти не изменилась. Она кажется хрупкой и беззащитной — печальный разрез глаз, отмеченных созерцательностью, чистый юношеский голос.

«Родион случайно увидел меня и пригласил в свой фильм «На край света». Так я попала в кино»

 — Ваши героини очень романтичны, а в реальной жизни остается место для романтики?

 — Пройдя определенный жизненный путь, понимаешь, что романтика осталась в прошлом. Но когда в кино через чувства передается какая-то мысль, мне это очень близко: имею в виду отношение к любви. Хотя в последнее время и на экране, и в жизни она стала как-то проще. Что-то определенно поменялось — и не в лучшую сторону. Мне кажется, раньше чувственный мир людей был другим, более полным и сильным.

 — Ваш фильм «Заказ» — весьма успешная картина. Что побудило вас обратиться к режиссуре после длительного перерыва?

 — Мне казалось, я могу сказать что-то свое. Всегда интересовалась режиссурой, много времени проводила в монтажной. Не имея теоретической подготовки, я знала практику. И вдруг везение — 16 лет назад мне предложили снять фильм «Сломанный свет». А года четыре назад Сергей Ашкенази дал мне сценарий «Заказа». Но как актриса я уже сыграла много подобного материала. Когда-то снималась в картине «Я сама» по сценарию того же Ашкенази, которую часто повторяют по телевизору. Это психологическая драма, история довольно тяжелой судьбы женщины, ее противостояния всем невзгодам. Повторять тему покинутой женщины не хотелось, и я подумала: а не сделать ли мне самой кино? И сделала.

 — Со стороны кажется, что вам в жизни везет.

 — Начнем с того, что я родилась в знаменитом роддоме имени Грауэрмана на Арбате, где появилась на свет целая галерея знаменитостей. Моя семья к искусству никакого отношения не имела, родители — учителя. И сама я о кино тоже не помышляла: занималась стрельбой из лука, стала мастером спорта. А потом меня случайно увидел Родион Нахапетов и пригласил в свой фильм «На край света». С этого момента в мою жизнь вошло кино. Конечно, мне повезло в жизни. Было много ролей, замечательные режиссеры. Но хочется еще чего-то — перевернуть сознание людей.

 — Вы ведь много снимались у первого мужа?

 — Кроме Родиона, я работала с такими мастерами, как Анатолий Эфрос, Игорь Таланкин, Сергей Аранович. Сразу после дебюта меня пригласил Эфрос в картину «В четверг и больше никогда». Мне тогда это казалось каким-то сном. Я общалась с Иннокентием Смоктуновским, Олегом Далем. До сих пор считаю, что это чистое везение. Отбор был чудовищно трудным и даже жестоким. Эфрос вызвал на пробу сразу всех претенденток, вышел в коридор и говорит: «Вы прекрасно понимаете, что вас много, а роль одна». Позже Анатолий Васильевич звал меня к себе в театр, до сих пор жалею, что не пошла.

Мощь Эфроса, как и Олега Даля, я осознала годы спустя. Только прочитав дневники Даля, поняла, как он переживал свои, как ему казалось, неудачи, старался разобраться в жизни. Не только в актерстве, а вообще — в предназначении человека в этом мире. Такое серьезнейшее отношение к бытию, к профессии, к людям теперь редко встретишь. Может, мне это кажется, но есть ощущение, что критерии изменились. Наверное, из-за того, что стремительнее идет время и не успеваешь подумать о каких-то очень серьезных вещах.

«В некоторых компаниях меня воспринимают прежде всего как жену крупного бизнесмена»

- Вера, а для чего вам понадобилось участие в таком проекте как «Последний герой»?

 — В «Последнем герое» все было непросто. Сам факт существования навылет не очень приятен. Сложно пребывать в среде, где необходимо локтями расталкивать — это не мое. Хотя в жизни я абсолютный боец. Еще раз проверила себя в «Форте Буаяр», где мы замечательно отыграли с Александром Розенбаумом, который у нас был капитаном. Саша — сильная и яркая личность, мне очень нравится то, что он делает. Поэтому и попросила его написать музыку к фильму «Заказ».

 — О вашем разрыве с Нахапетовым вряд ли кто-то мог подумать, вы казались просто идеальной парой…

 — Разрыва как такового не было — все постепенно происходило. Однажды Родион уехал в Америку. Мы договорились, что он там попробует свои силы, и если дела пойдут на лад, заберет нас. Это все ради детей замышлялось, их будущего. Потом до меня стали доходить слухи, что у него в Америке появилась семья. Словом, другая женщина. Я поняла, что за год, пока мы не виделись, в наших отношениях что-то кончилось… Тогда меня спасло кино, которое я снимала и не имела права не закончить, друзья и дети, оставшиеся со мной. А потом мы с Родионом объяснились, сказали друг другу необходимые слова. Друзьями не являемся, но вполне нормальные отношения поддерживаем. Обида, конечно, осталась, но ради детей надо все забыть и простить. Да и кто тут виноват? Так сложилась жизнь.

 — Нахапетов видится с детьми?

 — Он часто приезжает в Москву, общается со мной и девочками. Когда он обосновался в Штатах, дочки гостили у него. Маша жила у отца полтора года, она училась там в частной школе, где преподают сотрудники студии Спилберга. Маша очень хорошо рисует, занимается компьютерной графикой и мультфильмами. Сейчас вышла замуж в Лос-Анджелесе.

 — А когда вы поняли, что в вашу жизнь снова может войти мужчина?

 — Не было у меня такого. Я вообще не хотела выходить замуж. Предательство, как бы я к нему философски ни относилась, оставляет шрамы. Поэтому долго сомневалась. А потом познакомилась с Кириллом на фестивале «Золотой Дюк» в Одессе. Он случайно сел за наш столик. Знал меня по кино. Мы сидели, разговаривали, а кончилось все тем, что у нас сегодня подрастает дочь Настя, ей уже 12 лет. Старшие девочки у меня Нахапетовы. Настя носит фамилию отца — Шубская. Тоже увлекается балетом, как и старшая сестра, постоянно ходит с Аней в Большой театр. Стоит за кулисами, пока она занята в спектакле. Но младшая дочь очень рослая, поэтому неизвестно, сможет ли она дальше заниматься балетом.

 — К кино дочки интерес проявляют?

 — Да, следят за всеми новинками. Хотя приучены к мировому кинематографу, в основном американскому. Смотрят много картин, стараются не пропускать премьер. Причем их интересуют не только развлекательные фильмы. Им нравится и наше кино 60-70-х годов.

 — Ваш муж крупный бизнесмен. Использовали его средства для финансирования своих проектов?

 — Даже целей таких не ставила. Предпочитаю справляться сама. Хотя муж не раз предлагал финансовую поддержку. Кирилл с интересом смотрит мои спектакли и фильмы и не ревнует меня к профессии. У нас никогда не было такой проблемы. Он сам значителен как личность, занимает в обществе весьма серьезное положение. В некоторых компаниях меня воспринимают прежде всего как жену крупного бизнесмена.

«Не пользуюсь косметикой только потому, что у меня на нее аллергия»

 — Скажите, Вера, печальный личный опыт помогает уберечься от возможных травм в новой любви?

 — Если бы это чувство возможно было постичь умом!.. Но это как озарение, появившееся вдруг. Ты ничего с собой сделать уже не можешь. Просто знаешь, что не в силах жить без этого человека, несмотря ни на какие препятствия. Часто чем больше препятствий, тем сильнее любовь. А когда все гладко и ровно, любовь надо поддерживать, чтобы она не угасла, не размылась совместным бытом. И мне кажется, здесь женщина должна создать отношения, которые бы не приедались. Она обязана быть мудрее, не допускать мелких ссор, искать компромиссы. По сути, женщина, если она не дура, сильнее мужчины. Опираясь на любовь, поддержку и уважение женщины, мужчина может достичь очень многого.

 — Дети вам дома в чем-то помогают?

 — Девочки все делают сами. К тому же мама все время со мной, не представляю, что бы я без нее делала. Слава Богу, мы материально неплохо обеспечены, так что быт не заедает. Живем все вместе: дома суета, постоянно много народу. И еще у нас есть финская лайка Стив, которого Настя безумно любит. Правда, сейчас она отдает предпочтение немецкой овчарке, насмотревшись сериалов «Рекс». А мне нравятся южно-азиатские овчарки: они такие потрясающе умные и спокойные.

 — Вы отдыхаете вместе?

 — Всей бо-о-льшой семьей! Не раз были на Средиземном море, на Канарских островах, летали в ЮАР, целый месяц там провели. Часто бываем за границей по разным поводам, одно время полтора года жили в Швейцарии.

 — Судя по всему, вам никогда не приходилось переживать по поводу лишнего веса. Это тоже везение или сила воли?

 — Моя основная диета — ем что хочу и сколько хочу. Может, загадка в том, что я не люблю сладкое. И еще я не ем мяса, но при этом не вегетарианка. Просто, когда мы познакомились с Кириллом, он соблюдал пост и очень следил за своим питанием. Я же всегда любила колбасу, особенно «Сервелат». И вдруг проснулась как-то утром и сама себя спрашиваю: «Зачем я ем мясо?» И не смогла ответить. С тех пор его не употребляю. Хотя иногда не могу отказать себе в удовольствии съесть курочку. Раньше очень любила жареную картошку, но теперь от нее отказалась. А мое любимое блюдо — зажаренные до хрустящей корочки макароны. Нравится все морское, особенно креветки.

 — Вы почти не пользуетесь косметикой…

 — Не потому что не хочу, не могу. У меня жуткая аллергия на косметику. На съемках, конечно, приходится гримироваться, но я потом долго от этой красоты отхожу. Вообще, должна признаться, внешний вид не требует от меня особых усилий. Тренажеры ненавижу, лучше прокатиться на велосипеде. Но и этого не делаю — ленюсь. Возможно, на внешности благотворно отражается внутреннее состояние и то, что я все время занята любимой работой.

 — Верите ли вы в женскую дружбу?

 — Мы много лет дружим с Мариной Яковлевой, вот она очень хорошая хозяйка. Поддерживаю хорошие отношения с Ларисой Гузеевой. Дорожу дружбой со Станиславом Говорухиным, который остается верен себе и своим взглядам.

 — У вас репутация надежного и стойкого товарища.

 — Спасибо на добром слове. На самом деле я волевой человек, без этого нельзя заниматься кино. И по жизни надо идти, твердо ступая по земле.