Происшествия

«плотины моей конструкции защитят от затопления города и села даже при самых сильных наводнениях»

0:00 — 5 августа 2008 eye 331

Киевлянин Владимир Новиков получил государственный патент на свое изобретение

Паводки и наводнения случаются часто. В большинстве случаев существенного ущерба они не наносят. И только очень интенсивные, получающие статус катастрофических, уничтожают тысячи домов, сотни мостов, урожай на полях, размывают дороги и даже становятся причиной гибели людей. Такие наводнения происходят, когда осадков выпадает на 10-15 процентов больше, чем могут пропустить реки. Получается, если удерживать эти 10-15 процентов воды в тех местах, куда она вылилась в виде осадков, то удастся избежать беды, подобно той, которая ныне обрушилась на западные области Украины. Декан факультета Киевского государственного университета экономики и технологий транспорта Владимир Новиков считает, что этой цели можно добиться, построив сеть необычных плотин.

- Моя идея проста, — говорит Владимир Новиков.  — Следует удержать только ту часть воды, которая превращает просто наводнение в катастрофическое. Как это сделать? Построить сеть плотин, в которых должно быть постоянное отверстие, рассчитанное для каждой речки индивидуально.

Поясню, в чем смысл этого новшества. Отверстия делаются таких размеров, чтобы беспрепятственно проходил объем воды, не несущий угрозы затопления городов и сел. Если воды будет больше, плотины ее задержат. Образуются временные водохранилища, и наводнение не принесет ущерба.

Традиционные плотины и дамбы зачастую не выдерживают напора стихии. Получается, что государство вкладывает большие деньги в восстановление хозяйств, гидротехнических сооружений, разрушенных большой водой. Но проходит несколько лет, случается очередное катастрофическое наводнение, и оказывается, что вновь нужно вкладывать сотни миллионов гривен. Придуманные мной плотины разорвут этот замкнутый круг.

 — Вы обращались со своей идеей в государственные органы?

 — Конечно. Начал с «Госводхоза», потом обратился через Закарпатскую обладминистрацию к институту «Укрводпроект». Но понимания не нашел. Тем не менее получил на свои идеи государственный патент.

 — Во сколько обойдется создание плотин вашей конструкции?

 — Отвечу на этот вопрос, когда будет разработан проект на строительство плотин. Но уже можно уверенно говорить, что сумма окажется значительно меньшей, чем ущерб, нанесенный лишь одним катастрофическим наводнением. Напомню, что убытки от нынешнего, по предварительным подсчетам, уже составили четыре миллиарда гривен. Интересно, что «Укрводпроект» предлагает программу по защите Закарпатья от наводнений стоимостью 1,5 миллиарда гривен. Это, опять же, значительно меньше, чем предстоит потратить на восстановление разрушенного хозяйства нынешней большой водой. К сожалению, такая программа ориентирована, скорее, на борьбу с последствиями наводнения.

Институт планирует разместить 42 традиционные плотины на притоках речки Тиса. Я предлагаю построить вместо них, а также на притоках Днестра плотины моей конструкции. Ведь они работают автоматически, мгновенно реагируют на ситуацию — в этом их преимущество. Как только объемы воды превысят допустимые, плотины сразу начинают их задерживать. Тем самым не теряется время на принятие решений и подсчеты, сколько воды нужно сбросить из водохранилищ.

Кроме того, не понадобится создавать сеть так называемых польдеров (низины, куда предлагается направлять воду в случае наводнений). Этот план потребует отвода под польдеры значительных участков пригодной для земледелия земли, которая в Закарпатье и без того дефицит.

Еще одно преимущество плотин с постоянными отверстиями в том, что они будут одновременно использоваться как мосты.

 — Как вы пришли к идее столь необычных плотин?

 — Я многие годы занимался планированием стратегических перевозок по железным дорогам. Если конкретнее, то мы делали расчеты, как за короткое время перебросить на большие расстояния целые армии в случае войны. Например, в свое время отношения бывшего СССР и Китая были столь напряженными, что вполне мог возникнуть серьезный вооруженный конфликт. А к китайской границе тогда вела только одна магистраль — Транссибирская. Попробуй оперативно доставь по ней десятки дивизий с боевой техникой.

Задача пропуска по рекам больших объемов выпавшей с осадками воды во многом схожа с той, что я решал на железнодорожном транспорте. Работая в 1990-е в спецуправлении «Укрзалчзницч», участвовал в исследованиях ущерба железной дороге от наводнений. Насмотрелся всякого. Скажем, в 2001 году большая вода до того повредила железнодорожный мост на украинско-румынской границе, что рельсы на нем пошли волнами. Вот и стал разбираться в вопросе, как не допускать катастрофических наводнений, даже если непрерывно льют дожди, за сутки выпадает месячная норма осадков. И придумал плотину с постоянным отверстием.