Происшествия

«я очень удивился, когда нашел пенсионера, у которого якобы занял полмиллиона гривен и добровольно отдал ему две свои квартиры»

0:00 — 6 августа 2008 eye 377

В результате аферы житель Донецка лишился жилья в центре города

История кражи жилья у донецкого предпринимателя Сергея Бормотова кажется невероятной. Он внезапно лишился сразу двух квартир в центре Донецка! При этом все документы на право собственности остались у него. Сергей владеет этим жильем с 1999 года. Никто документы у Бормотова не изымал и не объявлял ему о том, что он лишился имущества. Но вдруг в марте этого года мужчина узнал, что его жильем владеет… другой человек, у которого тоже есть документы на эту собственность.

«За неполных два месяца мои квартиры сменили четверых хозяев»

Новый владелец, с которым я познакомилась в суде, куда заявил гражданский иск на защиту прав собственности Сергей Бормотов, рассказал, что приобрел эту собственность за 220 тысяч долларов, и в законности сделки у него сомнений нет. Потому он намерен отстаивать свои интересы «с учетом инфляции, вложенных капиталов и утраченной выгоды». При этом посетовал: «Только все оформишь, начинаешь ремонт, и тут появляетесь вы, журналисты, и начинаете задавать вопросы». Последняя фраза, сказанная не новичком на рынке недвижимости (этот предприниматель систематически приобретает недвижимость, оборудует в ней офисы и затем сдает их в аренду.  — Авт. ), невольно наводит на мысль о том, что сомнения в законности сделки у собеседника все же были.

 — Это — последний владелец моих квартир, и его, как опытного бизнесмена, должно было насторожить то, что за неполных два месяца обе квартиры сменили четверых хозяев, — считает потерпевший Сергей Бормотов.  — Вы видели, чтобы бюро технической инвентаризации (БТИ) с такой космической скоростью регистрировало сделки и изготавливало технические паспорта? Тем более на жилье, подвергавшееся перепланировке. Однако 29 декабря прошлого года решение суда, по которому я якобы передал свои квартиры «кредитору», вступило в законную силу. А уже 16 января (после недели праздников — нерабочих дней) моя недвижимость была продана пенсионерке в России. Последняя продажа моих квартир датирована 28 февраля!

По факту мошеннического завладения собственностью Бормотова Киевский районный отдел милиции Донецка уже возбудил уголовное дело. Кроме того, потерпевший, готовя документы для подачи гражданского иска в суд, провел собственное расследование. Он собрал увесистые папки документов и нашел людей, которые успели побывать хозяевами его жилья. По мнению Сергея Бормотова, все, кроме первого «нового» владельца, догадывались о недобросовестности сделки.

 — О том, что в квартирах, где я собирался открыть магазин или офис, орудуют незнакомые люди, мне сообщила дочь, — рассказал Бормотов.  — 23 марта я был в командировке в Киеве, когда моя дочь по дороге на работу увидела, что бригада строителей сооружает в квартиры отдельный вход. После этого она взяла документы на принадлежащее мне жилье и показала их прорабу. Прораб ответил, что у них тоже есть документы — «посвежее», и у него есть указание: вызвать милицию, если кто-то начнет предъявлять ему претензии. Значит, новый хозяин ожидал проблем?

Недвижимость, украденная у Бормотова (две квартиры на первом этаже в доме Ь 2 по проспекту Мира), — редкая в этом здании «ячейка», не занятая под магазин или офис. Увы, как только Бормотов начал работы по перестройке приобретенного помещения, соседи стали жаловаться, что из-за перепланировки дом трещит по всем швам. Немало лет, сил и средств ушли у предпринимателя на суды с соседями и укрепление стен в доме, возведенному по «эконом-проекту»: это когда «шатко и валко». В какой-то момент Сергей вынужден был приостановить работы до лучших времен.

 — Я «перекраивал» квартиры по утвержденному проекту, получив разрешение, но на меня все равно жаловались, — сетует предприниматель.  — А бригада, похозяйничавшая там в марте, не имея ни единого разрешения, сломала несущую стену, сделала отдельный вход. Их трудовой порыв удалось остановить лишь инспектору государственной архитектурно-строительной комиссии и судебному исполнителю, которых я привел.

«Подпольный миллионер» получает пенсию 500 гривен по инвалидности»

Бормотов добился прекращения незаконной перестройки и наложения судом ареста на свою недвижимость. А со временем нашел и первопричину своих бед.

 — Нотариально заверенной копии решения суда, по которому я, как выяснилось, лишился собственности, в регистрационном деле не оказалось, — рассказал Бормотов.  — Не было там и копии паспорта человека, который по решению суда получил мои квартиры первым. При этом регистрационные дела в архиве БТИ (куда доступ ограничен) есть, но эти листы в них вырвали! Лишь в суде у нотариуса, оформившего первую продажу, я увидел решение Куйбышевского районного суда Донецка. Это было мировое соглашение, в котором сказано, что в конце ноября прошлого года я якобы отдал свои квартиры некоему Анатолию Орещенко — в счет уплаты долга в 500 тысяч гривен.

Дав запрос в Куйбышевский районный суд, предприниматель убедился, что документ, предоставленный кем-то в БТИ, поддельный. Официальный ответ председателя суда был таким: подобное дело никогда не рассматривалось! Более того, номер гражданского дела и канцелярская печать, указанные на предъявленной нотариусом ксерокопии, не используются в делопроизводстве судебных органов. К тому же суд Куйбышевского района и не должен был рассматривать это дело: ни истец, ни ответчик не проживают в этом районе, и спорная недвижимость там не расположена. Однако в БТИ при переоформлении квартиры на нового владельца руководствовались именно этим поддельным решением суда, оригинал которого исчез.

 — Я очень удивился, когда нашел пенсионера Анатолия Орещенко, которому якобы добровольно отдал свои квартиры, — продолжает Сергей.  — Человек, у которого я «занял» полмиллиона(!), получает пенсию 500 гривен по инвалидности. И подделка решения суда, и переоформление на него квартир, и последующая их продажа осуществлялись по некогда утерянному пенсионером паспорту. Я предполагал, что провернувшие эту аферу люди использовали утерянные документы умершего или сидящего в тюрьме гражданина. Но нет! Мой «кредитор» имеет постоянное место проживания, только появляется там редко.

Хозяин неприбранной комнатки в бывшем общежитии тоже изумился, узнав об афере, орудием которой он невольно стал. Пенсионер лишь сообщил Бормотову, что взамен утерянного уже получил новый паспорт, который хранит теперь у падчерицы и берет лишь для получения пенсии.

«Подпольный миллионер» Анатолий Орещенко сейчас проходит по гражданскому иску Бормотова как ответчик — по записи в БТИ он аж две недели владел квартирами в центре Донецка.

Продав свой домик за две тысячи долларов, российская пенсионерка купила в подарок сыну недвижимость в Донецке

Чтобы установить цепочку последующих владельцев его жилья, Бормотову пришлось отправиться в российскую глубинку и оплатить услуги российской юридической фирмы.

Выяснилось, что в глухом селе Саратовской области проживает пенсионерка, которая якобы купила у «подпольного миллионера» Орещенко две квартиры Бормотова, а затем подарила их своему сыну, проживающему в Донецке. Поведанная пенсионеркой история такова. Якобы ее донецкая знакомая, фамилии которой селянка… не помнит, а адреса не знает, сказала, что можно купить две квартиры в центре Донецка. Владельца жилья старушка не видела — все оформлялось в агентстве. Бабушка говорит, что продала дом в селе и купила в подарок сыну квартиры. Притом по документам она приобрела недвижимость в Донецке раньше, чем сельсовет перечислил ей деньги (сумма, равная двум тысячам долларов).

Последний покупатель жилья Бормотова (предприниматель, сдающий офисы в аренду) заверил, что о квартирах узнал почти случайно: приятель познакомил его с сыном россиянки, получившим от мамы в подарок квартиры…

Следователь милиции пока от комментариев воздержалась. Лишь заметила, что без как минимум халатности или злоупотребления должностными обязанностями (с использованием поддельных документов) такие сделки оформить практически невозможно. Кто стоял у истоков аферы, предстоит выяснить следствию. Потерпевший убежден, что без участия сотрудников БТИ дело не обошлось. Он намерен потребовать возмещения причиненного ему вреда от чиновников, причастных к завладению его собственностью.