На столичной улице Васильковской по краям образовавшегося провала установлено ограждение, в разломе видна труба газопровода
На пересечении киевских улиц Васильковской и Андрея Бубнова начала проваливаться дорога — образовалась яма диаметром метров пять. В разломе видна труба, а рядом на столбе угрожающая желтая табличка: «Осторожно — газопровод». По Васильковской — на два дома ниже — второй провал. Его засыпали, но, судя по всему, рабочие еще вернутся на этот участок. По краям провала — вздыбившийся асфальт и предупреждающее ограждение. Люди из соседних домов, проходя мимо, с опаской поглядывают на яму
— Угрозы, что дома над строящимся туннелем метро начнут сползать, нет, — заверил «ФАКТЫ» Виталий Пшеничный, начальник главного управления по вопросам чрезвычайных ситуаций. — Комиссия дважды побывала на объекте, оценила ситуацию — угрозы точно нет. Другой вопрос, что для работы метростроевцев условия очень сложные. Первый провал случился еще недели две назад. Остановили туннелепроходческий щит, образовавшиеся пустоты забетонировали, уплотнили грунт и продолжили работы.
Но в прошлую пятницу снова образовался провал. Тут уж возникли проблемы серьезнее: поврежден газовый колодец на пересечении улиц Васильковской и Андрея Бубнова и канализация. Мы в протоколе комиссии обязали метрополитен быть заказчиком работ по восстановлению поврежденных сетей. Будут переложены на этом участке газовая труба и канализация.
Туннелепроходческий щит метростроевцев пока остановлен. За эту неделю сделают дополнительные замеры плотности грунта и геофизическую съемку участка, где пройдет туннель. Только после этого возобновят подземные работы. Таким образом надеются избежать в дальнейшем подобных ситуаций. Почему происходят сдвиги грунта, специалисты пока определенно сказать не могут.
По словам Виталия Пшеничного, существуют три возможные причины. Во-первых, когда протекают старые коммуникации, в земле образовываются водяные «мешки». Щит при прокладке туннеля срезает часть этого «мешка», вода выходит, а грунт обваливается. Во-вторых, подземные потоки и грунтовые воды. В-третьих, сами грунты здесь неоднородны — песок и глина, и это тоже может спровоцировать провал.
Контролирует работы на проблемном участке заместитель генерального директора компании «Киевметрострой» Леонид Михайлюк. Он считает, что провалы грунта образовались именно из-за устаревших коммуникаций.
— Мы впервые столкнулись с такой проблемой, — говорит Леонид Михайлюк. — Улица Васильковская напичкана коммуникациями, которым более 25 лет. Трубы протекают. На улице Андрея Бубнова канализация очень старая, потому и образовались водяные «мешки», а мы под ними прокладываем туннели. Никакие современные механизмы, даже с немецкими компьютерами, не могут обнаружить эти «мешки». Они вынимаются вместе с породой, образовывается пустота, так называемый карр, и грунт обрушается.
Там, где повреждены коммуникации, мы полностью все восстановим. Уже работают подрядные организации. Коммуникации заменят современными, грунт утрамбуют, а когда проложат туннель, грунт еще больше уплотнится, и уже ничего подобного не произойдет. При строительстве туннелей на других участках таких проблем, полагаю, не будет, там коммуникации лучше.
На участке, где была повреждена газовая камера, рабочие одной из подрядных организаций метростроителей позавчера закончили монтаж временного водопровода и приступили к ремонту поврежденной газовой трубы. Говорят, сама труба серьезно не пострадала. «Киевгаз» очень быстро устранил утечку и возобновил газоподачу по временной схеме.
— Рабочие прошли с приборами и проверили всю трубу, — объясняет начальник участка субподрядной организации СИС-5, который «ФАКТАМ» не представился. — У трубы повреждена только изоляция. Там она усиленная — битумная, трубу потянуло, и смола потрескалась. Но так оставить нельзя. Тут будет метро, дорога, и труба должна быть защищена. Мы здесь уже вторую или третью неделю работаем. Теперь все сети полностью заменили.
Коммуникации, подтверждают рабочие, на улице и вправду очень старые, в плохом состоянии. А водопровод — еще с кирпичными колодцами, ему лет 40. Сколько же эти древние сети продержатся, когда под землей начнут ходить поезда?
— Бояться старых коммуникаций, когда построят метро, не стоит, их заменят, — говорит начальник участка. — Нужно было нас раньше привлекать к этим работам, тогда и проблем, как сейчас, не было бы. Как правило, мы идем перед метростроевцами, бросаем «времянку» (временные сети. — Авт. ), чтобы они работали спокойно, а потом совместно с ними идем дальше, перекладываем основные сети. Причем уже с перспективой, что где-то начнут строить новый массив или подземные переходы.
Но в этом проекте не заложена перекладка труб — только водопровода, притом частями. «Водоканал», в зависимости от средств, выделенных городом, выбирал самые неудачные участки. И даже на эти работы денег не было. Я еще в мае подготовил переврезку водопровода, а сейчас, когда все стало рушиться, деньги нашлись.
Субподрядчики уже много лет взаимодействуют с метростроевцами. Сооружали станции метро «Харьковская», «Вырлица», «Бориспольская». Такого сложного участка, как метро на Теремки, говорят, не было.
— Лет 10 назад, — продолжает начальник участка, — мы пытались переложить коммуникации для станции метро «Голосеевская». Начали и не смогли ничего сделать из-за озера, там даже дом трещину давал, и нам запретили работать. Сейчас применяют новейшие технологии: грунт, воду замораживают, работает туннелепроходческий щит Но все равно сложно — природа есть природа!
Сегодня все коммунальные службы, чьи коммуникации проходят на участке строительства туннеля метро, закрепили за стройкой свои отдельные аварийные бригады. В случае чего — отреагируют оперативно. Жители близлежащих домов на стройку не жалуются, трещин в квартирах и подъездах нет