Культура и искусство

«когда снимали сцену крещения ребенка в церкви xviii века в больших сорочинцах, где в свое время крестили гоголя, пропал свет. Пришлось мчс на помощь вызывать»

0:00 — 7 августа 2008 eye 463

Режиссер Наталья Бондарчук со своей командой несколько дней работала на Полтавщине в родовом имении всемирн оизвестного писателя — в селе Гоголево Шишакского района

Во время перерыва в работе российский актер Евгений Редько, не переодеваясь и не снимая шикарного парика, идет в магазин за прохладной водичкой. Невысокого роста, худощавый — вылитый Николай Васильевич Гоголь. Летний зной заставляет артиста снять жилетку и опустить подтяжки. Жаль, что никаких интервью Евгений Редько до окончания работы над фильмом о Гоголе не дает. Это одно из условий его контракта с режиссером Натальей Бондарчук. Но есть и другие участники процесса, не связанные «обетом молчания».

Фундамент церкви, построенной родителями Гоголя, обнаружили всего два года назад

 — Артисты меня спрашивают: «Неужели и в самом деле мистика Гоголя по сей день имеет место?» — начинает свой рассказ старший сотрудник музея-заказника Николая Гоголя Ярослав Енко.  — «Абсолютно верно», — отвечаю я. На бывшем хуторе Васильевка, где родился и вырос Гоголь, случайностей больше, чем закономерностей. При входе на территорию усадьбы писателя, если вы обратили внимание, растут пять березок из одного корня. Их никто не сажал, они выросли сами. Именно пятеро детей было у Василия Афанасьевича Яновского (настоящая фамилия Гоголя) и его супруги Марии Ивановны: Николай, Анна, Лиза, Мария и Ольга. А рядом две березы стоят отдельно. Это родители детей. Как видите, семья живет здесь и поныне.

Или вот был случай два с половиной года назад. Однажды в зимнюю ночь разыгралась сильная вьюга. В парке музея ветром обломало большую ветку клена. Она упала так, словно указывала на что-то важное. И что вы думаете? По направлению ветки был обнаружен фундамент церкви Святой Богородицы, построенной родителями Николая Васильевича совместно с хуторянами. Ее разобрали после Великой Отечественной войны по кирпичику. Надеюсь, скоро церковь начнут восстанавливать.

Тут артисты появились. Привезли с собой котят — по режиссерскому замыслу они должны были участвовать в какой-то сцене. В первый же день котята разбежались, одна пластмассовая клетка осталась. И небольшой самолет доставили сюда, чтобы снять сильный ветер, который раздувает сено. И что вы думаете? Самолет не то что не взлетел, даже не завелся. А когда снимали сцену крещения ребенка в церкви XVIII века в Больших Сорочинцах, где в свое время крестили и Николая Гоголя, сел генератор, дающий свет. Несколько часов техники возились с ним, но безрезультатно. Пришлось МЧС на помощь звать.

Рабочее название фильма, созданием которого занята сейчас дочь знаменитого Сергея Бондарчука (она же автор сценария и главный продюсер), — «Гоголь. Ближайший». Его снимают к 200-летию со дня рождения всемирно известного писателя, которое будем отмечать 1 апреля следующего года. Съемки начались в двадцатых числах июня в Оптиной пустыни Калужской области России, где жил духовный отец Николая Васильевича.

 — Мы получили благословение патриархии русской православной церкви на съемки, — рассказывает Наталья Бондарчук.  — Нам разрешили проводить их не просто в обители, а в скиту — самой заповедной части монастыря, где жили старцы. В восстановленном родовом имении Гоголя сняли некоторые эпизоды детства будущего писателя и его прощание с семьей. Он уехал из Васильевки и больше сюда уже не вернулся. Последние десять лет жизни писателя, о которых, собственно, рассказывается в фильме, отмечены уходом Гоголя в религию и мистицизм, стремлением к духовности.

Наталья Сергеевна (недавно ей исполнилось 58 лет) выглядит просто замечательно. Ухоженная кожа, минимум макияжа и максимум обаяния. Черные волосы гладко зачесаны назад и стянуты на затылке в тугой узел. От солнца Бондарчук прикрывает голову легкой косынкой, которая придает ей еще больше женственности. Из украшений только скромный браслет на руке. И никаких разговоров о личном, лишь о работе.

«Удалось разыскать одну из немногих вещей писателя — его портфель»

 — Нам очень повезло — в музее Гоголя в Больших Сорочинцах Миргородского района нашелся важный для нас экспонат — портфель писателя, — говорит Наталья Бондарчук.  — Как известно, у Гоголя было очень мало личных вещей. Только маленький чемоданчик, любимый зонтик и портфель с записной книжкой. Все! Дом в Васильевке он отписал своей маменьке и сестрам. У писателя такой величины никогда не было собственного угла. Но это его не удручало нисколько. Наоборот, Николай Васильевич гордился тем, что свободен, как перелетная птица. У Гоголя не было ничего, кроме мировой славы. Зато он посетил множество стран. И мы будем проводить съемки в некоторых из них. В частности, в Италии и Франции.

Кстати, ценный раритет — потертый кожаный портфель без ручки — операторы снимали отдельно. Позже с помощью компьютерной графики он будет вмонтирован в сюжет фильма. А специальная группа операторов высматривала в местных окрестностях крупных птиц — аистов, журавлей. По мнению режиссера, кадры с ними очень украсят картину, наполнят ее жизнью.

 — Кто из известных артистов занят в фильме?

 — Я только что поблагодарила Валентину Теличкину за хорошую игру на протяжении всех этих дней. У нее небольшая, но ответственная роль — она играет маму Николая Васильевича. Как известно, Мария Ивановна вышла замуж в пятнадцать лет и рядом со своими детьми казалась старшей сестрой. В картине именно так все и выглядит.

У нас очень сильный ансамбль. Часть творческой группы, в том числе оператор Мария Соловьева, перешла в эту картину из фильма «Пушкин. Последняя дуэль», режиссером которой являюсь тоже я. Анна Левченко играла практически во всех моих фильмах. В ленте о Гоголе ей досталась небольшая, но яркая роль крепостной женщины с ребенком, помощницы по дому.

В картине звучит много украинских песен (Гоголь тоже поет замечательные песни, которые собирали его сестры), снимаются украинские артисты. Без этого нельзя передать атмосферу того времени, мелодичность прекрасного украинского языка, который я понимаю и очень люблю, но не хочу коверкать. На роль друга Николая Васильевича — Александра Данилевского — приглашен известный актер Киевского театра имени Ивана Франко Алексей Богданович, его супругу сыграет Радмила Щеголева (Геля из бывшего «СВ-шоу» Андрея Данилко.  — Авт. ). На второстепенных ролях много колоритных девушек, в массовках занято местное население. В селе мы нашли мальчика лет семи, который сыграл маленького Никошу. Миша Сохань очень похож на будущего писателя, особенно в одежде той эпохи.

А на главную роль приглашен актер Российского академического молодежного театра Евгений Редько. Он уже много снимался, хотя не очень известен широкой публике. Но эта роль, я думаю, сделает актеру биографию. Мы с ним довольно долго, где-то с полгода, обсуждали отдельные моменты сценария (а он получился обширный), зато на съемочной площадке теперь полнейшая гармония.

Хотя в фильме, собственно, два главных героя. Помимо Николая Васильевича, это художник Александр Иванов, который двадцать два года писал свою единственную уникальную картину — «Явление Христа народу»! Иванов работает над полотном, посвященном Христу, а Гоголь — над собой и соотносит эту деятельность со своим творчеством и христианством.

«Из дневника писателя видно, что его интересовало буквально все»

 — Изменилось ли ваше представление о Гоголе в процессе работы над фильмом?

 — Да, оно менялось по ходу написания сценария. Потому что передо мной предстала не просто титаническая личность, а страдающая душа. Изучив дневник Гоголя и его переписку с друзьями, я увидела человека, не успокоенного ни в чем, гения во всех его проявлениях. Из дневника видно, что его интересовало буквально все: как называются одни и те же птицы в разных деревнях, как устроено мироздание. Увлекался писатель ботаникой и градостроительством, художественным искусством и христианством. Это важно было подчеркнуть в фильме. Почему же по-разному трактуют Гоголя, не все понимают его? Да потому, что с самого начала, от родового гнезда, в нем жило как бы два мира: потаенный ментальный, то есть художественный, и мир обыденной жизни. В быту он казался смешным, почти нелепым, очень странным человеком. Говорил друзьям: «Я не смешить пришел вас в этот мир. Бог меня чему-то научил, и эти знания я хочу передать людям».

В бывшей Васильевке мы сняли несколько кадров именно о потаенном мире Никошиного детства. Он смотрел на кошку или на подсолнухи, но видел в них что-то другое. Мать читала Евангелие, а ребенку при ударе молнии на одну секунду представал перед глазами Апокалипсис — трагедия всего человечества. Вот эти два мира постоянно присутствуют в нашей картине.

Впрочем, Наталья Сергеевна отдает себе отчет в том, что золотой век в истории человечества мало кого интересует. Этим периодом она увлеклась много лет назад, сыграв жену декабриста Волконского Марию в «Звезде пленительного счастья». Но вопреки этому режиссер снимает фильмы о Тютчеве, Салтыкове-Щедрине, Лермонтове, Пушкине, Гоголе… Потому что золотой век, по ее словам, это квинтэссенция того, что происходило в истории человечества…