В свете событий громкой кражи одного из самых дорогих в Украине полотен из одесского Музея западного и восточного искусства известный киевский эксперт в области живописи и антиквариата Виктор Федчишин рассказал «ФАКТАМ», какие художники и почему являются у нас в стране самыми привлекательными для воров
В мире похищение произведений искусства уже давно стало прибыльным бизнесом. По статистике, ежегодно воруют шедевры на сумму около шесть миллиардов(!) долларов.
Музейная кража картины Караваджо — тоже далеко не первый случай похищения раритетов из украинских музеев. За годы независимости Украины самыми громкими преступлениями были кража картины Ильи Репина «Украинский пейзаж» из Тернопольского художественного музея (к счастью, она была найдена и возвращена); сабли Богдана Хмельницкого, подаренной ему польским королем, из Переяслав-Хмельницкого историко-культурного заповедника; прижизненного издания книги Николая Коперника «О вращении небесных сфер» из Национальной библиотеки Украины имени Вернадского; работ Марии Примаченко из частной коллекции ее семьи
Пропажа картины Караваджо вызвала большой резонанс в кругах коллекционеров и любителей живописи. Полотно «Взятие Христа под стражу» (его еще называют «Поцелуй Иуды»), созданное около 400 лет назад, оценивают в 100 миллионов долларов. Безудержный рост цен на произведения живописи провоцирует все новые и новые преступления. Государственные же музеи, в большинстве из которых до сих пор нет надлежащей охраны, — становятся для воров настоящим Клондайком
— На самом деле вопрос принадлежности одесской работы «Взятие Христа под стражу» кисти итальянского художника Караваджо, так как она, к сожалению, не была подписана автором, весьма спорный, — говорит эксперт аукционного дома «Корнерс» Виктор Федчишин. — Документальная история этого полотна прослеживается только с середины ХIХ века, когда оно было приобретено русским послом в Париже Александром Базилевским — известнейшим коллекционером средневекового искусства, собрание которого сегодня хранится в Эрмитаже. В 1870 году картина попадает к великому князю Владимиру Александровичу, родному брату царя Александра III, в ведении которого находилась санкт-петербургская Академия художеств. Вскоре картину из академии передали в одесское художественное училище, в 1920 году преобразованное в Галерею старинной живописи, позже переименованную в одесский Музей западного и восточного искусства.
Впервые версию о том, что это подлинник самого Караваджо, выдвинула в 1956 году московский искусствовед Ксения Малицкая. Однако в 1960-м крупнейший знаток творчества Караваджо итальянский искусствовед Роберто Лонги категорически опроверг ее мнение. Он считал, что это лучшая из сохранившихся копий не дошедшего до наших дней оригинала Караваджо. Лет десять назад в Ирландии была обнаружена еще одна версия «Взятия Христа под стражу», тоже без подписи. Тогда заговорили, что это и есть утерянный оригинал.
Кстати, ирландский вариант в 90-е годы прошлого века был украден, а потом найден. На сегодняшний день известно около десяти вариантов работы: один находится в Музее изящных искусств в Будапеште, один — в США, еще два — в Риме и во Флоренции К тому же очень часто Караваджо копировали.
Как бы там ни было, факт пропажи картины из одесского музея весьма печален. Кстати, эту же картину (ее ирландский вариант) уже однажды воровали в фильме «Обыкновенный прес-тупник», главную роль в котором сыграл знаменитый голливудский актер Кевин Спейси.
— Прямо мистика какая-то
— Да. Кстати, по сюжету вор добровольно возвращает картину в музей. Хочется надеяться, что и одесская история закончится так же хорошо
— Украденную работу теперь ведь не продать ни на одном аукционе, ни в одной галерее
— Легальная продажа полотна действительно полностью исключена. Даже продажа на «черном» рынке, думаю, практически невозможна, учитывая скандал вокруг работы и состояние ее сохранности. Поскольку картина была украдена варварским способом (вырезана из рамы), можно предположить, что злоумышленники действовали не по конкретному заказу частного лица, а рассчитывали продать ее «по-быстрому». К сожалению или к счастью, они не понимают механизма продаж работ подобного уровня. Именно это дает надежду, что композиция в скором времени будет найдена.
— Так что, преступники ее сами могут вернуть? Наверняка ведь им выгодно уничтожить ее как улику
— Возврат не исключен. Если преступники подбросят полотно, уголовное дело закроют в виду отсутствия состава преступления, как два года назад произошло в Эрмитаже с работой французского салонного художника Жана-Леона Жерома — ее похитители тоже варварски вырезали из рамы. Если же картину не вернут, уголовное дело будет вестись и дальше.
— В мировом рейтинге «привлекательных» для воров художников сегодня такие мастера, как Пикассо, Шагал, Ренуар, Матисс А произведения кого из украинских живописцев воруют чаще всего?
— Тех художников, которые дороже всего продаются на антикварном рынке Украины, — Николая Глущенко, Сергея Шишко, Адельберта Эрдели Большинство краж, кстати, приходится на частные коллекции. Музейные кражи составляют менее десяти процентов.
— Преступники действительно часто портят картины, но вырезанное из рамы полотно — еще не значит «испорчено». Такие повреждения подлежат реставрации. Испорчено — значит совсем другое. Например, когда «Данаю» Рембрандта в Эрмитаже один сумасшедший облил кислотой. Или когда другой полоумный в ХIХ веке набросился с молотком на одну из самых известных скульптур Микеланджело «Пьета», изображающую Марию, которая оплакивает Христа. Сейчас эта работа хранится в соборе Святого Петра в Риме за бронированным стеклом.
В начале ХХ века подобный случай произошел в России — в Третьяковской галерее: на работу Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына Алексея» набросился сумасшедший и порезал ее ножом. Кстати, испортили воры и похищенное в 1969 году из церкви Сан-Лоренцо в Палермо еще одно полотно Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием», варварски вырезав его лезвием из рамы. Как пишут, в 1996-м году один наркокурьер признался на суде, что участвовал в перевозке картины. Огромное полотно при транспортировке было непоправимо повреждено. Заказчик же преступления, увидев испорченный шедевр разрыдался. И отказался его брать. Подозревают, что после всех мытарств оно попало в руки сицилийской мафии.
— В недавнем интервью директор московской Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов рассказывал, что некоторые олигархи просят шедевры напрокат для своих офисов. Но для картин, оказывается, нужен музейный климат: определенная влажность, температура. Преступники же часто не очень пекутся о сохранности украденных шедевров, бросают их в сырых подвалах
— Только ли преступники? Народный художник СССР Сергей Шишко, который дарил свои картины с оговоркой, что работа должна участвовать в выставках, любил рассказывать случай, как подарил свое полотно одному из классиков украинской литературы. Когда живописец попросил его дать на время для экспозиции, то, получив, ужаснулся: писатель обрезал картину со всех сторон, так как она не помещалась в понравившуюся ему раму.
— Кстати, о картинах Сергея Федоровича Шишко. Недавно украинская общественность была взбудоражена известием, что из Музея истории Киева пропало более 100 художественных произведений, в том числе несколько работ Шишко. Их якобы давали на временную экспозицию в государственные учреждения, но оттуда картины не вернулись.
— Насколько знаю, по факту пропажи заведено уголовное дело. Идет следствие. Сегодня Сергей Шишко — один из самых дорогих художников в Украине. Он как народный художник СССР и при жизни был очень востребованным. Его работы, преимущественно посвященные Киеву, покупали крупные государственные учреждения, музеи, дирекция выставок Союза художников
— И сколько стоили его картины?
— Дорого — тысячу рублей, полторы тысячи. Примерно столько же, как у Николая Глущенко, Алексея Шовкуненко.
— Сергей Шишко был таким же плодовитым, как Глущенко?
— Да, он много работал. Но наследие его гораздо меньше, чем у Николая Глущенко. И дарил картины, в отличие от Глущенко, он нечасто. Я был знаком с Сергеем Федоровичем. Бывал у него в мастерской и даже дома — он жил в Киеве в небольшой квартире вместе со своей второй супругой Александрой Сергеевной. Детей у них не было.
В мастерской Сергея Федоровича было огромное количество работ. Под потолком висели портреты его покойных первой жены Марии Григорьевны и дочки Вали. Эти работы он завещал никогда не продавать. Умер Сергей Шишко в 1997 году в возрасте 86 лет. Его супруга Александра Сергеевна уехала из Киева.
— В вашей практике было, чтобы в галерею приносили краденую работу?
— К счастью, такого не случалось.
— Насколько велик риск купить в галерее ворованную картину?
— Он намного меньше, чем при покупке у дилеров. Если коллекционер все же приобрел краденое, придется его вернуть. Так что могу дать совет: покупайте только в официальных местах!
— Какие рекомендации можете дать коллекционерам, чтобы обезопасить свое собрание от краж?
— Какие тут дашь советы? Хорошо охраняйте свою коллекцию, а на случай пропажи работ обязательно должна быть их фотофиксация, весьма желательно, чтобы они фигурировали в каких-то публикациях. К сожалению, после краж во многих провинциальных музеях «вдруг» обнаруживалось, что украденные картины даже не отсняты. Без этого же найти работы практически невозможно.