Правда, переход на более дешевый вид топлива чреват определенными проблемами, одна из которых — необходимость замены техпаспорта
Самый эффективный способ сэкономить на топливе — меньше ездить. Если же сделать это никак не удается, остается два пути: покупать машину с дизельным мотором или переходить на газ. Правда, первый способ сейчас малоактуален. Цена дизтоплива уже догнала цены на бензин. При этом стоимость дизельных модификаций заметно выше, чем бензиновых, а в обслуживании и ремонте «дизельки» обходятся дороже (вдобавок многие автопроизводители просто не продают такие модификации в Украине из-за низкого качества нашей «солярки»). Гораздо эффективнее перевести машину на газ. Чтобы оценить, сколько на этом можно сэкономить, произведем нехитрый подсчет.
Стоимость «нефтяного» газа — пропана — на заправках столицы сейчас порядка 4 гривен за литр, природного газа — метана — 2,4-2,5 гривни за кубометр (»куб» метана примерно соответствует литру «нефтяного» газа). Теперь о стоимости газобаллонного оборудования (ГБО). Разброс цен тут достаточно велик. Для старых, еще карбюраторных, автомобилей ГБО дешевле всего — порядка 300-400 долларов. Однако на новые машины рекомендуют, как правило, ставить так называемое ГБО четвертого поколения. Это оборудование дороже, но экономичнее, удобнее и эффективнее (система сама переходит с бензина на газ, когда двигатель прогрелся, и обратно, когда газ закончился). Стоимость такого ГБО (с установкой) для автомобиля с обычным четырехцилиндровым мотором — от 900 до 2000 долларов. В среднем же за наиболее популярное в столице ГБО итальянского производства просят 5-7 тысяч гривен в зависимости от репутации его производителя и амбиций СТО. Примерно столько же может стоить и оборудование для езды на метане. Правда, в этом случае приходится учитывать немалую стоимость баллонов — в среднем они потянут как минимум еще на такую же сумму (5-7 тысяч гривен).
Приступая к подсчетам, будем исходить из того, что ежемесячно наша машина проезжает две тысячи километров. В год это порядка 24 тысяч, что для жителя города, эксплуатирующего автомобиль ежедневно, является среднестатистическим пробегом. Нетрудно подсчитать, что при расходе десять литров бензина на сто километров пути вы будете тратить в месяц 1340 гривен. Расход газа немного больше — 11-12 литров на сто километров. Следовательно, при езде на пропане вы истратите 960 гривен в месяц, на метане — 576 гривен. В итоге за 13-14 месяцев можно сэкономить на топливе столько, сколько стоит газобаллонное оборудование вместе с установкой. Таким образом, если вы планируете ездить на машине еще как минимум года полтора-два, можете смело переходить на газ.
Очевидно, что в дальнейшем автомобиль на метане будет гораздо выгоднее. Увы, у этого вида топлива есть и свои минусы. Огромные баллоны, которых необходимо несколько штук, займут если не весь багажник, то по крайней мере большую его часть (объем одного баллона — 9-20 кубометров). Довольствоваться одним баллоном смысла не имеет, ведь его содержимого хватит самое большее километров на сто.
Еще одна существенная проблема — метановые заправки. Их всего несколько на весь Киев (на Троещине, Петровке, Столичном шоссе и Борщаговке), кроме того, из-за наплыва коммерческого транспорта нередко возникают очереди. Так что, если вы живете далеко от заправочной станции, хорошенько взвесьте «за» и «против»: возможно, всю экономию «съест» дорога на заправку и обратно.
Не удивительно, что пропан у автовладельцев гораздо популярнее метана. Но и у «нефтяного» газа есть недостатки. Многие автовладельцы уверены, что после установки ГБО топливная аппаратура — бензонасос, форсунки и топливный фильтр, обычно страдающие от некачественного бензина, — будет служить гораздо дольше. Действительно, в газе гораздо меньше примесей, из-за которых на свечах и в цилиндре мотора образуется нагар. Тем не менее на автомобилях с ГБО топливные форсунки иногда приходится чистить раза в два чаще, чем на обычных автомобилях. Как утверждают эксперты, в неработающем состоянии форсунки не охлаждаются, из-за чего отложение примесей происходит значительно интенсивнее. Еще один нюанс: газ в отличие от бензина не смазывает стенки цилиндров, в некоторых случаях это со временем может привести к проблемам в работе мотора.
Но главный вопрос как для метана, так и для пропана — безопасность: утечки газа, проблемы с электропроводкой и так далее. По словам специалистов, здесь все на 80-90 процентов зависит от квалификации установщиков. Так что, если уж вы решились ставить ГБО, делайте это на профессиональных СТО, имеющих специальное разрешение на подобный вид деятельности. Такое разрешение вовсе не формальность. Оно дает техстанции право выдать владельцу машины пакет документов для регистрации в МРЭО. Увы, это еще один минус «газификации» — после установки ГБО необходимо оформлять новый техпаспорт. (Придется оплатить «корочку» и ряд услуг, а также потерять достаточно много времени. )
Конечно, можно какое-то время ездить и со старым техпаспортом. Правда, установщики предупреждают: заметив под бампером заправочную «горловину», гаишники наверняка проверят, занесено ли ГБО в техпаспорт. Если нет, могут даже снять с машины номера.
Возможный выход из ситуации — покупка нового автомобиля сразу с ГБО. Однако в Украине пока есть лишь две модели, на которых стоит заводское оборудование для работы на «нефтяном» газе. Это украинский «ЗАЗ Ланос» с двигателем 1,4 литра и иранский седан Samand (переоборудован для езды на метане). Если «Ланос» хорошо известен, то «иранец», хоть и продается в Украине уже достаточно долго, все еще темная лошадка. Создан Samand на базе французского Peugeot 405 — европейского бестселлера конца 80-х годов прошлого века. У «иранца» приличное шасси (а это и отклики на повороты руля и приятная плотность подвески на неровностях, и поведение в вираже), доставшееся в наследство от «француза». А вот остальное Как выразился один из экспертов, «интерьер этого автомобиля словно сделан из переплавленных пластиковых бутылок, а неудобные сиденья обтянуты какой-то ветошью». Рычаг коробки передач не уступает по комфорту тому, которым орудует механик-водитель танка. Короче говоря, приобретение Samand — вопрос довольно неоднозначный.
Любопытно, что в последнее время появилось даже ГБО для дизельных моторов. Такие машины очень экономичны, однако стоимость газобаллонного оборудования слишком высока — более трех с половиной тысяч долларов. Устанавливать его имеет смысл, если вы наезжаете в год более 50 тысяч километров.