Происшествия

Народный депутат владимир поляченко: «я бы хотел порекомендовать всем людям, оказавшимся в беде, никогда не поддаваться апатии и отчаянию»

0:00 — 14 августа 2008 eye 477

Сегодня самый известный строитель в Украине отмечает 70-летний юбилей

Герой Украины Владимир Поляченко в особом представлении не нуждается. Самого известного строителя в Украине знают не только на родине, но и за рубежом. До избрания в парламент Владимир Аврумович руководил самой мощной в течение многих десятилетий строительной организацией в столице — «Киевгорстрой», которая в свое время удостаивалась звания «Лучшего предприятия Европы». Сам же Владимир Поляченко был удостоен престижной европейской награды «Лучший руководитель года». Опытнейший профессионал, построивший в столице не один миллион квадратных метров, не мог быть не востребован в большой политике. Он был советником премьер-министров Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко, Виктора Януковича и Юрия Еханурова. Кстати, когда Юрия Ивановича, после парламентских выборов в 2006 году спросили, чем ему запомнился первый день работы в Верховной Раде, он сказал: «В сессионном зале я сидел почти рядом с моим учителем Владимиром Поляченко». О своих учениках, детях, ценах на жилье и многом другом Владимир Аврумович рассказал «ФАКТАМ» накануне своего 70-летия.

«Ну разве постареешь с такой дочкой!»

 — Владимир Аврумович, годы идут, а вы наперекор им — молодеете. Как это вам удается?

 — Да посмотрите на мою дочь Дашу! (Владимир Аврумович показывает на портрет, стоящий на его рабочем столе.  — Авт. ) Недавно ей исполнилось 13 лет. Красавица! Такая невеста, куда там! Ну разве постареешь с такой дочкой? (Смеется. ) Я по-прежнему веду активный образ жизни, делаю зарядку и не падаю духом. Хотя я и перенес четыре операции, две из которых — онкологические. Знаю, что диагноз, который мне поставили врачи, многие бы восприняли как приговор. Но теперь я твердо знаю, что одна половина успеха лечения зависит от врачей, а другая — от поддержки семьи, Бога и силы воли. И я бы хотел порекомендовать всем людям, оказавшимся в беде, никогда не поддаваться апатии и отчаянию. Тогда все будет хорошо.

 — По-прежнему за руль своего «Мерседеса» садитесь?

 — Обязательно. Водить я обожаю. Это всегда было, есть и будет. Правда, когда скорость превышаю, Даша напоминает мне, что мы никуда не спешим. Такая рассудительная! (Смеется. )

 — А правда, говорят, что у вас еще одна дочь растет?

 — Да, конечно, моя названная дочь Алена из столичного детского дома «Малятко», воспитанников которого на протяжении многих лет опекает «Киевгорстрой». Я к Аленке прикипел всем сердцем, когда ей было всего три года. Сейчас она выросла такой красавицей, почти на «отлично» окончила институт, я приходил на вручение диплома, чуть не расплакался. Аленка уже приводила ко мне знакомиться своего парня. Честно признаться, поначалу у меня были кое-какие сомнения. Но, посмотрев ему в глаза, я понял, что он — замечательный парень. У Аленки есть еще брат, которого взял на воспитание завод имени Ковальской. Там он работает и параллельно учится. Мы часто говорим о традициях производственных, но уже традиционным для предприятий «Киевгорстроя» стала помощь воспитанникам «Малятка» находить свое место в жизни. Я горжусь, что сегодня

11 выпускников детского дома «Малятко» получают знания в высших учебных заведениях.

 — Отмечать юбилей где собираетесь?

 — В день рождения меня не будет в Киеве. Хочу поехать отдохнуть вместе с семьей. Мне ведь два раза удаляли по куску легкого, поэтому дышать тяжело, нужен горный воздух. Отправлюсь с женой и дочкой в Швейцарию. Надеюсь, что и старший сын Юра (министр здравоохранения с 2005 по 2007 годы Юрий Поляченко.  — Авт. ) присоединится к нам. Конечно же, после возвращения в Киев я встречусь с друзьями, близкими мне по духу строителями, ведь я президент Строительной палаты Украины. Тогда вместе и отпразднуем. Но это будет только в сентябре.

«У нас, к сожалению, потребность в жилье многократно превышает предложение»

 — Сегодня банки ужесточили выдачу кредитов на покупку недвижимости и повышают процентные ставки. Поэтому, говорят, строители в скором времени столкнутся с проблемой продажи квартир в новостройках и вынуждены будут снижать цены.

 — Мировой ипотечный кризис, безусловно, оказывает влияние на Украину, и его уже почувствовали многие строительные организации и даже «Киевгорстрой». Уверен, ситуация должна заставить руководителей думать о новых направлениях стратегического развития. Но последствия мирового ипотечного кризиса для нашей страны, по моему мнению, не приведут к хаосу на строительном рынке.

И вот почему. Цены на жилье, поймите — цены, а не себестоимость строительства, существенно упали в крупных странах, где в последние годы возводилось множество домов. В США, например, строили на одного человека один квадратный метр жилья, в Астане (Казахстан) — три квадратных метра. Если не перепроизводство, то, по крайней мере, достаточность предложения на рынке была. А у нас в Украине в 1986 году строили почти 0,5 квадратного метра на человека, а сейчас — только 0,18. То есть обвала на рынке недвижимости у нас не предвидится, строим мало.

 — Вы хотите сказать, что жилье таки не подешевеет?

 — Как говорят, хотя тетя Сара была старшим экономистом, а Карл Маркс — просто экономистом, но именно он сказал, что спрос рождает предложение, а не наоборот. У нас, к сожалению, потребность в жилье многократно превышает предложение. Поэтому, поверьте, большого удешевления квартир не будет. Да и как оно может дешеветь, если, например, арматура «Криворожстали» с каждым годом становится дороже, а за последние полгода цена вообще выросла вдвое. Растет стоимость цемента, кирпича, бензина, дизтоплива… Откуда дешеветь в условиях тотального подорожания всех компонентов строительства?

 — Так что же делать нуждающейся в жилье семье с доходом в 3-4 тысячи гривен в месяц?

 — Реальным выходом для таких людей может стать программа «Доступное жилье», которую инициировал Президент Виктор Ющенко, подписав соответствующий указ. Строительная палата его в этом вопросе поддержала. Глава государства поручил правительству предусмотреть в проекте Госбюджета на 2009 год и на последующие годы расходы на адресную поддержку строительства доступного жилья в объеме не меньше 0,5 процента валового внутреннего продукта, а это порядка 5 миллиардов гривен. При этом, конечно, необходимо оградить строительство доступного жилья от разного рода местных «накруток» в виде отчислений застройщика на развитие социальной сферы, инженерных сетей и так далее. Такой, по-государственному ответственный, подход существенно снизит стоимость строительства. Показательно, что уже сегодня многие мэры городов готовы предоставить бесплатные земельные участки под такое строительство и обеспечить его инженерной инфраструктурой. Значит, программа реальна. Кстати, пример такого строительства мы показали Президенту на границе Полтавы и Полтавской области, когда возвели дом, в котором один квадратный метр в то время (октябрь 2007 года.  — Авт. ) стоил 3 тысячи гривен, а не 5-6 тысяч, как в Полтаве.

 — Владимир Аврумович, и все же, как будет выглядеть получение доступного жилья?

 — Будут разработаны критерии, по которым определена та часть населения страны, которая будет иметь право на получение государственной 30-процентной субсидии на строительство жилья. Это деньги «на старт» для тех, кто работает, но не имеет первоначального капитала и собственности. Например, у «Киевгорстроя» есть общежития, которые хотя и имеют высокую балансовую стоимость, но на самом деле представляют собой социальные объекты. Компания финансирует их, там прописаны и живут рабочие. Стабильный доход у людей есть, а стартовые возможности для покупки жилья ограничены. Что делать? И социальное жилье получить невозможно, и коммерческое не по карману. Программа строительства доступного жилья предусмотрена для людей именно подобного социального и финансового положения. Должно быть так: если у семьи низкий совокупный доход, и рост его не предвидится, то такая семья имеет право на получение жилья социального. Если у семьи средний доход, кстати, он дифференцированный по регионам, то она имеет право на государственную поддержку в строительстве доступного жилья. Высокий уровень доходов — улучшай свои жилищные условия самостоятельно. При строительстве доступного жилья 30% его стоимости будет составлять безвозмездная государственная субсидия, а остальные 70% вы будете финансировать самостоятельно, взяв кредит. Вот Юлия Тимошенко обещала, что каждая работающая семья, имеющая определенный доход, сможет получить кредит на 25-30 лет под покупку жилья, причем под небольшие проценты годовых. Было бы великолепно, чтобы и Президент, и премьер-министр, внедряя столь важные для людей и государства проекты, шли в одном фарватере.

«Надо защищать людей от недобросовестных застройщиков»

 — В Украине таких компаний, как «Элита-центр», еще много осталось?

 — Трудно сказать, но думаю, что компаний, которые пришли на строительный рынок, не имея за душой ни средств, ни опыта, ни инвестиционных возможностей, — десятки. Уже сейчас, когда банки сократили выдачу ипотечных кредитов, некоторые мелкие предприятия прекращают начатые стройки. Они же раньше никогда не занимались строительством и думали, что это очень просто: дескать, достаточно заявить, что квадратный метр у них будет стоить дешевле, чем, условно говоря, в «Киевгорстрое». При этом они не учитывают ни инфляции, ни подорожания стройматериалов, ни отсутствия опыта. Возьмут у инвесторов деньги, доведут строительство до четвертого этажа, а затем — о-па, цены в стране поднимаются, и оказывается, что средств для дальнейшего строительства у них уже нет.

Мы в парламенте пока, к сожалению, провели только одно серьезное решение, чтобы защитить людей от недобросовестных застройщиков. Теперь компании, претендующие на получение земли под застройку, должны предоставить свои бухгалтерские отчеты, так сказать, свою финансовую биографию. А то для получения площадки под строительство создается какая-нибудь компания-пустышка без кредитной истории, с офисом на крыше 22-этажного дома и с

5 гривнями уставного капитала, отводит себе этот участок, а затем начинает им торговать. Но беда в том, что и покупают зачастую такие же компании. Отсюда и «элиты». Нет, нужно потенциальным и ответственным застройщикам не землю продавать, а четко разработанные, готовые инвестиционные проекты, как это делается в большинстве стран мира, в том числе, и в России, в частности, в Москве.

 — Владимир Аврумович, свою работу на заводах железобетонных изделий часто вспоминаете?

 — Конечно. Я стал директором ЖБИ Ь 4 в Жулянах, когда мне было 27 лет. Недавно проезжал, смотрел. Мне очень приятно, что сегодня завод живет и работает. Там хороший директор — Женя Токарский, неплохая организация производства и достойная заработная плата. В 1972 году меня назначили руководить новым заводом — ЖБИ Ь 5. Еще тогда это было очень модерновое предприятие, а сейчас там просто фантастика: новые технологии, а за компьютерами сидят девочки с маникюром и кольцами… Когда приезжаю на завод, говорю: да, ребята, сейчас вам работается намного лучше, чем 35 лет назад. А ведь я помню, как на ЖБИ никто из киевлян не хотел идти работать. В основном на завод устраивались иногородние, бывшие зэки, да еще и ЛТП на территории построили, чтобы алкоголиков, значит, трудом лечить. (ЛТП — лечебно-трудовые профилактории, занимавшиеся во времена СССР принудительным лечением лиц, больных хроническим алкоголизмом и наркоманией.  — Авт. )

И когда сегодня строители начинают паниковать, что останутся без работы якобы в связи с обвалом на рынке жилья и сокращением строительства, я напоминаю им ситуацию, сложившуюся в 90-х годах прошлого века. Когда в 1992 году я стал президентом холдинга «Киевгорстрой», у нас все краны стояли опломбированные, заказов не было, а люди по полгода не получали зарплату. Но все равно выстояли: нашли схему привлечения денег населения, люди нам поверили. Потому что искали пути выживания. Да, сейчас тоже непростое время. Но я говорю некоторым в «Киевгорстрое»: «Ребята, не паникуйте, а думайте, ищите. У вас есть все — опыт совместной работы на рынке, доверие людей. Дорожите им и преумножайте его». Тарас Бульба ведь не дурак был, когда своим сыновьям веник показывал и говорил, что сломать его легко только по веточке. Рад, что сегодня «Киевгорстрой» на плаву, что под руководством его нынешнего руководителя Петра Степановича Шилюка компания развивается.

 — Нынешний министр обороны Юрий Ехануров не без гордости называет вас своим учителем. Как вы познакомились?

 — В 70-х годах я был управляющим трестом «Стройдеталь», а Юрий Иванович работал мастером на маленьком заводе ЖБИ Ь 8 на Корчеватом. Я его заприметил, поскольку он был человеком уникальной работоспособности, порекомендовал назначить его директором завода, а затем предложил ему пойти ко мне заместителем по производству. Наш трест тогда располагался на первом этаже маленького двухэтажного домика, недалеко от Генпрокуратуры. По кривым полам офиса бегали крысы размером с небольших собак. Но мы с Юрием Ивановичем все равно приходили на работу в 5 утра, обзванивали все заводы: цемент есть, металл есть, сколько чего надо и так далее… Он оказался очень интеллигентным человеком, даже выругаться, как следует, не мог. Это позже, став политиком, научился. (Смеется. ) А тогда я даже пытался ему подражать. Помню, обещал жене: «С завтрашнего утра буду говорить на работе только слова «я вас очень прошу», «сделайте, пожалуйста» и ни разу не выругаюсь». Но к вечеру смотрю, что-то моя вежливость не срабатывает. Никто ничего не делает. А как только начну кричать про «вашу мамашу», процесс идет. (Смеется. ) Сейчас, конечно, в системе факторов эффективного производства другие стимулы — экономические.

 — О смысле жизни часто задумываетесь?

 — В постоянных поисках смысла жизни можно саму жизнь потерять. Я знаю, что есть что-то и кто-то выше нас. И веря в это, я прошел тяжелое испытание. Но не сломался во время болезни также потому, что мне подали руку помощи моя семья, близкие мне люди. Без них я бы, наверное, не выжил.