Происшествия

Чтобы уберечь детей от болезней и сглаза, на маковея их купали в освященной воде и надевали на голову венок из целебных трав

0:00 — 14 августа 2008 eye 1248

Сегодня, в первый день Успенского поста, освящают букеты и мед, а на яблочный Спас — яблоки, груши, сливы и виноград

Маковея, первый Спас, медовый Спас — так называется в народе сегодняшний праздник. Православные и грекокатолики отмечают Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господнего и начало Успенского поста, который хоть и длится всего две недели, до 28 августа (Успение Пресвятой Богородицы), тем не менее довольно строгий. Недаром он издревле считается «осколком» Великого. По легенде, Бог заповедал людям говеть перед Пасхой целых девять недель, но святые отцы стали просить Всевышнего, чтобы он смилостивился и укоротил пост, поскольку народу не под силу так долго воздерживаться от скоромной пищи. Тогда-то две недели и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост, который в Украине еще называют «Спасiвка-ласiвка», потому что на него приходятся сразу три «вкусных» праздника Спаса: медовый, яблочный и ореховый.

Лучшие соты оставляли в дар храму, затем угощали сирот и вдов, и только после этого пчеловоды сами пробовали мед

Первым встречали Спас медовый, или Маковея. Собираясь в церковь, утром девчата составляли специальные букеты — «маковiйчики» — в которые обязательно входили чабрец, полынь, головки мака, рута-мята, календула и, конечно же, «чорнобривцi». Цветы освящали, чтобы в течение года хозяйство процветало и было плодовитым: «Нехай буде в господарствi стiльки тварин, як у макiвцi зернин».

А глава семьи перед службой нарезал медовые соты и выкладывал их на большое блюдо. После службы мужчины собирались обособленным кругом и, помолившись перед иконой cвятых Зосимы и Савватия (их наши предки считали покровителями пчеловодов), просили батюшку освятить мед. Лучшие соты оставляли в дар храму, угощали сирот, вдов и убогих, и только затем пчеловоды сами пробовали мед.

После службы по домам сразу не расходились, а вместе со священником всей громадой отправлялись освящать колодцы. В старину люди верили, что на медово-маковый Спас вода приобретает чудодейственную силу. Хозяева подворья ставили около колодца два стола, на один клали хлеб, соль и зажигали свечу — дары людям. На другой выставляли кувшин с освященной водой и миску с «коливом», сваренным из пшеницы нового урожая. Это обрядовое блюдо готовили для добрых духов и душ усопших предков.

После этого крестным ходом люди шли к рекам, озерам, прудам, где также совершали молебны. В освященной воде принято было купаться, чтобы уберечься от лихорадки и сглаза. Хозяева мыли лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку. Верили: целебная в этот день вода защитит животных от болезней.

На медовый Спас магическими становились и растения. Считалось, что если к ним обратиться с просьбой, то все желания исполнятся. Только просить должен человек неискушенный, с чистой душой — ребенок или девица. Поэтому в этот день для детей мамы плели особые веночки из чабреца, льна, календулы… Каждый цветок играл роль оберега, который мать заговаривала: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого з нас голова не болiла. Бiлися бiло, щоб хустками твощми нашiй (имя дочери) весiльну голову покрило».

Вообще, Маковея в некоторых регионах Украины считался девичьим и детским праздником. Подростки в этот день не работали, а отправлялись на луг или в лес, чтобы играть и веселиться. Парубки подшучивали над девчатами, называли их «макодзюбками» или «маковiйками».

Люди верили, что три свечи, символизирующие Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, уберегут род от всех бед

Второй Спас — яблочный, или великий — отмечают 19 августа. Церковь в этот день вспоминает Преображение Господне на горе Фавор. И поскольку данный праздник — один из двенадцати самых больших в году, то верующим дается послабление в посте и они могут побаловать себя рыбой и вином.

Вечером накануне Преображения семье предстояло хорошенько потрудиться. Хозяйки с дочерьми варили постный борщ с карасями, лепили вареники с картошкой, грибами, капустой и фасолью, жарили рыбу, пекли пироги с яблоками и сливами. А еще полагалось наварить яблочных галушек и нажарить оладий.

В это время хозяин с сыновьями, по старинному обычаю, отливал из воска свечи на все церковные праздники года: и на Свят-вечер, и на Крещение, и на «Страсти», и на Пасху. Кроме того, нужны были свечи, чтобы раздавать их бедным людям, сиротам, вдовам. Жена, справившись с приготовлением праздничных блюд, приходила помогать мужу. Ей полагалось сделать свечи «родильнi», которые зажигали при родах, «хрестильнi» и «весiльнi». Однако самой главной свечой считалась «трiйця». Специально для нее изготовляли красивый тройной подсвечник. Деревянный украшали резьбой и инкрустацией, глиняный — расписывали. «Трiйця» была в каждой семье, люди верили, что эти три свечи, символизирующие Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, уберегут род от всех бед.

Поскольку великий Спас считался еще и праздником урожая, утром в церковь на освящение несли украшенные колосьями корзины с яблоками, грушами, сливами и виноградом. Яблоки до Спаса есть не полагалось, и этого дня народ ждал с нетерпением, особенно женщины, которые похоронили маленьких детей. Они боялись нарушить запрет, зная древнюю легенду о том, что на Спаса Пресвятая Дева на том свете раздает деткам золотые яблочки. Их получают малыши тех матерей, которые выдержали «фруктовый пост».

После службы семьи шли на кладбище помянуть усопших родственников. Забыть о душах покойных в этот день считалось большим грехом. Фруктами, окропленными святой водой, щедро угощали бедных. Появилась даже такая поговорка: «На другий Спас i жебрак яблучко з'щсть».

Обедать на Преображение принято было в саду под деревьями. В центре стола ставили тарелку с освященными фруктами. С них-то и начинали трапезу, запивая виноградным или яблочным вином: «Щоб садовина родила». А потом переходили к борщу, рыбе и вареникам. Кстати, если дождик не давал насладиться праздничным обедом и загонял людей в дом, они не слишком расстраивались, ведь дождь на Спаса предвещал снежную зиму и хороший урожай в следующем году.

Со Спаса рачительные хозяева начинали заготавливать яблоки на зиму. Из мягких «летних» сортов варили варенье, а «зимние», более плотные, оставляли впрок. Снимали фрукты рано утром и от росы не вытирали, чтобы сохранился естественный защитный слой. Затем складывали в короба и опускали в погреб.

С первой оторванной веточки калины каждая девушка брала в рот две ягодки и вслух признавалась в любви своему парубку

А 28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы, заканчивается пост. Этот праздник в народе называют еще первой Пречистой. С началом мясоеда разрешалось засылать сватов, начинались «оглядини», «заручини». Говорили: «На Пречисту в хатi речисто», «Як прийде Пречиста — стане дiвка речиста».

Чтобы привлечь внимание парубков, под крышами хат, в которых жили девушки на выданье, вешали гроздья калины, поэтому девчата не раз бегали за ней в лес. Найдя куст калины, они пели и водили вокруг нее хороводы, а затем садились полдничать. Только после трапезы полагалось начинать ломать калину. С первой оторванной веточки каждая девушка брала в рот две ягодки и вслух признавалась в любви своему парубку.

Девчат, возвращавшихся с калиной домой, на дороге подстерегали хлопцы и набрасывались на них, пытаясь отобрать ягоды. Защищаясь, девушки разрисовывали ребятам лица красным соком. Но и те в долгу не оставались: щедро размалевывали калиной девичьи щеки. Уцелевшие после таких «боев» ветки вносили в дом, часть закрепляли под образами, а остальные вешали над входной дверью и под крышей.

Третий Спас именуется ореховым, хлебным, или на полотне, и празднуется 29 августа. По традиции, хозяйка в этот день выпекала первый хлеб из зерна нового урожая и провожала хлебом-солью главу семьи в поле, где он начинал засевать озимые. А еще считалось большой удачей обвенчаться именно на третий Спас. В народе говорили: «На Спаса весiлля гуляти — бути подружжю багатим».

ВАРЕНИКИ С МАКОМ

Для приготовления теста потребуется: 500 граммов муки, 1 стакан воды, щепотка соли, 2-3 столовые ложки растительного масла.

Для начинки: 2 стакана мака, 100 граммов сахара.

Из муки, теплой воды, соли и растительного масла замесить довольно крутое тесто, положить его в полиэтиленовый пакет и дать «отдохнуть» около часа.

Мак следует промыть, залить кипятком и дать остынуть, затем отцедить лишнюю воду. Растереть мак в глиняном горшке, постепенно добавляя сахар. Можно пропустить 2-3 раза через мясорубку.

Тесто раскатать в пласт толщиной около 2 миллиметров, вырезать кружки, в середину каждого положить начинку и слепить. Варить вареники в кипящей подсоленной воде, пока они не всплывут. При подаче полить медом.

ОЛАДЬИ ПОСТНЫЕ С ЯБЛОКАМИ

Для приготовления понадобится: 400 граммов муки (можно взять манку тонкого помола), 50 граммов дрожжей, 2 столовые ложки постного масла, 3-5 кислых яблок, половина чайной ложки (без верха) соли, 2 столовые ложки сахара, полтора стакана воды.

Дрожжи развести в теплой воде, насыпать половину муки, хорошо перемешать лопаткой, накрыть салфеткой и поставить в теплое место. Когда опара поднимется, влить постное масло, всыпать сахар, соль, остальную муку, взбить лопаткой до пузырьков и затем дать тесту подняться.

Яблоки очистить, нарезать ломтиками, вместе с сахаром положить в тесто. Класть тесто ложкой на промасленную сковороду и поджаривать с обеих сторон. Горячие оладьи посыпать сахарной пудрой или полить медом.