Между тем, первый заместитель главы Секретариата Президента Александр Шлапак заявил, что у нашей страны нет юридических оснований требовать определенной ответственности от кораблей Черноморского флота
После того как корабли российского Черноморского флота (ЧФ РФ), базирующиеся в Севастополе, побывали в зоне грузинского конфликта, в Украине с новой силой разгорелись дискуссии по поводу условий пребывания иностранных военных на нашей территории. Вопрос сводится к следующему: имеет право ЧФ РФ, базирующийся в Крыму, принимать участие в военных конфликтах или нет? И могут ли его корабли беспрепятственно вернуться на базу после подобного рейда? Эксперты разошлись во мнениях по этому поводу. Как оказалось, отдельный договор, регламентирующий участие российского флота в конфликтах, так и не был подписан. На днях этой проблемой озаботился Совет по вопросам национальной безопасности и обороны (СНБО).
Как сообщает пресс-служба Президента, 13 августа Виктор Ющенко своим указом ввел в действие решение СНБО, утвердив порядок пересечения государственной границы Украины военнослужащими, военными кораблями и самолетами Черноморского флота Российской Федерации, базирующимися на нашей территории. Среди прочего, порядком устанавливается, что для пересечения границы Украины военными кораблями или самолетами ЧФ РФ командование флота не позднее, чем за 72 часа присылает через штаб ВМС Вооруженных Сил Украины в Генштаб ВСУ соответствующее сообщение. В нем обязательно отмечаются сведения о наличии на таких военных кораблях или самолетах лиц, вооружения, боеприпасов и взрывоопасных веществ, военного имущества и оснащения, которые транспортируются. В случае получения согласия от военного руководства Украины командование ЧФ информирует не позже, чем за одни сутки до пересечения государственной границы штабы Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины и соответствующий таможенный орган Украины. Если военные этот порядок нарушают, службы государственных контрольных органов Украины имеют право их предупредить, а то и вовсе «попросить» с территории нашего государства.
Бывший командующий российского ЧФ адмирал Владимир Комоедов по поводу этого указа безапелляционно заявил, что Черноморский флот России не подчиняется Президенту Украины и его директивам. «Не в компетенции Виктора Ющенко отдавать указы российскому военному флоту. Черноморский флот России подчиняется главнокомандующему ВМФ России и верховному главнокомандующему страны», — цитирует адмирала РИА «Новости».
Официальная Москва также молниеносно отреагировала на указ Виктора Ющенко. Правда, более дипломатично, но не менее агрессивно. Указ был расценен как антироссийский шаг, противоречащий духу и букве соглашений по ЧФ РФ и Большому договору о дружбе. В соответствующем заявлении МИД России подчеркивается, что новый порядок пересечения украинской границы для кораблей российского флота нацелен на создание серьезных осложнений для практической деятельности флота «в прямом противоречии с базовыми соглашениями между Россией и Украиной о статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины 1997 года».
«Этот односторонний шаг наносит еще один удар по переговорному процессу по проблематике Черноморского флота, а в более широком плане — по всему комплексу двусторонних отношений Вызывает недоумение, что украинская сторона вновь не потрудилась хотя бы соблюсти элементарные дипломатические приличия и обсудить данную проблему в рамках российско-украинской межгосударственной комиссии», — заявляют в МИД России.
Хотя буквально на днях украинское и российское внешнеполитические ведомства уже обменивались мнениями по этому вопросу. Как уже писали «ФАКТЫ», о готовности Украины заключить соответствующий договор заявлял заместитель министра иностранных дел Константин Елисеев. Более того, украинская сторона высказала обеспокоенность тем, что Россия затягивает с подготовкой и подписанием соглашения об участии ЧФ РФ, который дислоцируется на территории Украины, в конфликтных ситуациях. В ответ Министерство иностранных дел РФ выразило удивление тоном и содержанием заявления МИД Украины, а также в очередной раз отметило, что меры, которые украинская сторона угрожает применить, не отвечали бы российско-украинским договорам и были бы недружескими по отношению к Российской Федерации.
Впрочем, введение в действие указа Президента не расставило всех точек над «i» и в Украине. Так, первый заместитель главы Секретариата Президента Александр Шлапак заявил, что Украина не имеет юридических оснований не пустить корабли Черноморского флота Российской Федерации на территорию Украины после их участия в кавказском конфликте. По его словам, действующий до сегодняшнего дня порядок передислокации и пересечения границы кораблями Черноморского флота не предусматривал ответственности за нарушение установленных правил, что позволило кораблям выйти с базы в Крыму официально в Новороссийск, а на самом деле — в зону конфликта. «К сожалению, документ (указ Президента. — Авт. ) не имеет обратной силы (во времени), и, таким образом, юридических оснований говорить о том, что у нас есть возможность требовать определенной ответственности от кораблей Черноморского флота, к величайшему сожалению, у нас нет», — цитирует Александра Шлапака УНИАН.
В свою очередь, первый заместитель главы секретариата сообщил, что соответствующий порядок передислокации и пересечения границ был фактически принят единогласно постановлениями правительства еще в июле текущего года, но по неизвестной причине так и не вступил в силу. Хотя, по словам Александра Шлапака, за это постановление проголосовали единогласно все члены правительства. А нынешнее решение СНБО было принято не на заседании членов этого органа, а путем опроса членов СНБО, и 12 из 14 членов Совбеза высказались «за». Не поддержали этот документ только премьер-министр Юлия Тимошенко и министр внутренних дел Юрий Луценко.
Глава МВД, кстати, был крайне удивлен появлением подобной информации. Как сообщает пресс-служба «Народной самообороны», Юрия Луценко, находящегося в отпуске, никто о заседании СНБО не предупреждал и по телефону об этом с ним не говорил. Более того, по словам министра, МВД еще несколько месяцев назад полностью согласовало проекты принятых решений относительно условий перемещения Черноморского флота России по территории Украины. Аналогичным образом на заявление г-на Шлапака отреагировали и в правительстве. Управление по связям с масс-медиа Кабинета министров заявило, что премьер-министр приглашения на заседание Совбеза не получала. Более того, в заявлении секретариата Кабмина подчеркивается: «Известно, что в среду никакого заседания СНБО не проводилось. О том, что Совбез будто бы принял решение, а Президент на основании этого издал указ, в правительстве узнали из СМИ».
А вот и. о. главы Минюста Украины Евгений Корнийчук заявил, что украинско-российские договоренности по Черноморскому флоту не предусматривают ограничений действий флота за пределами нашего государства. Соглашение между Украиной и РФ на этот счет предусматривает лишь обязательство российской стороны не иметь ядерного оружия в составе флота. По его словам, также действует норма, согласно которой российские военные осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством своей страны. «Это дает нам право считать, что действия Черноморского флота являются экстерриториальными, и на них никоим образом не распространяется законодательство Украины. Те ограничения, которые соглашение на них накладывает, на мой взгляд, не касаются использования вооруженных сил экс-территориально за пределами Украины», — цитирует Евгения Корнийчука «Интерфакс-Украина».
В МИД Украины на этот счет иная точка зрения. Посол по особым поручениям Виктор Семенов подтвердил «ФАКТАМ», что «в соответствии со статьей 6 соглашения о статусе и условиях пребывания российского флота на территории Украины, военные формирования совершают свою деятельность в местах дислокации согласно с законодательством РФ». Но при этом та же статья гласит, что они «уважают суверенитет Украины, соблюдают ее законодательство и не допускают вмешательства во внутренние дела Украины». «А что такое место дислокации? Это арендованная территория, военные городки которой использует российский флот. Но вне этой территории они должны соблюдать наше законодательство Статья же 15 соглашения гласит, что передвижение, связанное с деятельностью военных формирований вне мест их дислокации, совершается после согласования с компетентными органами Украины», — подчеркнул Виктор Семенов. Более того, по словам дипломата, «любой иностранный корабль получает разрешение не менее чем за месяц до пересечения нашей границы. До 1999 года такие правила действовали и в отношении российского флота. Но по просьбе россиян мы создали им льготные условия, разрешив при пересечении границы лишь информировать об этом украинскую сторону. То есть корабли ЧФ РФ фактически без таможенного и пограничного контроля пересекали нашу границу. Теперь, с целью защиты наших национальных интересов, мы усиливаем контроль».