В 2019 году православные и грекокатолики празднуют Пасху 28 апреля. Как в старину готовились Светлому Христову Воскресению, как его отмечали в разных регионах Украины, в какие приметы верили и каким традициям следовали, «ФАКТАМ» рассказала Татьяна Карандеева, заведующая экспозиционного отдела «Полтавщина» Национального музея архитектуры и быта Пирогово.
— Как объясняется украинское название праздника Пасхи — Великдень?
— Существует такая легенда: когда родился Христос, дни стояли светлые и долгие, тянулись семь дней — от воскресного восхода до субботнего заката. А когда распяли Иисуса, то дни стали короче. И только царские ворота (символизирующие ворота в Рай) в храме в память о тех далеких временах до сих пор стоят настежь в течение семи дней.
— Как «плавающая» дата торжества влияет и на другие церковные праздники?
— Христово Воскресение — самый большой и светлый христианский праздник. Подготовка к нему начинается после Масленицы в течение семинедельного Великого поста — молитвой и борьбой с греховностью. Попадая каждый год на другую дату, Пасха всегда приходится на воскресный день. От нее календарно зависят Вербное Воскресенье, Вознесение, Троица. А вот у Рождества, Крещения, Благовещения всегда определенная дата. После католической Пасхи празднуют и православную. Случается, что между этими датами бывает разрыв до полутора месяцев.
— Пасхальное приветствие «Христос воскрес» первый раз произносят в храме, а как долго звучит оно после праздника?
— Пасхальная служба, исполненная духовной радости и ликования, начинается в ночь на воскресенье. Евангелие описывает воскресение Христа, а начало ведется от иерусалимской громады. Оттуда и происхождение первого восклицания пасхальной литургии «Христос воскресе…» Приветствие выражало радость апостолов, которые узнали о воскресении Христа.
Среди православных христиан распространен обычай христосования, в первый день Пасхи (и в последующие 40 дней) проговаривают радостное «Христос воскре́се!» и отвечают на него «Вои́стину воскре́се!», троекратно целуются.
В церковь одевались в выходные одежды, а после утренней литургии христосовались друг с другом, желали сил и здоровья, чтобы и следующий праздник встречать в здравии. Родственники целовались и обнимались при встрече. В этот день приветствовали даже врагов, тем подчеркивали исключительность дня и стремление к дружелюбию. Из двух повстречавшихся людей, как было заведено, младший первым приветствует старшего по возрасту. И после Пасхи приветствие «Христос воскрес» еще повторяется многократно — во время воскресной литургии.
— Шестая неделя поста — Вербная, а седьмая, последняя, — Страстная. Как наши предки ее проживали, чем занимались, чему уделяли особое внимание в канун Пасхи?
— Последняя предпасхальная неделя в народе называлась белой или чистой, так как в это время занимались уборкой. Приводили в порядок жилище: тщательно мыли лавки, столы, белили стены в хате. В Центральной Украине стены в основном белили — отсюда и название недели. А на Полтавщине, к примеру, деревянные стены в домах натирали яичным белком — чтобы блестели, как лакированные. За ночь такое покрытие высыхало и к утру стены имели презентабельный вид — бытовало название «мита хата».
В основном порядки наводили в четверг, который еще называли Великим, Чистым, Светлым, Страстным и днем весеннего очищения. Селяне привычно просыпались до рассвета, чтобы убрать в конюшне, в коморах, во дворах, сгрести листья и бурьян в палисадниках — так прогоняли зиму, всякую нечисть — и приговаривали: «Смерте, смерте, іди на поля і ліси, а ти, морозе, не виходь з своєї комори і не морозь городину» (приморозки могли навредить молодым росткам на огородах).
Бытовало поверье, что в четверг до восхода солнца ворон в реке воронят купал. Поэтому люди, особенно болеющие, старились встать пораньше и искупаться, пока ворон не провел своего ритуала. Попутно брали ведро воды из купели и, выливая ее на перекрестке, приговаривали: «Господи, перехресна дорога, дай, Боже, здоров’я в ручки, в ніжки і животик трошки». И осторожные люди в этот период такие места на пересечении дорог обходили, чтобы, не дай Бог, не зацепить болезнь.
В Чистый четверг стригли детей, чтобы волосы не выпадали и голова не болела. А хозяйка перед самым рассветом садилась на порог и выводила нитку из кужеля необычно — пряла ее наоборот — пальцем от себя. Такую нитку сматывала в клубок и сохраняла в течение года, при необходимости перевязывая ею больные места на руках и ногах.
А если вечером стирали с пеплом, то его сохраняли, чтобы в дальнейшем применить как средство от лишая, который мог приключиться у человека или животного.
В старину стремились обнаружить ведьму (верили, что такие очень вредят в быту). В некоторых областях в лесу из осины на протяжении семи недель поста мужчины мастерили ворота и привозили их тайно в село. По четвергам устанавливали конструкцию, а сами прятались неподалеку, чтобы увидеть ведьму: она не могла пройти в ворота, а только перелазила через них. Вот такое разоблачение устраивали и в Чистый четверг.
Хозяйки готовили и четверговую соль для пасхального стола: соль заворачивали в тряпочку и клали в печь. Когда тряпица обгорала, соль собирали и сохраняли на праздник — хозяин сыпал ее на хлеб, который ставили под образами перед утренним пасхальным завтраком. Эту соль давали и скотине, если ее беспокоил желудок.
— Какие свойства в народе приписывали страстной свече?
— В четверг вечером люди старились не шуметь, громко не разговаривать дома и на улице, тем более когда в церкви читали Евангелие. Во время чтения в храме нельзя было «кунять», когда одолевал сон, иначе нечистая сила воспользуется моментом и утащит в пекло… А после церкви зажженную страстную свечку несли домой, стараясь не погасить ее. Перед хатой на воротах, затем на коробке входных дверей и на сволоке (балке, поддерживающей потолок в доме) оставляли три следа от пламени в виде крестиков — так ограждали усадьбу от нечисти. А люди, которые болели, считали эту сажу целебной, поэтому осторожно ее соскребали и разводили свяченой водой — верили, что так точно избавятся от горячки.
В древности верили в магическую силу страстной свечи, которая в трудное время обязательно поможет. Ее зажигали перед образами во время грозы, вкладывали в руки покойному, провожая в последний путь. Селяне сами делали свечки и использовали их несколько лет подряд. На Харьковщине считалось, если такая свеча три года подряд горела на Страстной четверг, то она уже обладала волшебной силой и оберегала хату от бед.
— Какие обычаи связаны с Чистым четвергом?
— Девчата в Чистый четверг собирались на берегу водоема и встречали рассвет: с появлением солнца девушки раздевались, распускали косы, заходили в воду, приговаривая: «Водане, на тобі русу косу, дай мені дівочу красу».
Пока в четверг правились страсти в церкви, хозяйки забрасывали на чердак 12 сухих поленьев, чтобы паска «не запала». Если такое случалось, то предвещало трагедию — мог умереть кто-то из родни.
На Киевщине, Подолье, Левобережье Чистий четверг называли «навский Великдень», ведь по древним верованиям, Бог трижды в год отпускает умерших с того света: в Чистый четверг, во время цветения ржи и на Спас.
Среди селян были и такие, что в последние дни перед Пасхой не просто постились, а ничего не ели и даже не пили: исцелившись ранее от какого-то недуга, они давали обет Богу и строго его придерживались.
— Знаю, что в Чистый четверг расписывали пасхальные яйца.
— Да, в Чистый четверг делали писанки. Орнаменты выбирали растительные, геометрические, зоологические, бытовые. Рисовать на выпуклой поверхности непросто, поэтому требовалась сноровка. Мастера использовали палочку с жестяной трубочкой на конце, куда набирали растопленный воск и наносили его на места, которые не окрашивались: так делались обводки, точки, опоясывания. Сначала яйцо опускали в светлую краску (например, желтую), высушивали, снова наносили узор воском и опускали в другую краску, но более темную. И так повторяли несколько раз, используя все более темный тон краски.
Писанки с готовыми рисунками в глиняной миске выдерживали в печи при температуре не выше 35−40 градусов — до тех пор, пока воск не растопится и не стечет. Писанкарство сохранилось в основном в западных регионах страны. Сегодня используют пищевые краски, а раньше — только растительными пользовались: из дубовой коры, шелухи лука, например. Многие хозяйки и сейчас для окрашивания яиц припасают луковую шелуху.
— Насколько усиливались строгости поста в Страстную пятницу и что можно было делать?
— Верующие в этот день ничего не ели, пока не вынесут Плащаницу с алтаря (плат с изображением Иисуса Христа переносили в середину храма во время богослужения). На Виннитчине Плащаницу трижды обносили вокруг церкви. Люди приходили нарядно одетые, в приподнятом настроении. На Галичине в этот день колокола замолкали. Вместо них использовали грубые деревянные доски, и звонарь деревянными молотками стучал по ним, оповещая о начале богослужения.
Служба длилась обычно до обеденного времени, потом люди шли по домам. В этот день не ели даже рыбу, обходились продуктами с огорода — картошкой, капустой, квашеными огурцами. Не разрешалось шить, прясть, стирать, рубить дрова, тесать топором, не допускалась тяжелая работа. В пятницу разрешалось лишь садить капусту и выпекать паски. Женщины ставили в печь паски: «загнітять їх свяченою вербою», а сами шли на огород высаживать рассаду — тогда капуста уродится здоровая, как и паска.
На Пасху пекут куличи (высокий сдобный хлеб) — символ тела Господня, к которому причащаются верующие. Также красят яйца (раньше — только в красный цвет), которые служат символом мира, обагренного кровью Иисуса Христа, и возрождением к жизни.
— А как пекли паски, какие ингредиенты использовали?
— В старых рецептах (конец ХIХ — начало ХХ века) указывалось, что паски (или куличи) пеклись на душистых кореньях, сладостях, обязательно соблюдались этапы: делали опару на молоке (применяли закваски), туда добавляли муку белую пшеничную муку и яйца, при замесе в тесто добавляли белый и желтый имбирь, настойки на шафране. Тесто порциями выкладывали в высокие формы (смазывали их растительным маслом или смальцем), сверху делали крестики и шишки. Наполненные формы ставили в теплое место, а потом в нагретую печь для выпечки.
Хозяйки выгоняли мужчин из хаты, где замешивалось тесто. Не допускались негативные эмоции, и процесс приготовления проходил в тишине. Пекли в этот день и пирожки, а хлеб делали заранее.
Рецепт паски (село Новая Басань Бобровицкого района Черниговской области)
Опара: смешать 1,5 литра теплого молока, 100 граммов дрожжей, 1 стакан сахара и 1 стакан муки. Поставить в теплое место на три часа.
Добавить 250 граммов маргарина, 10 — 12 яиц, соль, сахар по вкусу, муки — сколько возьмет. И усердно вымешивать до тех пор, пока «спина не станет мокрой», добавляя 1 стакан растительного масла, ваниль и изюм по вкусу.
Форму смазать жиром (смальцем или растительным маслом), наполнить тестом на одну треть. Поставить в теплое место.
Когда тесто в форме поднимется, украсить косичкой или крестиками из теста.
Выпекать до готовности (в духовке — при температуре 180 градусов).
При общих рекомендациях у каждой хозяйки были свои секреты, семейные рецепты.
Читайте также: Быстрый рецепт бездрожжевого пасхального кулича: легко и вкусно
Почти готовые паски, чтобы не пригорели, накрывали хустками, которые потом сохраняли и применяли при недомоганиях. До освящения пасок никому не разрешалось их есть.
В пятницу по древнему обычаю яйца не красили, чтобы не портились. А эту процедуру проводили в субботу.
— В субботу готовили пасхальные корзины. Чем их обычно наполняли?
— В субботу еще продолжали украшать писанки и делать крашенки (в основном они были красными — это символ вечной жизни) — ими обкладывали паску, которая размещалась в центре пасхальной корзины. А сбоку клали ветчину, колбасу, сало. Загодя (в четверг) традиционно кололи свиней, был обычай запекать в печи молочных поросят — их подавали с хреном в зубах. Такое блюдо тоже несли освящать. Клали в корзину и соль, и зерно, которым потом кормили кур, и молочные продукты.
— А с вербой, освященной в Вербное воскресенье, что делали?
— В Христово Воскресение ее обязательно клали возле паски, а когда приносили в Вербное воскресенье из церкви, то садили в огороде, заносили в коровник, постукивали потом животное, провожая по теплу на пастбище. Освященую вербу применяли в народной медицине: от ревматизма настаивали, ноги парили, даже голову мыли, чтобы не болела.
— Замечала не раз: в пасхальную корзину кладут разные предметы и даже вино, водку. В старину алкоголь тоже несли в церковь?
— Не было такого в национальных традициях. Во всяком случае, подобные сведения не встречались в публикациях, основанных на данных экспедиций. В корзину также не клали деньги, украшения, ценности. Сейчас берут и вино — кагор, например, кладут и сыры, и другие продукты.
В наше время в пасхальную корзину кладут:
- паску, крашенки и писанки, символизирующие вечную жизнь;
- сало, буженину, колбасы и копчености;
- из молочного — творожную пасху;
- хрен — символ силы духа;
- зерно и соль — на здоровье и достаток;
- вино кагор;
Не рекомендуют класть в пасхальную корзину:
- алкоголь (кроме кагора);
- кровяную колбасу;
- ключи;
- украшения;
- деньги;
- материальные ценности.
Часть людей стекалась в храмы еще с субботнего вечера — на всенощную. Приходили уже с собранной пасхальной корзиной, чтобы после службы освятить ее содержимое. Как только в Христово Воскресенье колокола звонили к утренней, в селах и городах со всех сторон на божью службу собирались люди — шли пешком, ехали на возах, брали с собой деток. В церкви порой не хватало всем места, и людям приходилось стоять рядом с храмом, слушая молитвы на расстоянии.
— Какие ритуалы были распространены, когда разговлялись?
— В западных областях Украины было правило: после церкви хозяйка хлопотала на кухне, а хозяин нес крашенку в сарай, чтобы крестообразными движениями провести яйцом вдоль хребта животных и так обеспечить им здоровье. Это же яйцо крошилось, а его части добавляли в корм каждой скотины. Подходил хозяин и к ульям, чтобы поприветствовать пчелиный рой, а потом заходил в хату и христосовался с домочадцами.
Стол накрывали белой скатертью и заставляли едой. Перед застольем все по очереди мыли руки из миски, куда клали крашенки, и каждому наливали свежую воду: сначала девчатам, за ними хлопцам, а потом матери и отцу.
Девушке на выданье родители клали на голову паску со словами: «Абись у людей така велична, як паска пшенична». Семья, помолившись, приступала к еде.
Обряд разговения в разных местностях справлялся по-разному. Самой древней его формой была следующая: хозяин трижды обходил вокруг стола с освященной едой в миске, становился лицом к образам, разрезал несколько яиц, кончиком ножа или ложкой подносил кусочек еды ко рту каждого члена семьи, как бы причащая, и желал здоровья, чтобы все дождались следующего праздника Вознесения Христового. До сих пор такой обряд задержался на Волыни, Подолье, Западной Галичине.
Традиционно в Центральной и Восточной Украине разговлялись освященной паской, яйцами, салом, колбасой, из напитков были наливки и водка, но без специальных ритуалов. Разговляясь, старились не обронить крошек на пол, а со стола их сметали и бросали в огонь, чтобы мыши не ели. Если это случится, то мыши из обычных могут превратиться в летучих и будут кружить над головой того, кто раскрошил сдобу. Скорлупу от крашенок бросали в речку, в озеро, а на Черниговщине ее сохраняли, чтобы подсыпать в лунки при посадке огурцов.
— В Пасху после длительного Великого поста наступает разговение. Устанавливалась ли очередность скоромных блюд в пасхальной трапезе?
— На Слобожанщине, например, семья, помолившись, усаживалась перед образами, и хозяин сначала передавал отломанную от паски шишку хозяйке, и та несла ее к корове или сохраняла до момента отела скотины. Тогда кусочек освященной паски служил оберегом от ведьм, чтобы они не испортили корову-кормилицу. Разговлялись разрезанной на части паской, затем ели яйца, ветчину, доходил через до поросенка с хреном в зубах (хрен — символ силы). Из напитков употребляли водку или наливки. На разговинах нельзя было напиваться, чтобы Бог не покарал, ведь тогда человек ходил бы весь год, словно во сне.
Не всегда обряд разговения проходил весело. Горевала сидевшая за пасхальным столом мать умерших детей. А оставшаяся в одиночестве мать, дети которой давно ушли из дому и бродили по миру, не могла найти покоя, переживая за их долю.
— В пасхальный завтрак люди стремились побаловать себя всем, что было запрещалось в пост. Так что же выставляли на праздничный стол?
— В этот день категорически нельзя было ничего делать. В назидание «трудоголикам» пересказывали легенду о человеке, усомнившемся в значении Светлого Христова Воскресения: пока люди с утра находились в храме, селянин запряг волов и стал пахать. Когда переворачивал десятый пласт, что-то страшно загудело, и вдруг работник вместе со скотиной провалился под землю. Она сомкнулась над ним, и образовался огромный холм. В народе говорили: если к этой возвышенности приложить ухо, то можно услышать из глубины голос погонщика волов: «Гей-гей…»
В Украине Пасху праздновали веселее, чем у северных соседей, с завидным размахом, как свидетельствуют исследователи этой темы. Например, в начале ХХ века в зажиточных семьях накрывали столы, которые ломились от разносолов. Центральное место занимала паска, в которую вставляли веточку, освященную в Вербное воскресенье, и восковую свечку. Рядом на тарелки выкладывали выкрашенные в разные цвета яйца, фаршированного поросенка с хреном в зубах и на «подушке» из зелени и овощей. А еще подавали телятину, жареных гусей, индюшек, свинину, колбасы, ветчину, сало, хлеб, сыр, сметану, сладкие пирожки, соль, водку, настойки и наливки. Столы гнулись от пасхальных закусок, и такая трапеза длилась на протяжении недели.
В бедных семьях обходились более скромным перечнем продуктов: паской, крашенками, салом, мясом, колбасой, пирожками, сметаной.
— Как развлекались люди в эпоху, когда не было телевизора, телефона, интернета?
— На Херсонщине, Слобожанщине, Левобережье, Киевщине, в Таврии молодежь заранее заготавливала материал для простой качели, и в течение трехдневного праздничного периода с утра до вечера она служила аттракционом для всех. Кроме того, играли в «навбитки» крашенками — обычай появился в 20-е годы прошлого века: ударами испытывали, у какой крашенки крепче острые и тупые концы (и до сих пор так делают в праздник). Победитель определялся по наибольшему количеству собранных у оппонентов «побитых» яиц.
Еще играли в «котка»: одну за другой с наклонной поверхности катили крашенки, стремясь попасть в крашенку партнера. Кто чаще попадал, тот и выигрывал.
В западных регионах водили «гаївки», что символизировало похороны зимы. Девчата брались за руки, образуя круг, в середину которого заходила девушка, приветствовала всех и расспрашивала, не видели ли ее «коструба» (неопрятное чучелко из растительных остатков, позже коструб стал образом умершего веселого человека). А хор ей отвечал, что он пошел в «старосты». Дальше все вместе пели и танцевали.
В праздник ходили в гости с пирогами, пасками, яйцами, обменивались ими. По традиции надо было покрасить 13 яиц, но подготавливали гораздо больше, используя их для гостинцев, ведь праздновали не меньше трех дней.
— Какие народные приметы связывали с Воскресением Господним?
— Люди издавна верили: если после разговения выйти из хаты на улицу, «перше, що побачиш, тим і промишляй — буде вдача». А дождливый или пасмурный день предвещал урожай. В Пасху грехом было не поприветствовать даже незнакомца и не поклониться ему. В народе свято верили, что в Воскресение Господне открыты небесные врата. Если кто-то в этот день умрет, прямиком отправится в рай. А вот ребенку, рожденному на Пасху, счастья не предрекали.
На праздник селяне старались взобраться на колокольню, чтобы лично дернуть за веревку колокола, ведь по народным приметам его голос посылал счастье в дом, а на хозяйскую ниву — хороший урожай гречихи.
— Трудно представить великий праздник без колокольного звона…
— Да, конечно. И находились в старину мастера своего дела, слава о которых разносилась повсюду. Так, в начале ХХ века на Левобережной Украине люди знали звонаря-виртуоза Андрея — монастырского послушника. Он много читал, его келья была заполнена книгами. В Пасху Андрей с рассветом поднимался на колокольню, привязывал к каждой ноге веревки от пяти небольших колоколов, от пяти других брал в руки, от трех самых маленьких — в зубы. А два помощника руководили большими колоколами. Музыкальный дар и слух звонаря мог бы сделать его композитором. Послушать праздничные мелодии приезжали издалека. Очарованные звуками церковных колоколов, люди подолгу не уходили с площади после службы, ведь их души наполнялись бесконечной радостью.
— Вы упомянули, что Пасху праздновали не один день, а три. А что делали после Воскресения?
— Продолжали христосоваться, ходить в гости, обменивались писанками. Понедельник называли «волочильным», в основном в этот день ходили подростки с гостинцами по родственникам, крестным и знакомым, которые одаривали их в ответ калачами, крашенками, копейками, орехами и семечками. Дети приносили подарки домой, а мать поровну делила их между всеми.
По обычаям западных регионов и Подолья Украины, на второй день Пасхи наступал черед Поливального понедельника. Парубки черпали из источника воду и обливали ею девчат — проводилось такое весеннее очищение. На Гуцульщине хлопцы старались отобрать у девчат крашенки, спрятанные за пазухой, обливали барышень водой, так что им приходилось бежать домой переодеваться. В некоторых регионах девушек не просто «умывали», а случалось, брызгали парфумами. Все эти забавы проходили с шутками, смехом, весельем.
А на третий день провожали праздник — собирались в корчме, где звучала музыка, молодежь выбирала среди своего окружения атамана и атаманшу, играли и веселились.
— В старину верили, что умершие родичи продолжают жить под землей и могут даже влиять на ее плодородие. И это связывали с поминальными обрядами. Поминальные дни наступают через неделю после Пасхи. А на могилы к родственникам люди ходили до праздника?
— На Левобережье был такой обычай: в ночь перед Христовым Воскресением дети, которых прокляли покойные родители, приходили на кладбище к отцу и матери, чтобы попросить у них прощения. Если раздавался гул из-под земли, то это был знак: земля взяла умерших, а до этого не принимала, потому что проклинать детей — грех. Если на могилке в канун Пасхи появилась горящая свеча, то это означало, что душа покойника направилась в рай.
На Пасху после утренней службы старушки ходили на могилки христосоваться с умершей родней, называя имя покойного. Селяне верили: в момент, когда в церкви пели «Христос воскрес», на кладбище можно было услышать ответный возглас…
В поминальную неделю люди приходили на кладбище и на могилках родичей «качали крашенки»: трижды выкладывали их крестом и оставляли кусочек освященной паски. Ее делили на несколько частей, чтобы хватило на все могилки близких и родных. Умершим мужчинам могли поставить водку в рюмке. Цветов искусственных не было, а сейчас ими завалены могилы, что не приветствуется священниками, да вообще это неэкологично. Этот мусор веками не перегнивает и захламляет кладбища. Наверное, давно следует отказаться от этих «украшений». Могилки издавна обсаживали вечнозеленым барвинком, позже — ирисами. Сейчас продается много цветочной рассады, так что это не проблема.
— Читала, что в Пирогово сейчас проходит пасхальная выставка. Что там представлено?
— До 13 мая работает выставочный проект «Украина пасхальная». Представлены праздничные интерьеры, демонстрирующие быт людей, проживавших на Полтавщине, Надднепрянщине и в Карпатах. В музее можно увидеть региональное разнообразие традиционных пасхальных атрибутов, писанок, украшенных древними сакральными орнаментами, а еще паски, предметы быта: рушники, макитры для теста, деревянные и керамические «пасківники», тарелки, миски, свечки, голубков (символы Божьего духа), а также корзины и одежду.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что категорически запрещено делать на Пасху.
Читайте также: Легкий рецепт вкусного пасхального кулича: советы кондитера
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»