Похоже, это наконец-то свершится: с 1 мая в Украине заработает услуга по переходу абонентов от одного мобильного оператора к другому с сохранением номера (услуга MNP). Как рассказал «ФАКТАМ» исполнительный директор Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР) Вадим Гулько, все стороны подтвердили техническую готовность внедрить этот сервис в жизнь.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, на сколько в Украине мобильный интернет дешевле, чем в России.
— Вадим Васильевич, расскажите подробнее, как будет осуществляться перенос номера от одного оператора к другому. Куда человеку нужно идти?
— Отмечу сразу, что такой услугой может воспользоваться только тот абонент, у которого мобильный номер привязан к его владельцу.
— Что это значит?
- Смотрите, у нас есть контрактные абоненты и так называемые припейд-абоненты (предоплаченная связь). Контрактные абоненты — это люди, которые заключили с оператором контракт, подписали договор, указали в нем свои паспортные данные. И оператор знает, что номер такой-то принадлежит какому-нибудь Сергею Петренко. Этот номер идентифицирован в базе оператора.
А вот «анонимные» абоненты — это люди, которые купили sim-карточку в киоске или на лотке, вставили ее в телефон и пользуются. Этот номер не идентифицирован в базе оператора.
Поэтому если номер не привязан к владельцу, то воспользоваться услугой MNP абонент не может. А вдруг это не его номер? Может, кто-то решил так над соседом подшутить.
— Так, а что все-таки делать припейд-абонентам, которые хотят сменить оператора?
— Многие уже смогли привязать номер мобильного телефона к своим данным (например, во время замены sim-карты) и являются его полноправным владельцем. А те, кто этого не сделал, могут прийти к своему оператору, подать соответствующие документы (например, паспорт) и заявить свои права на мобильный номер.
— То есть сначала нужно обозначить себя как владельца номера.
— Да. Затем абонент может обратиться к оператору, которого выбрал, и заявить о своем желании перейти к нему на обслуживание с сохранением номера.
— Как именно обратиться?
- Например, онлайн. Либо подать заявление о переходе непосредственно в центрах обслуживания. Получив заявление, оператор начинает процедуру переноса номера. Он фиксирует время обращения, а затем в течение восьми рабочих часов обрабатывает заявку. После этого отправляет сообщение оператору, от которого абонент уходит, о том, что клиент желает начать процедуру переноса номера.
И у второго оператора (от которого уходит номер) тоже есть восемь часов на то, чтобы сообщить о технологической возможности такого переноса и о том, не существует ли каких-то ограничений.
— Долг, например…
— Нет. Задолженность перед бывшим оператором не является причиной для отказа в переносе номера.
— Допустим, абонент наговорит в роуминге на несколько тысяч, а по приезде в Украину просто сменит оператора. Что делать его бывшей мобильной компании?
- Во-первых, это редкий случай. Ведь наговорить в роуминге на тысячу гривен может контрактный абонент, воспользовавшись кредитом. Для обычных абонентов предоставление услуг связи заканчивается, когда на счете нет денег, или же дается совсем небольшой кредит.
Во-вторых, для урегулирования вопросов задолженности у нас есть законодательство и судебные процедуры. Вот ими и нужно пользоваться. А ограничивать в связи с этим абонентов в праве сменить оператора законодатели не стали.
— По каким причинам нельзя перейти к другому оператору, сохранив номер?
— Их девять. Например, абонент сам откажется после подачи заявления. Или подаст недостоверные данные относительно своей личности. Либо же напишет заявление о переходе сразу к нескольким операторам. Еще один вариант: для такого шага нет технической возможности. Например, человек просит перенести фиксированный номер (стационарного телефона. — Авт.).
— Неужели фиксированные номера тоже можно будет переносить?
- Пока что нет. Сегодня не все старые АТС могут технологически обеспечить обработку звонков на перенесенные номера. Хотя в самом порядке перенос фиксированного номера предусмотрен.
Когда выясняется, что никаких препятствий для перехода нет, новый оператор приглашает человека в офис для оформления всех процедур.
— Каких?
— Абонент, во-первых, должен подтвердить, что именно он является владельцем данного номера и вся юридическая ответственность за оплату мобильной связи лежит на нем. Во-вторых, он должен выбрать тарифный план у нового оператора. И самое главное — ему выдадут новую sim-карту.
— Ясно. И как долго длится вся процедура перехода?
— Она четко прописана решением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), которое отводит на завершение перехода три рабочих дня, если другое желаемое время переноса номера не указано абонентом. Предусмотрена возможность для абонента указать дату и время перехода. Отсрочка может составлять до 30 дней с дня подачи заявления о переносе номера.
- Зачем?
- Например, у человека есть абонплата, действующая до определенной даты. И, чтобы не терять деньги, он может указать желательное время перехода. Предположим, абонплата уже внесена до конца месяца, а заявление человек подает в середине месяца. Тогда он указывает, что хочет сменить оператора в последний рабочий день месяца.
Перенос номера требует определенных технических процедур, и у абонента некоторое время может отсутствовать мобильная связь. Причем это время жестко ограничено — не более трех часов.
— Но если услуга стартует с 1 мая, то ведь это выходной день?
— А также 4 и 5 мая… Поэтому старт приема заявок возможен только с 1 мая, но сам процесс переноса начнется 2 мая и завершится не ранее 6 мая.
— Хочу еще раз четко проговорить: человек переходит от одного оператора к другому с полным сохранением своего номера? Например, всем известно, что один из кодов «Киевстара» — 067, «Водафона» (который раньше был UMC, а потом MTS) — 050. Если абонент с номером, который начинается с 067, переходит к «Водафону» и хочет при этом сохранить свой номер, у него останется код 067?
— Да, он сбережет свой номер полностью.
— Выходит, «Водафон» или Lifecell будут обслуживать абонентов с «киевстаровскими» кодами, и наоборот?
— Именно так!
— Как же это возможно?
- А вот тут мы переходим к самой главной предпосылке существования такой услуги. И заодно я объясню, почему так долго не могли ее внедрить.
Итак, каждый оператор владеет своим номерным ресурсом, который ему выдает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ). Эти коды известны и все к ним привыкли.
За «Водафоном» закреплены: 050, 066, 095, 099.
За «Киевстаром»: 067, 068, 096, 097, 098.
За Lifecell — 063, 073, 093.
За «ТриМобом» — 091.
За «Интертелекомом» — 094.
За PeopleNet (Телесистемы Украины) — 092.
— Ого! Сколько у нас, оказывается, операторов!
— Шесть. Чтобы предоставить вышеуказанную услугу, нам необходимо создать базу данных перенесенных номеров, которая будет находиться за пределами мобильных операторов. Официально она называется автоматизированная информационная система «Централизованная база данных перенесенных номеров».
— В ней будут храниться все мобильные номера?
— Нет, это невозможно. Она станет своего рода диспетчером, логистом. Грубо говоря, с помощью этой структуры можно будет следить, какой номер и за каким оператором закреплен в результате переноса.
— То есть после переноса номер физически никуда на самом деле не переходит?
- Мобильная связь вообще устроена иначе. Ничего никуда физически не переходит. Но это достаточно сложная тема, чтобы отвлекаться на ее объяснение. Скажу коротко: у каждого оператора будет своя локальная база перенесенных номеров, которая используется при установлении соединения и передаче сообщений. А администратор просто должен вести единый, точный и актуальный учет того, какой номер от какого оператора и к какому был перенесен, а также предоставить оператору техническую возможность синхронизировать свою локальную базу с этой информацией. То есть он будет обеспечивать взаимодействие мобильных операторов по переносу номеров из сети одного оператора в сеть другого: фактически номер будет оставаться закрепленным за одним оператором (который получил его от НКРСИ), а вот обслуживать данный номер будет другой оператор (к которому перешел абонент).
— Это как?
— После переноса номера к другому оператору он будет обслуживаться на базовых станциях именно этого другого оператора. И по его же тарифам.
В целом технологические подробности не важны, поскольку абоненты ничего не почувствуют.
— Но ведь в цепи звонков появится лишнее звено — тот самый диспетчер. Это не ухудшит качество связи?
— «Централизованная база данных перенесенных номеров» (вы назвали ее «диспетчером») не участвует в цепи звонков. Ее задача проконтролировать своевременное перенесение номера, зафиксировать осуществление технологического переноса и актуализировать центральную и локальные базы перенесенных номеров. Это никак не повлияет на качество.
— И дополнительных кодов «перебежчикам» набирать не нужно?
— Нет. Допустим, был у человека номер 050−111−11−11 у оператора «Водафон». Он решил перейти в «Киевстар». Так вот, номер останется 050−111−11−11.
— А кто станет таким администратором-диспетчером? Где будет находиться база?
— Вот именно из-за этого вопроса услуга по переносу номера внедрялась так долго. Администратором базы данных является как раз наш УГЦР. Но нам нужно было провести тендер и определить компанию, которая спроектирует, разработает, внедрит и будет осуществлять техническую поддержку этой базы.
— Удалось?
- Да, тендерные формальности были закончены в прошлом году, и мы, как и те же мобильные операторы, сегодня полностью готовы к внедрению услуги по переносу номера от одного оператора к другому.
— Теперь поговорим о тарифах и ценах. Не секрет, что почти у всех операторов тарифы предусматривают низкую стоимость для звонков внутри сети. И мы определяем «своего» оператора по коду. Но если услугу внедрят и человек перейдет от одного оператора к другому, сохранив свой номер… Как будут тарифицироваться звонки от бывшего «своего» оператора? Все еще по льготному тарифу?
— Все номера будут обслуживаться по тарифам того оператора, к которому они перешли.
— Если я, например, с «киевстаровским» номером (с кодом 067) перейду к «Водафону», то для абонентов «Киевстара» звонки мне будут тарифицироваться так же, как и на номер «Водафона»?
— Именно так.
— Но люди, которые видят код 067, рассчитывают, что звонят на номер «Киевстара». Ведь обычно выбирают абонентов «своего» оператора, чтобы платить по льготному тарифу.
— Мы позаботились о том, чтобы операторы предупреждали людей о звонках на перенесенные номера. В порядке четко записано требование о том, что оператор, с чьего номера совершается звонок, обязан сделать голосовое предупреждение о том, что человек звонит на перенесенный номер.
— Сколько будет стоить сама услуга по переносу номера?
— Это зависит от оператора. Никто не регламентировал стоимость. В порядке предусмотрено лишь то, что услуга платная. Полагаю, операторы не будут устанавливать высокие тарифы, чтобы не отталкивать клиентов. Ведь администратор берет символическую плату — один раз одну копейку за каждый перенесенный абонентский номер
— А не будут ли операторы взимать с перенесенных номеров плату более высокую, чем со своих «родных», чтобы окупить расходы на сам перенос?
— Думаю, как раз наоборот, они постараются заинтересовать новых клиентов низкими тарифами или льготами.
— Как часто можно менять оператора?
— Перейти к другому оператору с сохранением номера абонент вправе не чаще, чем раз в 30 дней.
— Как думаете, много ли людей воспользуется этой услугой?
— Анализируя опыт стран Европы, где средний показатель абонентов, сменивших оператора, составляет около двух процентов, можно прогнозировать, что в Украине такой услугой воспользуются более миллиона человек. Но более точные цифры мы сможем сказать только в мае — когда увидим, сколько людей воспользовалось услугой.
— Зачем вообще нужна услуга переноса абонентского номера от оператора к оператору?
- Есть две причины. Первая — официальная. Внедрение такой услуги — одно из требований Евросоюза в рамках соглашения об ассоциации с ЕС. По их опыту такая услуга должна выровнять тарифы операторов и направить внимание операторов на качество мобильной связи.
Вторая — неофициальная. Услуга необходима, потому что это удобно для абонентов. Ведь нередко люди держатся за свой мобильный номер, поскольку он известен их родным, близким, деловым партнерам, друзьям. Из-за этого не могут сменить оператора и перейти к тому, у которого более выгодные тарифы или качественный сервис. Потребность в такой услуге уже давно назрела. Она работает почти во всех развитых странах мира.
Страна | Время переноса | Стоимость переноса |
Болгария | сутки | 2−3 евро |
Индия | неделя | 19−20 индийских рупий |
Норвегия | - | 100−200 крон |
Германия | сутки | Средняя стоимость — 25 евро, зависимости от оператора |
Россия | 7 дней | 100 рублей |
США | 2 часа | Бесплатно |
Канада | 10−15 минут | Бесплатно |
Италия | 24 рабочих часа | Бесплатно (в случае задержки более чем на 3 дня, абоненту возмещается 2,5 евро за каждый день задержки) |
Израиль | до 30 минут | Бесплатно |
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что мобильные операторы Lifecell и «Киевстар» тайком подключали абонентов к платным услугам.