Президентские выборы в Украине состоялись, но страсти вокруг них не улеглись. Хотя уже известна дата инаугурации нового президента, но по-прежнему не понятна судьба нынешней Верховной Рады. Получится ли у нового президента распустить парламент? Какие конфигурации политических сил возможны в новой Раде? Об этом и о многом другом «ФАКТАМ» рассказала социолог, директор фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина.
— Объединил только в одном: люди выразили свое отношение к политике, которую проводил Петр Порошенко последние пять лет. Но общество как было разделено, так и осталось. Возьмем, например, НАТО. Восток Украины будет против вступления в Североатлантический альянс. Такие же примерно результаты ожидаются по вопросу вступления в Евросоюз. Так что, можно сказать, ничего существенно не поменялось. Просто большинство избирателей объединились против президента Порошенко.
— У Зеленского в этой избирательной кампании был минимум наружной рекламы. В чем феномен? Помню, когда-то, во время предвыборной гонки Киев был завешен рекламой кандидата в президенты Инны Богословской. Несмотря на это, она, если не ошибаюсь, набрала всего полтора процента. Наружная реклама вообще не имеет смысла? Вот сейчас весь Киев был заполнен рекламой Порошенко, Тимошенко, Гриценко…
— Наружная реклама эффективна, если человека не знают. Поэтому, конечно, это глупость полная — завешивать всю Украину наружной рекламой. Знаете, я как-то наблюдала реакцию людей, когда мы ехали в автобусе по трассе, вдоль которой стояли такие билборды. Люди говорили: «Куда только они деньги девают?» Народ это возмущает.
Думаю, дело в том, что есть штабы, которые получают на время избирательной кампании немалые деньги, и им надо эти деньги освоить, а при этом показать интенсивность своей работы — мол, они пашут день и ночь. Как продемонстрировать своему хозяину, что ты поработал на рекламу? Вот именно — показать города, заполненные билбордами. Едет кандидат в президенты, видит свои билборды и понимает, что его штаб работает.
А что касается Зеленского, то ему наружная реклама была не нужна. Он постоянно находился в телевизоре. Очень большую роль в его успехе сыграло появление Зеленского на телеэкранах в полночь Нового года. Это было очень эффектно. Большинство телезрителей уже представили себе будущий Новый год и то, как их по ТВ будет поздравлять Владимир Зеленский. Политик, абсолютно не похожий на всех известных. Да, было немало тех, кто возмущался, увидев вместо новогоднего поздравления президента, поздравление артиста «Квартала 95». Но многие жители Украины уже тогда решили, что будут голосовать за Зеленского.
Зеленский, или его штаб, очень грамотно построил свою избирательную кампанию. Кандидат в президенты Зеленский, по сути, никому ничего не обещал. И поэтому, каждый избиратель видел «своего Зеленского». Но чем дальше, тем вероятнее, что общество будет разделяться по своим симпатиям. Ведь что ожидают от новоизбранного президента? Быстрого окончания войны, снижения коммунальных тарифов?.. Но далеко не все входит в компетенцию президента. И потому разочарования в нем неизбежны.
Читайте также: Зеленскому не удастся «сшить» страну, его избирателей ждет разочарование, — Павел Казарин
— Результат выборов был для многих неожиданным. Вы в одном из интервью в январе этого года говорили, что видите во втором туре Юлию Тимошенко с кем-то, но не с Зеленским.
— Тимошенко действительно долгое время лидировала с хорошим отрывом. Но появился Зеленский и спутал карты.
— Думаете, на многих избирателей подействовал сериал «Слуга народа»?
— Сам фильм дал Зеленскому не больше 8 процентов симпатиков. Многие граждане Украины увидели в Зеленском своего парня. Он не депутат, не был во власти. Он почти такой, как мы. Значит, будет о нас заботиться.
А вообще, если посмотреть, у нас почти всегда на выборах побеждала оппозиция. Исключение составили перевыборы Леонида Кучмы, да и то потому, что во второй тур он вышел с коммунистом Симоненко.
— Но Зеленский вроде бы не был в оппозиции…
— В том-то и дело. Он не только не в оппозиции, он вообще не из политики. Зеленский — это приговор не только власти, но и политике и политикам.
— Для Зеленского сейчас важно распустить Верховную Раду и назначить новые выборы?
— Безусловно. И как можно скорее.
— Разве у него сформирована партия, которую можно завести в Верховную Раду?
— Это не будет проблемой. Думаете, новый президент не найдет сто человек, чтобы включить в свою партию? За этим дело не станет. Зеленскому нужны единомышленники в парламенте.
— Многие политологи говорят, что Порошенко сейчас так же, как и Зеленскому, было бы выгодно провести досрочные выборы в Верховную Раду. Он сейчас на волне, он сейчас в избирательном процессе, у него 24 с чем-то процента…
— Это противоречивая информация. С одной стороны, досрочные выборы могут быть выгодны и Порошенко. Но в любом случае, если выборы состоятся сейчас, у Зеленского в Раде будет подавляющее большинство.
— Однако вряд ли это большинство сможет самостоятельно сформировать коалицию. Нужно будет договариваться. Но с кем? С «Оппозиционным блоком»?
— Не думаю. Это токсичная партия. С ними мало кто захочет заключать коалиционное соглашение.
— «Батьківщина»?
— Трудно сказать, может быть, «Батьківщина» Тимошенко, может быть, «Громадянська позиція» Гриценко…
— Ну, а с Порошенко?
— Нет. Я не вижу такой конфигурации коалиции. Тем более что если не будет досрочных выборов, то Порошенко может до осени растерять своих симпатиков.
Читайте также: Аваков укрепил авторитет, а Гройсман налаживает мосты с Зеленским: как Украина готовится к новым выборам
— Если выборы состоятся осенью, могут быть сюрпризы? Появятся новые политические силы, способные изменить соотношение сил в Раде? Например, Святослав Вакарчук собрался в политику. Не знаю, насколько мощным политическим игроком он сможет стать… А вы верите в Вакарчука? Многие говорят, что если бы он прошлой осенью объявил о том, что идет в президенты, у него шансов было бы не меньше, чем у Зеленского. А он не пошел.
— Я бы тоже не пошла, даже если бы у меня были шансы. Потому что это огромная работа, серьезнейшая ответственность. Это потеря здоровья и, как минимум, десяти лет жизни, особенно в нынешней ситуации. Поэтому я очень хорошо понимаю людей, которые не идут на эту должность и, честно говоря, не слишком понимаю тех, которые идут.
Думаю, за Вакарчука будут голосовать люди из электорального поля Петра Порошенко…
— Погодите, ведь еще недавно Вакарчук критиковал политику Порошенко.
— В том-то и парадокс, что кандидаты обычно критикуют тех, с кем у них одинаковое электоральное поле.
— Кличко заявил о том, что самостоятельно идет на выборы. Премьер Гройсман тоже… У них какие шансы?
— У Владимира Гройсмана есть партия. Но она создавалась под местные выборы, на уровне Винницкой области. Не уверена, что партия Гройсмана сможет сейчас набрать достаточное количество голосов для Рады. По поводу «Удара» Кличко — думаю, что в случае досрочных выборов он не успеет набрать необходимое количество голосов.
— Как вы считаете, насколько Зеленский самостоятелен в принятии решений? Ведь его мы почти не слышим. Почти везде за новоизбранного президента говорит его штаб.
— Вы правы. В основном говорят за Зеленского. Может, он будет хорошим менеджером, расставив нужных людей на должности. Есть несколько моделей управления государством: авторитарный, демократический и так называемый попустительский или либеральный. До этого момента в Украине система управления была преимущественно авторитарной: есть лидер, все ему подчиняются, и лидер принимает все важные решения. Порошенко, как говорят, стремился контролировать всех и всюду и самостоятельно принимать все решения. Это, конечно, очень утомительно и очень тяжело.
Демократическая модель — это когда подбираются нужные люди, им делегируются полномочия, и они самостоятельно принимают решения в пределах своей компетенции. Могут быть коллективные решения. Грубо говоря, каждый министр отвечает за свою сферу, а в министерстве тоже каждый отвечает за свою сферу… Главное — подобрать людей, чтобы они честно и профессионально работали.
Но есть и либеральная или, как еще ее называют, «попустительская» форма управления. Это когда каждый в команде делает что считает нужным. Например, один член команды говорит одно, другой — совершенно другое, третий — третье, причем по одним и тем же вопросам. А Зеленский никак на это не реагирует. Такая схема может хорошо работать в творческих коллективах, когда главное для руководителя — не мешать. А вот для управления государством? Конечно, нет. К авторитаризму, кажется, у Зеленского нет склонности. Посмотрим, получится ли у него создать демократическую модель.
— Возможны ли социальные потрясения, например, очередные майданы, если Зеленский не выполнит свои предвыборные обещания?
— И раньше, когда мы спрашивали граждан Украины, что их заставит выйти на уличные протесты, они говорили: повышение цен, повышение тарифов. Но никто, тем не менее, на протесты не выходил. Но предсказать что-то на самом деле сложно. Скажем, могли мы прогнозировать, что Янукович не досидит свой президентский срок до конца? Нет, конечно, никто этого не прогнозировал.
— Закон об импичменте, снятие неприкосновенности с нардепов и президента — это всегда обещают кандидаты в президенты перед выборами. Обещал и Зеленский. Причем как первоочередную задачу. Как думаете, будут ли приняты такие законы и если да, то не станет ли новый президент, который фактически не имеет большой поддержки в Раде, первым, кто будет подвергнут импичменту?
— Закон об импичменте народные депутаты вполне могут принять. Ведь это не касается личных интересов. Если отдельно будут голосовать за закон об импичменте и за закон об отмене депутатской неприкосновенности, неприкосновенность не примут. Это возможно только в том случае, если голосование будет проводиться пакетом. То же самое касается и неприкосновенности судей.
Закон об импичменте, конечно же, ослабит президента. Он не сможет принимать какие-либо решения, не думая о том, как это на нем отразится.
— Украинцы хотят сильного президента?
— Мы проводили исследования. За парламентскую форму правления высказались 6 процентов граждан. Более половины опрошенных говорят: хотели бы оставить полномочия такими, как сейчас. И треть — это не большинство, но все же — за увеличение полномочий президента.
— Насколько реально бороться с коррупцией в Украине? За последние годы ее уровень стал больше?
— Нет, это не так. Коррупционные схемы, которые были при Януковиче, разрушены. Это была такая схема, которая качала-качала деньги наверх, притом к одному семейству. Сейчас все немного по-другому. Сегодня коррупция носит стихийный, хаотичный характер. Чем, кстати, многие недовольны, говорят, что раньше была какая-то гарантия, что если ты что-то дал, то, значит, что-то и получил. Сейчас такой гарантии нет. И что, жаловаться кому-то? Сократилась сфера коррупции в значительной степени. Но она, конечно, осталась.
Но с коррупцией бороться на самом деле можно. И причем эффективно. Пример тому, например, внешнее независимое оценивание — ВНО. Раньше, если ребенок собирался поступать в вуз, то первое, что родители думали: где найти нужных знакомых и кому и сколько дать. А теперь проводят ВНО — и все, и ничего не сделаешь. Так что с коррупцией бороться можно. И дело совсем не в количестве антикоррупционных органов, а в их эффективности.
Ранее «ФАКТЫ» писали о том, что, по мнению бизнесмена Игоря Коломойского, выборы в Верховную Раду должны состояться в ближайшее время, чтобы конвертировать нынешний рейтинг Владимира Зеленского в максимальное количество депутатов в парламенте.