Власти Киева намерены запретить частным перевозчикам появляться в городе и постепенно вытеснить их из столицы
Киевские власти намерены постепенно вытеснить с городских улиц маршрутки из-за их некачественного сервиса. На этой неделе столица получила 16 новых автобусов большой вместимости и скоро закупит еще 80 пятнадцатиметровых машин. По самым оптимистическим прогнозам, чтобы заменить три тысячи маршруток современным коммунальным транспортом, понадобится не менее 4-5 лет. Тем временем маршруточники медленно, но уверенно повышают тарифы.
На остановке маршрутки N 575 (улица Терещенковская — улица Белицкая), которая с прошлой пятницы подорожала на 50 копеек и стоит уже 2,5 гривни, людей немного. За лето проезд в ней дорожал дважды — в целом на 75 копеек. Дорого, конечно, но передвигаться ею удобнее, ведь троллейбуса можно ожидать до получаса. А маршрутки подъезжают каждые три-четыре минуты.
— Мы бы повысили цену до двух с половиной гривен еще летом, но в этот период и так мало пассажиров, — призналась диспетчер маршрута. — Вспомните, почти каждую неделю дорожало дизельное топливо — до 7,15 гривни, теперь вот подешевело копеек на 15. Так что нового подорожания не планируем.
На стекле каждой машины 575-го маршрута объявление с просьбой не садиться в маршрутку, если нет сидячих мест. На одну-две остановки в эту маршрутку уже не садятся: узнав о новом тарифе, многие пассажиры сразу выходят.
А вот на 68-м маршруте (от улицы Тулузы до метро «Нивки»), который подорожал с одной гривни до полутора, пассажирам от изменения цены комфортнее не стало. Утром и вечером маршрутка забита до отказа. На протяжении июля-августа подорожание затронуло много маршрутов, причем цену поднимали как у частников, так и на машинах «Киевпастранса». Например, с 10 августа проезд на маршрутке Ь 209 (Дворец «Украина» — Теремки-2) стоит уже не гривню, а полторы.
— Решения о массовом поднятии стоимости проезда киевские автоперевозчики не принимали, — сообщил исполнительный директор Ассоциации перевозчиков-работодателей «Столица» Валерий Липецкий. — Если весной речь шла о необходимости повышать цену на всех маршрутах, потому что тариф не менялся с 2005 года, то сегодня подорожание произошло лишь на отдельных рейсах. Перевозчики поработали по новым ценам, вроде стало лучше. Но опять же, дизельное топливо в марте стоило 5,85 гривни, а в сентябре — 6,95. Подорожала аренда, постоянно дорожают запчасти, необходимо повышать зарплату. На тех рейсах, которые продолжали оставаться убыточными, видимо, и начали повышать цену. В любом случае у киевлян есть выбор. Цену устанавливает в конечном счете пассажир. Если перевозчик повышает стоимость проезда, например, на 50 копеек, то теряет каждого пятого пассажира. Они уходят на другие маршрутки, на общественный транспорт. То есть если я подниму тариф, а большинству пассажиров это будет не по карману, то придется или понизить тариф, или вообще уйти с рынка.
Валерий Липецкий также уточнил, что каждый перевозчик имеет право принять самостоятельное решение и повысить стоимость проезда, поскольку, в соответствии с законом, тарифы на маршрутных такси не регулируются.
В марте этого года городская администрация вместо того, чтобы регулировать тарифы, решила просто убрать маршрутки из города. По сообщению пресс-службы Киевской городской государственной администрации, об этом заявил киевский городской голова Леонид Черновецкий.
— В ближайшее время мы запретим частным перевозчикам появляться в городе и постепенно будем их вытеснять из Киева, — отметил мэр. — Я уважаю труд тех, кто работает на частных транспортных средствах, но, увы, они не обеспечивают киевлянам соответствующего сервиса. В этом году уже купили 115 новых автобусов и 19 троллейбусов. До конца 2011 года планируют увеличить количество автобусов с 490 единиц до 650-ти, а троллейбусов — с 435-ти до 520 единиц. К 2012 году обновят и трамвайный парк — закупят 111 новых составов.
То, что подвижный состав коммунального транспорта в столице существенно обновился, действительно заметно. Но отказаться от маршруток в ближайшие годы вряд ли удастся.
— Я помню, как в советское время через каждые три-четыре минуты на остановку подходил либо автобус, либо троллейбус, и тогда маршрутки были не нужны, — продолжает Валерий Липецкий. — А теперь? Автобусы и троллейбусы «Киевпастранса» более или менее часто ходят утром с 7. 00 до 9. 00 и с 16. 00 до 20. 00. В другое время коммунальный транспорт можно ждать и полчаса, и сорок минут. Конечно, пассажир пойдет на маршрутку. Представьте: в 1991 году ежедневно на линии выходило 1240 автобусов, из которых 80 процентов — двойные «Икарусы». Сегодня автобусов не более 500. Троллейбусов в советское время было 800. Сегодня их вдвое меньше. Тогда работало 550 трамваев, а сегодня — 300. Городской транспорт обновляется, это правильно, но чтобы выйти хотя бы на уровень 1991 года, необходимо четыре-пять лет. А ведь с тех пор вдвое увеличилось количество жителей города.
По мнению Валерия Липецкого, проезд в маршрутках будет дорожать. С нового года ожидают новых цен на коммунальные услуги и на газ. Повышается арендная плата. Частников не дотируют из бюджета, работать себе в убыток, как делает «Киевпастранс», они не смогут. Однако прогнозировать, какой будет эта цена, исполнительный директор Ассоциации перевозчиков-работодателей «Столица» не берется. Все будет определять конкуренция и пассажир.