В Прилуках десять беременных женщин пострадали от группы мошенников, которые фиктивно устраивали будущих мам на работу, чтобы присвоить положенные им государственные пособия
— Не хочу я ни с кем разговаривать! — послышалось в телефонной трубке, когда я набрала номер одной из пострадавших женщин. — Мне и так уже все нервы вытрепали на суде и в прокуратуре. Не могу я все еще раз вспоминать
Приехав к секретарше домой, Владимир попросил ее расписаться на трех пустых бланках
Жительница Прилук Оксана была первой жертвой мошенников, которые решили поживиться за счет государства при помощи будущих мам. А началось все с того, что в июне 2006 года к ее соседу заехали гости, и один из них, увидев беременную Оксану, предложил ей поработать у него секретарем. Этим гостем оказался частный предприниматель Владимир, пообещавший молодой женщине, что она, как беременная, сможет рассчитывать на материальную помощь от работодателя. При этом делать ничего не надо и даже на работу ходить не придется: если Оксана нужна будет в офисе, то он вызовет ее по телефону.
— Где-то в июле мы подписали договор на бирже (частный предприниматель Владимир обязан регистрировать каждый договор с наемным работником на бирже труда. — Авт. ), и я отдала ему трудовую книжку и больничный по беременности, — рассказывает Оксана.
Но вызова на работу она так и не дождалась. Впрочем, уже через месяц Владимир приехал к секретарше домой и попросил ее расписаться на трех пустых бланках. Не разобрав толком, что к чему, она свои подписи поставила, после чего работодатель уехал.
А вот дальше произошло самое интересное. Дело в том, что пособие по беременности и родам (а до января 2007 года и одноразовую помощь при рождении ребенка в размере 8 с половиной тысяч гривен) Фонд социального страхования перечисляет работающим женщинам на их предприятие. При этом пособие по беременности и родам составляет 100 процентов средней зарплаты независимо от трудового стажа. Было даже разрешено выплачивать пособие женщинам, проработавшим всего один день. Пособие в таком случае начислялось исходя из должностного оклада, на который ее приняли. Этой лазейкой и воспользовались мошенники. Ведь для того, чтобы получить деньги от государства, им нужно было просто установить высокие оклады беременным работницам и подать документы в фонд. И если учесть, что оплачивается каждый месяц больничного, который выдается обычно на 126 календарных дней (то есть четыре месяца), то при ставке в 4 тысячи гривен в месяц общая сумма выплат достигала 20 тысяч гривен
Как видно из материалов уголовного дела, оформив первую беременную работницу, Владимир назначил ей «скромный» оклад в 2 тысячи 300 гривен, что, по прилукским меркам, считается очень большой зарплатой. Потом подготовил необходимый пакет документов и уже в августе подал в Фонд социального страхования заявление на возмещение выплат по беременности и родам. Все документы соответствовали требованиям законодательства, поэтому на счет предпринимателя фонд перевел помощь по беременности и родам в размере свыше 12 с половиной тысяч гривен. Эти деньги Владимир снял со счета по тем самым кассовым ордерам, которые были заранее подписаны Оксаной.
— Оксана, а вам он какие-то деньги давал?
— Дал тысячу и сказал, что это мне пособие за декрет.
После рождения сына Оксана пошла в «собес», чтобы получить свои 8 с половиной тысяч гривен одноразовой помощи, но там сообщили, что поскольку она теперь женщина работающая, то эти деньги ей должны выдать на предприятии. Оксана разыскала Владимира, и он уверил, что проблем с получением помощи не будет. Он даже подъехал к Оксане домой, забрал паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справку из загса для получения помощи и сказал, что сам все оформит, после чего отдаст ей и деньги, и трудовую. По этим документам Владимир дополнительно получил из Фонда соцстраха первую часть 8-тысячного пособия — 3 тысячи 825 гривен.
— А я ждала (тут у Оксаны начинает дрожать голос. — Авт. ), ждала пока он мне деньги отдаст. Где-то полгода ждала, звонила ему. Владимир сначала говорил, что деньги не пересчитали, потом — что их нет. Ой, я не могу это все повторять. У меня тогда от переживаний через месяц молоко пропало
— Так что ж, вы полгода без денег сидели?
— Получается, что так. Муж нас кормил. Потом, когда уже следствие шло, он нам отдал четыре тысячи из восьми. А остальные деньги — бог знает, где они
— Мне давали из этих денег по 2 тысячи в месяц, — рассказывает Елена. — А вот насчет 8 с половиной тысяч они что-то там намутили с документами, и я эти деньги получила только через восемь месяцев. Но особых претензий я к Володе не имею
Тем не менее, чтобы Владимир выплатил Лене пособие по беременности и родам, фонд перечислил на его счет около 20 тысяч гривен. Следующие 16 тысяч гривен они заработали на мамочке, которую взял к себе менеджером Вячеслав. После чего мошенники решили расширить географию поиска и оформили на работу беременную женщину из Одессы. Она вообще в Прилуки не приезжала: все документы для подписи (в том числе незаполненные кассовые ордера) ей привозили на дом. А больничный она передала своим «работодателям» поездом. После этого мошенники «трудоустроили» еще двух жительниц Конотопа и четырех прилучанок. И на каждую подавали документы в фонд, требуя возмещения пособия по беременности и родам в размере от 16 до 22 тысяч гривен. А на некоторых женщин еще оформляли первую часть выплаты помощи при рождении ребенка — 3 тысячи 825 гривен.
— Будущие мамочки мошенникам попадались в основном молоденькие, неопытные, — рассказывает следователь Прилукской межрайонной прокуратуры Юрий Чикалов. — Некоторым вот только 16 лет исполнилось, и они уже выскочили замуж. В законах, сами понимаете, не разбираются. Он давал кому тысячу, кому 200 гривен. И эти деньги девочкам уже были в радость. Они же не знали, что имеют право на больше, и понятия не имели, сколько на них заработали «благодетели». Кроме того, у Владимира просто невероятный талант располагать к себе людей.
— Криминальный талант?
— Вот-вот! Вы же понимаете, как нужно доверять человеку, чтобы отдать ему паспорт, трудовую книжку, больничный, свидетельство о рождении ребенка и подписывать незаполненные бланки кассовых ордеров.
— На чем же они погорели при таком-то организаторе?
— На своей жадности. Во-первых, одна из пострадавших, у которой они фактически украли 8 тысяч детского пособия, написала в прокуратуру заявление. Во-вторых, у Фонда социального страхования появились подозрения: почему столько беременных в одной фирме? И сотрудники фонда поняли, что их подозрения небеспочвенны, когда увидели очередные копии приказа о приеме на работу и трудовой книжки, в которых ни номер приказа, ни дата не совпадали. Поэтому фонд обратился в прокуратуру, мы начали проверку. Так что кражу части пособия удалось предотвратить. А тут еще и налоговая подключилась
— Мы получили информацию о том, что предприятие «Н», учредителями которого являются Наталья и Инна, не ведет никакой деятельности, однако нанимает на работу персонал, причем именно беременных женщин, — рассказывает заместитель начальника Прилукской объединенной налоговой инспекции, начальник налоговой милиции Прилукской объединенной налоговой инспекции Виталий Дудка. — А это подпадает под действие статьи 205 Уголовного кодекса — «фиктивное предпринимательство». Мы начали отрабатывать эту информацию и выяснили, что одна из учредительниц фирмы, Наталья, является гражданской женой Владимира, который о-о-очень известен в нашем городе не с лучшей стороны.
— Что, такая легендарная личность?
— Еще бы! Он обладает удивительной способностью втираться в доверие к людям. Представьте, ездит на пяти или шести машинах, и ни одна из них на него не оформлена. Нет даже доверенности на управление: люди просто так отдали ему свои авто. Понимаете, он всегда считал, что ему все сойдет с рук и чувствовал себя вольготно. И только когда запахло жареным, забеспокоился.
— Он даже начал угрожать одному из своих подельников и некоторым потерпевшим, — рассказывает Юрий Чикалов.
— Чем он угрожал?
— Ну, как можно напугать молодых мам? Говорил, чтобы они детей не оставляли без присмотра, а то с ними может что-то случиться. Подельнику своему говорил, чтобы жену берег, а то ведь всякое бывает Тем не менее нам вместе с прокуратурой удалось собрать доказательства не только по фиктивному предпринимательству и по факту присвоения чужого имущества путем злоупотребления служебным положением, но даже по статье 209 — «легализация доходов, полученных преступным путем». Правда, только по одному эпизоду: его подельник Вячеслав часть средств из Фонда соцстраха вложил в развитие собственного бизнеса.
Всего мошенникам удалось незаконно получить из фонда почти 120 тысяч гривен, также они попытались незаконно присвоить еще свыше 97 с половиной тысяч гривен. Впрочем, часть средств пострадавшим аферисты выплатили уже во время слушания дела в суде. Суд приговорил Владимира к трем годам лишения свободы. Его подельникам — гражданской жене Наталье, а также Инне и Вячеславу — дали сроки поменьше: от полутора до двух лет лишения свободы с освобождением от отбывания срока. На личное имущество Натальи и Владимира (телевизор, монитор для компьютера, мягкий уголок, стенку, два автомобиля «Мерседес 190» и «Хонду-Аскону»), а также деньги, которые находятся на счетах подсудимых, был наложен арест, чтобы вернуть средства пострадавшим по гражданскому иску.
Наталья, которую оставили на свободе, носит Владимиру передачи.
— Не ожидали мы такого наказания, — говорит она. — Не думали, что Володю «закроют».
— И как вам такая идея в голову пришла?
— Да из газеты узнали. До нас в Бахмаче люди так же делали, и им только условно дали года два. А у Володи, видите, реальный срок. Мы просто залезли не туда, куда нужно. Нельзя идти против государства.
— А против беременных?
— Ну, с девочками мы в хороших отношениях. Особо и не ругались. Они просто тоже хотели денег
P. S. Сейчас Владимир находится в следственном изоляторе Государственного департамента исполнительных наказаний Сумской области в связи с другим делом: в декабре 2006 года он на автомобиле сбил насмерть двух женщин — маму и дочку