Двое из десяти членов экипажа погибшего судна спасены, поиски остальных продолжаются
Ранним утром в субботу, 27 сентября, вблизи берегов Болгарии сухогруз «Толстой», следовавший под флагом Северной Кореи из Ростова-на-Дону в турецкий порт Нимруд с грузом металлолома, внезапно исчез: сначала с турецких, а затем и с болгарских радаров.
— По имеющимся сведениям, связь с судном была потеряна приблизительно в 12 милях от болгарского мыса Эмине, — сообщили «ФАКТАМ» в Главном морском координационно-спасательном центре (ГМКЦ) Минтранса Украины. — Тогда же спутники зафиксировали, что сработал аварийный буй. Спасатели сразу же начали поиски, к месту предполагаемой катастрофы направилось судно «Милин камень» и вылетел вертолет. Однако, помимо термокостюма, обломков весел и полузатопленного спасательного плота, ничего не обнаружили. На борту «Толстого» находились десять членов экипажа, девять из которых — украинцы. Операцией по спасению занимается болгарская сторона. Попытки спасателей запустить сигнальные ракеты не удались из-за разбушевавшейся стихии.
Наутро воскресенья сигнальная ракета все же сработала: в 8. 05 ее выпустили моряки, удерживающиеся на надувном плоту. К тому времени погодные условия немного улучшились, они видели берег, но доплыть до него без посторонней помощи не могли.
Дежурный ГМКЦ получил информацию от представителя компании-оператора «Толстого»: один из спасшихся моряков в субботу вечером сбросил sms-сообщение матери и сестре. Эту информацию моментально передали в спасательно-координационный центр Варны, связались с матросом и посоветовали позвонить по телефону на номер 112, что позволило определить его местонахождение. Выяснилось, что у одного из спасшихся поднялась высокая температура и очень плохое состояние здоровья.
— По сообщению исполнительного директора болгарской Морской администрации Николая Апостолова, этих двоих моряков в воскресенье подобрало небольшое бельгийское судно, — сказали «ФАКТАМ» в украинском Главном морском координационно-спасательном центре. — Яхтсмены обнаружили терпящих бедствие украинцев в турецких территориальных водах и доставили их в Стамбул, где их сейчас опекают украинские дипломаты.
По сведениям представителя Морской администрации Болгарии Павла Бонева, в экстренную службу 112 удалось дозвониться Андрею Крыжановскому. Вместе с ним находился на плоту и был спасен Денис Ахрамеев.
Уже известны имена и фамилии всех десяти членов экипажа. Помимо капитана Андрея Кулика, имеющего российское гражданство, остальные — граждане Украины. Это старший помощник капитана Игорь Смольник, второй помощник Сергей Зоря, старший механик Иван Стеновиш, второй механик Александр Гламжин, третий механик Иван Падаруев, матросы Андрей Крыжановский, Александр Дроздов, Денис Ахрамеев и повар Кирилл Хохлов.
Нам удалось поговорить с женой 35-летнего капитана Татьяной Кулик. Вся семья капитана: мать, сестра, жена и двое детей — дочь 16-ти и сын пяти лет живут в Донецке и верят в то, что есть надежда на спасение. О кораблекрушении жена узнала из теленовостей, связалась с крюинговой компанией в Москве, которая нанимала этот экипаж. По словам Татьяны, в крюинге ей не отказывают в информации, но пока никаких определенных вестей нет.
— Я верю, что мой муж жив, — не теряет надежды Татьяна. — Раз такие неопытные ребята, матросики, выплыли, то и Андрей должен спастись. Ведь он с 15 лет связал свою жизнь с морем: Андрей окончил Одесскую мореходку. Море было его жизнью. Он практически всегда ходил на сухогрузах. А что судно старое, так сейчас повсеместно суда старые. Шторм мог разломить и новое судно. Андрей был дома буквально неделю назад, а 21 сентября отправился в рейс, ничто не предвещало беды. Такое испытание в его жизни впервые.
Как полагают специалисты, теплоход, попавший в семибалльный шторм, по-видимому, стало резко сносить к берегу. Корпус судна переломился надвое и оно быстро ушло на дно, затягивая за собой моряков. Никто не успел даже подать сигнал бедствия
— Судно было загружено фактически наполовину, в его трюмах находилось всего 2,5 тысячи тонн металлолома, — подчеркнули в отечественном Минтрансе, отбрасывая версию о «перегрузке». — Тогда как оно может транспортировать до 5 тысяч тонн.
— Сейчас погода в районе кораблекрушения несколько улучшилась и поисково-спасательная операция проводится в полном формате, — заверили «ФАКТЫ» в украинском ГМКЦ. — Задействованы пять судов, авиация, подключены сухопутные спасатели и пограничники.
Вчера капитан Одесского порта Александр Антонов вместе с директором Департамента морского и речного флота Министерства транспорта и связи Украины Владимиром Работневым отправились в Болгарию. Эти специалисты должны принять участие в расследовании катастрофы с сухогрузом «Толстой».
Сухогруз «Толстой» типа «река — море» построен на румынской судоверфи в 1970 году. До 2000 года теплоход назывался «Волго-Дон 5028». Затем судно носило название «Regul», позже, до 2002 года — «Aristotelis». Ростовский порт судно покинуло 21 сентября.
По данным Минтранса Украины, в течение предыдущих четырех лет во время осмотров, проводимых в соответствии с Черноморским меморандумом по контролю государством порта, «Толстой» трижды задерживался в портах Турции в связи с большим количеством замечаний к техническому состоянию судна и подготовке экипажа.